Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации педагогического процесса




Педагогические средства как составная часть материально-техни­ческого обеспечения — это материальные объекты, предметы, пред­назначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащих­ся.

Педагогические средства подразделяются на шесть групп предметов (объ­ектов):

оборудование училища,

учебно-лабораторное оборудование,

учебно-производственное оборудование,

дидактическая техника,

учебно-наглядные пособия,

организационно-педагогические средства воспитания.

Оборудование училища (школьное) включает в себя все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади, а также простейшие средства для обучения и воспитания: парты (учебные сто­лы), доски, мел, ручки, карандаши, краски, учебники, тетради — словом, тот исходный минимум предметно-материального обеспечения, без которого не может существовать ни одно учебное заведение. Естественно, что набор учи­лищного оборудования зависит от типа училища и профессий, по которым ведется обучение

Учебно-лабораторное оборудование, или учебно-лабораторное обеспече­ние педагогического процесса, зависит от особенностей материально-техни­ческого обеспечения училища конкретного профиля. Оно создается посредст­вом создания системы учебных кабинетов, лабораторий, физкультурных за­лов в соответствии с набором учебных дисциплин, преподаваемых в учили­ще. Такая специализация учебных помещений необходима, поскольку она способствует развитию педагогических технологий обучения и воспитанию учащихся.

Учебно-производственное оборудование — это почти то же, что и учеб­но-лабораторное оборудование, но предназначенное для мастерских, учебных цехов, полигонов, земельных участков, где непосредственно ведется профес­сиональное обучение. По сути, это орудия и средства; применяемые в процес­се профессионального труда.

Дидактическая техника (средства) включает в себя всякого рода техни­ческие устройства и ЭВМ, используемые в целях воспитания и обучения. Тра­диционно их называют ТСО — технические средства обучения, хотя они ак­тивно применяются и во внеучебной деятельности.

Учебные кабинеты оснащаются дидактической техникой в соответствии со спецификой обслуживаемой дисциплины. В настоящее время идет актив­ная механизация и автоматизация учебных кабинетов, что значительно усо­вершенствует педагогическую и учебную деятельность педагога и учащихся.

К дидактической технике относится и вычислительная техника: микро­процессоры и компьютеры, хотя это совершенно, особые средства. Но об этом чуть ниже.

Учебно-наглядные пособия — это, собственно, то, что показывается или проигрывается с помощью и посредством дидактических средств или самим педагогом вручную. Это плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии, муляжи, педагогические программные средства (ППС) и т. д.

Организационно-педагогические средства воспитания объединяют раз­нообразную учебно-программную документацию: учебные планы и програм­мы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методи­ческие рекомендации и т. д.

Получив общее представление о том, что такое педагогичес­кие средства, можно поразмыслить над тем, зачем они нужны в педагогическом процессе. Нетрудно представить, что с их помощью легче хранить и быстрее извлекать для использования самую раз­нообразную информацию для урока. Например, с их помощью мож­но создавать информационные банки по учебным дисциплинам. Дидактические средства в единстве с методами обогащают техно­логию обучения и воспитания в целом. Они также освобождают педагога от рутинной работы для педагогического творчества, спо­собствуют воспитанию самостоятельности учащихся, их продуктив­ной деятельности. С помощью педагогических средств можно про­водить самые разнообразные самостоятельные поисковые работы. Дидактические средства создают особую пространственную среду для познавательной деятельности, стимулируют и обогащают ее. Без них невозможно создание педагогических технологий.

Дадим более подробную характеристику двум наиболее значимым груп­пам средств.

Оборудование училища создается сейчас согласно нормативам на стро­ительство типовых учебных зданий или приспособление ранее построенных нетиповых помещений. По этим нормативам площадь учебного кабинета для групповой работы не может быть менее 50 м2, а лаборантская комната — 15 м2, рекреационные помещения рассчитываются по 0,6 м2 на учащегося, туа­леты — 0,1 м2, и т. д. Нормативы сегодня играют роль допуска, т. е. мини­мального уровня обеспечения учебного процесса площадями. Также рассчи­тываются площади спортивного комплекса, хозяйственных помещений, сто­ловой, буфета и т. д. Нормативы предусматривают при необходимости обес­печение учащихся и местом в общежитии училища.

Одной из педагогических проблем в этой области является качество поме­щений, обеспечивающих педпроцесс. По эргономическим, эстетическим, эко­логическим свойствам эти помещения в массе своей не удовлетворяют учеб­ный процесс. И самое главное, типовые проекты мало сориентированы на специфику профессий и климатические особенности местности. В стране очень мало училищ, которые построены в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. Между тем здания, площади, высота потолков, цвет стен, удоб­ство расположения аудиторий — все это воспитывает, формируя отношения, представления, вкусы и даже мотивы учения будущих рабочих.

В последние годы учеными разработаны новые подходы к проектирова­нию училищ. Ученые площади предложено рассматривать как систему зон жизнедеятельности учащихся: учебной, учебно-производственной, культур­но-воспитательной, спортивно-оздоровительной и др.

Учебная мебель van составляющая учебно-лабораторного оборудования предназначена для создания максимально благоприятных условий для уча­щегося в его познавательной деятельности. Учебные парты, столы разных видов (чертежные, демонстрационные и др.), столы управления ТСО, учи­тельские кафедры, классные доски (типовые, фланеографы, магнитные, све­товые и т. п.) стеллажи для книг и оборудования, выставочные стенды, под­ставки для учебных пособий, стулья — все это делается с учетом возрастных и гигиенических требований, а также и архитектурно-художественных, эрго­номических, технико-экономических. Мебель играет огромную роль в воспи­тании: она влияет на здоровье учащихся, их состояние, настроение на уроке.

Учебники, учебные пособия, тетради, ручки, карандаши, линейки, гото­вальни, микрокалькуляторы и т. д. — это минимум, без которого невозможна учебная деятельность учащихся. Они относятся к организационно-педагоги­ческим средствам.

Остановимся кратко на учебнике как массовой учебной книге, излагаю­щей предметное содержание обучения и определяющей виды деятельности учащихся. Педагогическое назначение учебника в том, что он является: а) носителем содержания обучения; б) средством, мотивирующим и стимулиру­ющим учение; в) средством организации обучения (планирования, контроля, коррекции); г) помощником учителя в сборе и организации информации; д) интерпретатором информации; е) средством воспитательного воздействия на учащихся.

Перед авторами учебников сегодня стоит много проблем: качество, объем и структура информации, обеспечение различными видами и формами зада­ний и вопросов и др. Учебника, как его видят ученые, находится в стадии своего становления.

Учебный кабинет — это помещение, специально оборудованное для про­ведения определенных занятий по одной из дисциплин учебного плана. В ПТУ наряду с кабинетами по общеобразовательным дисциплинам (математике, физике, химии, литературе, истории) создаются кабинеты по теоретическим дисциплинам профтехцикла. Это кабинеты черчения, для преподавания раз­личных спецтехнологий, технологические лаборатории, кабинеты дизайна (технической эстетики), технического творчества и др.

Кабинетная система помогает значительно обогатить педагогический про­цесс, собрать большой объем информации, приспособить оборудование к уча­щемуся, совершающему определенный вид деятельности. В кабинете можно организовать научную работу учащихся, их самостоятельную познаватель­ную деятельность, их самообразование и самообучение.

В перспективе учебные кабинеты в училищах и школах будут развиваться как многофункциональные, поскольку туда придет ком­пьютер. Тогда не будет необходимости в хранении большого числа

книг, справочников, пособий, наглядных пособий и т. д. Вместе с тем будут создаваться кабинеты, способствующие формированию профессионально важных качеств личности будущего рабочего: сенсомоторной сферы, конкретных навыков и умений, познавательных процессов. Уже сейчас есть кабинеты личностного назначения: пси­хологической разгрузки, психодиагностики, в том числе и самодиа­гностики, аутотренинга и др.

Учебные мастерские — это специально оборудованные помещения для обучения будущих рабочих обработке материалов ручными инструментами и на станках, монтажным и демонтажным работам. Они специально оборуду­ются орудиями и средствами труда, обеспечивающими производство матери­ального продукта, производство и передачу энергии, функционирование ком­муникаций, хранение, переработку и передачу информации, подчас охваты­вают всю технологию процесса.

В учебных мастерских учащиеся осваивают технические объ­екты и технологию, т. е. происходит процесс адаптации учащихся. Между человеком и техникой возникают организационные и функ­циональные связи. Организационные связи появляются, если чело­век и техника действуют как один организм, как целостность. Такое возможно, если техника высокоэргономична. Функциональные связи возникают при четком и надежном распределении функций между человеком и техникой. Такое бывает при надежной и высокоразви­той технике и технологии. Каждую из этих связей учащиеся быстро чувствуют и усваивают в ходе урока производственного обучения в мастерских.

Учебный цех — это часть производственного предприятия, оборудован­ная для производственного обучения будущих рабочих. Отличие цеха от учеб­ной мастерской состоит в том, что его назначение — выпуск продукции, а значит, есть план-заказ предприятия, определенная заданная технология, ре­жим и ритм работы, близкий к производственному. Учебