Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характе­ризующая его состояние в определенное время и в определенном про­странстве




Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе про­ведения уроки, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Про­ектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.

Значение педситуаций огромно. Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуаций реализуют их возможности. Так, если на уроках рождается много конфликтных ситуаций между учащимися и педагогом, это значит, что и педпроцесс, и подсистема, в которую он входит, либо порочны, либо неверно реализуются.

Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта де­ятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности. Способ взаимодействия может охватывать любой компонент педпроцесса и даже все компоненты вместе взятые. Например, мастер хочет снять напряжение в отношениях группы с одним из учащихся. Он проектирует ситуации, в которых этот член группы смог бы проявить себя как человек интересный, симпатичный, честный и т. д. Для этого он ис­пользует методы поручения, выступления родителей мальчика перед груп­пой, доверия, поощрения. Выбранный метод и становится способом вза­имодействия.

Педситуаций могут возникать стихийно или предварительно проектиро­ваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предва­рительным проектированием выхода из них.

Феномен педагогической ситуации состоит в том, что, будучи интегративной по сути, она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему в педагогике. Нельзя из ситуаций создать форму, как нельзя из форм создать педагогическую систему. В этом заключается чрезвычайная слож­ность любых педагогических явлений.

Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс "под­гонки" педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях.

В педагогике ситуация выделяет­ся как действие педагога и учащихся в неизменных условиях. Стоит к раз­говору мастера с учащимся подклю­читься ребятам или другим педагогам, как сразу возникает другая ситуация.

Таким образом, любой педагог участвует в проектировании трех ти­пов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций (рис. 11). Все они проектируются взаимозависимо, с учетомих целостности и внутрен­него единства.

 

Рис. 11. Объекты педагогического проектирования:

I — подсистема; II — педпроцессы; III— педситуации

 

Это значит, что если где-то возникли сбои, снижается педагогическая эффективность, то следует улучшать проектирование не только данного объекта, но и того, в который он входит. Так, всеобщее падение уровня обученности учащихся в результа­те тех педпроцессов, в которые мы включаем их, породило потребность в изменении системы профтехобразования в целом, видов и типов ее учеб­ных заведений в частности. От построения системы зависит качество пед­процессов, от педпроцессов — качество педситуации и, следовательно, вос­питательных отношений. Эта аксиома, к сожалению, не всегда учитывается на практике.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В педагогике существует точка зрения, согласно которой "содержанием педагогики как науки является изучение методов построения оптимальных педагогических систем" (Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. С. 19). Подумайте, согласны вы с этим суждением или нет. Обоснуйте свою точку зрения.

2. Назовите конкретные объекты, проектирование которых входит в обя­занность инженера-педагога.

3. Осуществите системный анализ такого объекта педагогического проек­тирования, как теоретическое обучение будущих рабочих.

4. Представьте себе, что к вам на уроки учащиеся предпочитают ходить без тетрадей. Ваши требования кардинально не меняют ситуации. Подумай­те, какие варианты решения этой конфликтной ситуации возможны? Что в этой ситуации зависит от проводимых вами уроков (педпроцессов) и что от системы работы училища?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.