КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приспособление педагогического процесса к целям развития учащегося и педагога
Только что мы рассмотрели педагогический процесс и каждый его компонент в отдельности. Он описан статично, и может создаться впечатление о его жесткости и нединамичности, о его безразличии к человеку. Все как раз наоборот. И вот почему. Как мы уже говорили, каждый компонент педпроцесса имеет множество вариантов. Вспомните, что методов — более пятисот наименований, форм организации — более тысячи и т. д. Поэтому любой педагог стоит перед выбором: выбрав цель, он определяет приоритетные принципы, затем совершает еще более сложную процедуру выбора содержания, методов и средств. Этой работой он занимается бесконечно. Успешность ее зависит от следующих условий выбора: 1) духовно-нравственной ориентации педагога, его ценностного отношения к личности ребенка, понимания вторичности обучения перед воспитанием признания приоритета нравственного воспитания перед всяким другим: 2) наличия достаточно полного банка всех компонентов педпроцесса (перечня возможных целей, задач, принципов и т. д.); 3) терпеливого изучения и знания уровня развития учащихся, их внутреннего мира, степени сформированности механизмов самовоспитания, самообразования, самообучения; 4) честной самооценки собственных педагогических возможностей — умений использовать выбираемый компонент для развития учащихся; 5) понимания среды ее особенностей, традиций, взглядов, отношений, привычек; 6) умения выбирать компоненты, устанавливая их связь и зависимость между собой; 7) интуиции педагога, способности мысленно представлять на уровне предчувствия результат своей продуманной и спланированной деятельности. Соблюдение этих условий помогает педагогу в сложном деле построения педпроцесса. За счет выбора можно в каждом отдельном случае делать педпроцесс нравственно ценным и в тоже время обогащать его разнообразным, уходить от бесцельности и стандартности. Педагога, который любит процедуры выбора, владеет этой комбинаторикой (приемами соединения, сочетания компонентов), называют методичным. Динамичность педагогического процесса достигается также за счет взаимодействия его трех структур: педагогической, методической, психологической. О педагогической структуре мы вели речь на протяжении всей второй главы книги, когда выделяли в педпроцессе цель, принципы, содержание, методы, средства и формы организации воспитания, образования и обучения. Но осуществляется педпроцесс не как последовательная реализация этих компонентов; он имеет свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач (подцелей), в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксирование увиденного и услышанного, обсуждение итогов. Типичный урок состоит из оргмомента, актуализации прежних знаний (проверки домашнего задания), усвоения новых знаний (объяснения нового материала), формирования навыков и умений (закрепления знаний). Педагогическая и методическая структура педпроцесса органично взаимосвязаны. При этом педагогическая структура является как бы сквозной, она проходит, повторяясь, через все методические этапы (таблица 19). Соотнести их между собой непросто. Это требует навыка и упорства, особенно в самом начале освоения.
Рис. 10 Вариант графика психологической структуры урока: I — познавательные процессы; II — мотивация учения; Ш — напряжение.
Кроме этих двух структур педпроцесс имеет третью, еще более сложную — психологическую. Во-первых, она задается последовательностью и интенсивностью протекания познавательных процессов у учащихся: восприятия, мышления, памяти и др. Ради их развития и непосредственно на их базе строятся и педагогическая, и методические структуры. Во-вторых, к психологической структуре относится проявление учащимися личных отношений, интереса, склонностей, мотивации учения. Сюда входит и нравственный климат в коллективе. Это особенно важно при отсутствии у учащихся внешних мотивов познания: экономических, социальных, идеологических. Педагогу приходится эти мотивы создавать самому. В-третьих, в психологическую структуру также входит психофизиологическая нагрузка учащихся и педагогов, выражающая подъемы и спады напряжения, как физического, так и нервной системы. Все три психологические подструктуры по уровню своего развития могут не совпадать. На рисунке 10 дан условный график одного из вариантов психологической структуры урока. На данном уроке восприятие, память и мышление либо плохо развивались, либо не востребовались вообще. Причем несколько повышенный “спрос” на них был перед концом урока. Мотивация учения постепенно росла, и ее пик пришелся на момент познавательной активности учащихся. Напряжение, напротив, сильным было в начале урока, видимо, при опросе, затем резко падало, в пик активности несколько возрастало, потом опять падало. Таблица 19
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |