Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приспособление педагогического процесса к целям развития учащегося и педагога




Только что мы рассмотрели педагогический процесс и каждый его компо­нент в отдельности. Он описан статично, и может создаться впечатление о его жесткости и нединамичности, о его безразличии к человеку. Все как раз на­оборот. И вот почему.

Как мы уже говорили, каждый компонент педпроцесса имеет множество вариантов. Вспомните, что методов — более пятисот наименований, форм организации — более тысячи и т. д. Поэтому любой педагог стоит перед вы­бором: выбрав цель, он определяет приоритетные принципы, затем соверша­ет еще более сложную процедуру выбора содержания, методов и средств. Этой работой он занимается бесконечно. Успешность ее зависит от следующих ус­ловий выбора:

1) духовно-нравственной ориентации педагога, его ценностного отноше­ния к личности ребенка, понимания вторичности обучения перед воспитани­ем признания приоритета нравственного воспитания перед всяким другим:

2) наличия достаточно полного банка всех компонентов педпроцесса (пере­чня возможных целей, задач, принципов и т. д.);

3) терпеливого изучения и знания уровня развития учащихся, их внутрен­него мира, степени сформированности механизмов самовоспитания, самооб­разования, самообучения;

4) честной самооценки собственных педагогических возможностей — уме­ний использовать выбираемый компонент для развития учащихся;

5) понимания среды ее особенностей, традиций, взглядов, отношений, привычек;

6) умения выбирать компоненты, устанавливая их связь и зависимость между собой;

7) интуиции педагога, способности мысленно представлять на уровне пред­чувствия результат своей продуманной и спланированной деятельности.

Соблюдение этих условий помогает педагогу в сложном деле построения педпроцесса. За счет выбора можно в каждом отдельном случае делать педпроцесс нравственно ценным и в тоже время обогащать его разнообразным, уходить от бесцельности и стандартности. Педагога, который любит процедуры выбора, владеет этой комбинаторикой (приемами соединения, сочетания компонентов), называют методичным.

Динамичность педагогического процесса достигается также за счет взаимо­действия его трех структур: педагогической, методической, психологической.

О педагогической структуре мы вели речь на протяжении всей второй главы книги, когда выделяли в педпроцессе цель, принципы, содержание, ме­тоды, средства и формы организации воспитания, образования и обучения. Но осуществляется педпроцесс не как последовательная реализация этих ком­понентов; он имеет свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач (подцелей), в соответствии с которыми определяют­ся последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, ме­тодическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструк­таж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксирование уви­денного и услышанного, обсуждение итогов. Типичный урок состоит из оргмомента, актуализации прежних знаний (проверки домашнего задания), ус­воения новых знаний (объяснения нового материала), формирования навы­ков и умений (закрепления знаний).

Педагогическая и методическая структура педпроцесса органично взаи­мосвязаны. При этом педагогическая структура является как бы сквозной, она проходит, повторяясь, через все методические этапы (таблица 19). Соот­нести их между собой непросто. Это требует навыка и упорства, особенно в самом начале освоения.

 

Рис. 10 Вариант графика психологической структуры урока:

I — познавательные процессы; II — мотива­ция учения; Ш — напряжение.

 

Кроме этих двух структур педпроцесс имеет третью, еще более сложную — психологическую. Во-первых, она задается последовательностью и интен­сивностью протекания познавательных процессов у учащихся: восприятия, мышления, памяти и др. Ради их развития и непосредственно на их базе стро­ятся и педагогическая, и методические структуры. Во-вторых, к психологи­ческой структуре относится проявление учащимися личных отношений, ин­тереса, склонностей, мотивации учения. Сюда входит и нравственный кли­мат в коллективе. Это особенно важно при отсутствии у учащихся внешних мотивов познания: экономических, социальных, идеологических. Педагогу приходится эти мотивы создавать самому. В-третьих, в психологическую структуру также входит психофизиологическая нагрузка учащихся и педаго­гов, выражающая подъемы и спады напряжения, как физического, так и нерв­ной системы.

Все три психологические подструктуры по уровню своего развития могут не совпадать. На рисунке 10 дан условный график одного из вариантов пси­хологической структуры урока. На данном уроке восприятие, память и мышление либо плохо развивались, либо не востребовались вообще. Причем не­сколько повышенный “спрос” на них был перед концом урока. Мотивация учения постепенно росла, и ее пик пришелся на момент познавательной активности учащихся. Напряжение, напротив, сильным было в начале урока, видимо, при опросе, затем резко падало, в пик активности несколько возрас­тало, потом опять падало.

Таблица 19




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.