КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы организации педагогического процесса
Педагогические средства как составная часть материально-технического обеспечения — это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся. Педагогические средства подразделяются на шесть групп предметов (объектов): оборудование училища, учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, организационно-педагогические средства воспитания. Оборудование училища (школьное) включает в себя все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади, а также простейшие средства для обучения и воспитания: парты (учебные столы), доски, мел, ручки, карандаши, краски, учебники, тетради — словом, тот исходный минимум предметно-материального обеспечения, без которого не может существовать ни одно учебное заведение. Естественно, что набор училищного оборудования зависит от типа училища и профессий, по которым ведется обучение Учебно-лабораторное оборудование, или учебно-лабораторное обеспечение педагогического процесса, зависит от особенностей материально-технического обеспечения училища конкретного профиля. Оно создается посредством создания системы учебных кабинетов, лабораторий, физкультурных залов в соответствии с набором учебных дисциплин, преподаваемых в училище. Такая специализация учебных помещений необходима, поскольку она способствует развитию педагогических технологий обучения и воспитанию учащихся. Учебно-производственное оборудование — это почти то же, что и учебно-лабораторное оборудование, но предназначенное для мастерских, учебных цехов, полигонов, земельных участков, где непосредственно ведется профессиональное обучение. По сути, это орудия и средства; применяемые в процессе профессионального труда. Дидактическая техника (средства) включает в себя всякого рода технические устройства и ЭВМ, используемые в целях воспитания и обучения. Традиционно их называют ТСО — технические средства обучения, хотя они активно применяются и во внеучебной деятельности. Учебные кабинеты оснащаются дидактической техникой в соответствии со спецификой обслуживаемой дисциплины. В настоящее время идет активная механизация и автоматизация учебных кабинетов, что значительно усовершенствует педагогическую и учебную деятельность педагога и учащихся. К дидактической технике относится и вычислительная техника: микропроцессоры и компьютеры, хотя это совершенно, особые средства. Но об этом чуть ниже. Учебно-наглядные пособия — это, собственно, то, что показывается или проигрывается с помощью и посредством дидактических средств или самим педагогом вручную. Это плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии, муляжи, педагогические программные средства (ППС) и т. д. Организационно-педагогические средства воспитания объединяют разнообразную учебно-программную документацию: учебные планы и программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации и т. д. Получив общее представление о том, что такое педагогические средства, можно поразмыслить над тем, зачем они нужны в педагогическом процессе. Нетрудно представить, что с их помощью легче хранить и быстрее извлекать для использования самую разнообразную информацию для урока. Например, с их помощью можно создавать информационные банки по учебным дисциплинам. Дидактические средства в единстве с методами обогащают технологию обучения и воспитания в целом. Они также освобождают педагога от рутинной работы для педагогического творчества, способствуют воспитанию самостоятельности учащихся, их продуктивной деятельности. С помощью педагогических средств можно проводить самые разнообразные самостоятельные поисковые работы. Дидактические средства создают особую пространственную среду для познавательной деятельности, стимулируют и обогащают ее. Без них невозможно создание педагогических технологий. Дадим более подробную характеристику двум наиболее значимым группам средств. Оборудование училища создается сейчас согласно нормативам на строительство типовых учебных зданий или приспособление ранее построенных нетиповых помещений. По этим нормативам площадь учебного кабинета для групповой работы не может быть менее 50 м2, а лаборантская комната — 15 м2, рекреационные помещения рассчитываются по 0,6 м2 на учащегося, туалеты — 0,1 м2, и т. д. Нормативы сегодня играют роль допуска, т. е. минимального уровня обеспечения учебного процесса площадями. Также рассчитываются площади спортивного комплекса, хозяйственных помещений, столовой, буфета и т. д. Нормативы предусматривают при необходимости обеспечение учащихся и местом в общежитии училища. Одной из педагогических проблем в этой области является качество помещений, обеспечивающих педпроцесс. По эргономическим, эстетическим, экологическим свойствам эти помещения в массе своей не удовлетворяют учебный процесс. И самое главное, типовые проекты мало сориентированы на специфику профессий и климатические особенности местности. В стране очень мало училищ, которые построены в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. Между тем здания, площади, высота потолков, цвет стен, удобство расположения аудиторий — все это воспитывает, формируя отношения, представления, вкусы и даже мотивы учения будущих рабочих. В последние годы учеными разработаны новые подходы к проектированию училищ. Ученые площади предложено рассматривать как систему зон жизнедеятельности учащихся: учебной, учебно-производственной, культурно-воспитательной, спортивно-оздоровительной и др. Учебная мебель van составляющая учебно-лабораторного оборудования предназначена для создания максимально благоприятных условий для учащегося в его познавательной деятельности. Учебные парты, столы разных видов (чертежные, демонстрационные и др.), столы управления ТСО, учительские кафедры, классные доски (типовые, фланеографы, магнитные, световые и т. п.) стеллажи для книг и оборудования, выставочные стенды, подставки для учебных пособий, стулья — все это делается с учетом возрастных и гигиенических требований, а также и архитектурно-художественных, эргономических, технико-экономических. Мебель играет огромную роль в воспитании: она влияет на здоровье учащихся, их состояние, настроение на уроке. Учебники, учебные пособия, тетради, ручки, карандаши, линейки, готовальни, микрокалькуляторы и т. д. — это минимум, без которого невозможна учебная деятельность учащихся. Они относятся к организационно-педагогическим средствам. Остановимся кратко на учебнике как массовой учебной книге, излагающей предметное содержание обучения и определяющей виды деятельности учащихся. Педагогическое назначение учебника в том, что он является: а) носителем содержания обучения; б) средством, мотивирующим и стимулирующим учение; в) средством организации обучения (планирования, контроля, коррекции); г) помощником учителя в сборе и организации информации; д) интерпретатором информации; е) средством воспитательного воздействия на учащихся. Перед авторами учебников сегодня стоит много проблем: качество, объем и структура информации, обеспечение различными видами и формами заданий и вопросов и др. Учебника, как его видят ученые, находится в стадии своего становления. Учебный кабинет — это помещение, специально оборудованное для проведения определенных занятий по одной из дисциплин учебного плана. В ПТУ наряду с кабинетами по общеобразовательным дисциплинам (математике, физике, химии, литературе, истории) создаются кабинеты по теоретическим дисциплинам профтехцикла. Это кабинеты черчения, для преподавания различных спецтехнологий, технологические лаборатории, кабинеты дизайна (технической эстетики), технического творчества и др. Кабинетная система помогает значительно обогатить педагогический процесс, собрать большой объем информации, приспособить оборудование к учащемуся, совершающему определенный вид деятельности. В кабинете можно организовать научную работу учащихся, их самостоятельную познавательную деятельность, их самообразование и самообучение. В перспективе учебные кабинеты в училищах и школах будут развиваться как многофункциональные, поскольку туда придет компьютер. Тогда не будет необходимости в хранении большого числа книг, справочников, пособий, наглядных пособий и т. д. Вместе с тем будут создаваться кабинеты, способствующие формированию профессионально важных качеств личности будущего рабочего: сенсомоторной сферы, конкретных навыков и умений, познавательных процессов. Уже сейчас есть кабинеты личностного назначения: психологической разгрузки, психодиагностики, в том числе и самодиагностики, аутотренинга и др. Учебные мастерские — это специально оборудованные помещения для обучения будущих рабочих обработке материалов ручными инструментами и на станках, монтажным и демонтажным работам. Они специально оборудуются орудиями и средствами труда, обеспечивающими производство материального продукта, производство и передачу энергии, функционирование коммуникаций, хранение, переработку и передачу информации, подчас охватывают всю технологию процесса. В учебных мастерских учащиеся осваивают технические объекты и технологию, т. е. происходит процесс адаптации учащихся. Между человеком и техникой возникают организационные и функциональные связи. Организационные связи появляются, если человек и техника действуют как один организм, как целостность. Такое возможно, если техника высокоэргономична. Функциональные связи возникают при четком и надежном распределении функций между человеком и техникой. Такое бывает при надежной и высокоразвитой технике и технологии. Каждую из этих связей учащиеся быстро чувствуют и усваивают в ходе урока производственного обучения в мастерских. Учебный цех — это часть производственного предприятия, оборудованная для производственного обучения будущих рабочих. Отличие цеха от учебной мастерской состоит в том, что его назначение — выпуск продукции, а значит, есть план-заказ предприятия, определенная заданная технология, режим и ритм работы, близкий к производственному. Учебный цех помогает учащимся быстро адаптироваться к производству, почувствовать его ритм, войти в реальные производственные отношения, освоить хозрасчет и рынок и даже заработать деньги. Дидактическая техника и ЭВМ — это вся совокупность технических средств училища, предназначенных: для пользования, хранения и переработки самой разнообразной информации; передачи информации на расстояние; организации и контроля педагогического процесса и индивидуальной деятельности учащихся, диагностики индивидуальных данных; снятия усталости, напряжения, перегрузок; формирования двигательных и сенсомоторных навыков. Данный класс педагогических средств включает в себя аудио-визуальные средства, т. е. средства, основанные на одновременной передаче информации для слуха и зрения учащегося. К ним прежде всего относятся средства экранные (диапроекторы, эпипроекторы, графопроекгоры), звуковые (радиопередачи, магнитофонные записи, грамзаписи, лингафонные устройства), экраннозвуковые (кино, телевидение, видеозаписи). Сюда также относятся средства программирования и контроля; тренажеры, обучающие и контролирующие устройства и т. д. Появление компьютеров сильно меняет "расстановку сил" в классе дидактической техники. Некоторые средства утрачивают свое значение, как бы морально стареют. Так случилось с эпидиаскопом, фильмоскопом. Какие бы красивые корпуса и кабинеты ни были созданы в училище, их эффективность по многом определяется наличием дидактической техники. Она расширяет информационное поле воспитания, способствует обогащению методики, помогает индивидуализировать воспитание и, что очень важно для училища, политехнизирует педагогический процесс. При этом к системе "человек—человек" добавляется новая — "человек—техника—человек". Об ЭВМ поговорим особо. Поставить их в один ряд со всей другой дидактической техникой нельзя. Построенные на микроэлектронике, они успешнее и гораздо продуктивнее выполняют функции многих традиционных видов учебной техники, могут выполнять самые различные функции практически в любой учебной деятельности, в любом педагогическом процессе. При подготовке рабочих компьютеры необходимы еще и как средство их будущей производственной деятельности. Без них невозможны работы на станках с ЧПУ, в технологических обрабатывающих центрах, с автоматизированными системами управления и, конечно, использование гибких автоматизированных производств. Что дают компьютеры для воспитания учащихся? Прежде всего то, что с, их помощью создается так называемый гибридный интеллект, т. е. значительно расширяется и усиливается познавательная деятельность учащегося. Создается среда, стимулирующая мысль. И все это в индивидуальном режиме. С помощью ЭВМ рабочее место преподавателя и учащегося автоматизируется, многократно усиливаются его вычислительные возможности. С помощью компьютера можно индивидуализировать педагогический процесс, наладить самостоятельную работу учащихся, проводить тут же диагностику и самодиагностику обучаемости и обученности учащихся и т. д. Работая с компьютером, в учебном процессе можно построить систему с обратной связью. Где и каким образом может применяться ЭВМ в педагогическом процессе школы, ПТУ? Во-первых, в системе управления этим процессом. С помощью ЭВМ можно создавать самые разнообразные информационные программы ("Успеваемость", "Посещаемость", "Практика", "Семья учащегося" и др. Во-вторых, в системе непосредственного обучения с помощью ППС, когда учащийся получает информацию и усваивает ее в индивидуальном режиме. В-третьих, для индивидуальной самостоятельной работы учащихся, особенно для учебных упражнений, различных расчетов. В-четвертых, при организации технического творчества, для моделирования создаваемых объектов. В-пятых, для обслуживания поиска дополнительной информации. В-шестых, для диагностики развития учащихся. Возможности ЭВМ в учебном процессе еще не изучены, опыта использования в практике мало. Так что этот вопрос остается открытым. Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике: педагогической технологии. Суть его состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса. Органическая зависимость их друг от друга проектируется и реализуется.
Задания для самостоятельной работы 1. Разработайте структуру и нарисуйте общую схему "Система педагогических средств воспитания учащихся". 2. Составьте полный перечень кабинетов одного из училищ, проведите их классификацию по самостоятельно выбранным признакам. 3. Проведите сравнение возможностей ЭВМ и остальной дидактической техники с целью наиболее полного определения ее педагогических возможностей. 4. Обобщите и проанализируйте имеющийся у вас опыт использования педагогических средств в процессе самообразования и самообучения студентов и учащихся. Осталось раскрыть последний компонент педагогического процесса — формы его организации (оргформы). Его место особое — завершающее (таблица 17). И потому формула педагогического процесса в конечном итоге другая (сравните с таблицей 3). Таблица 17
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |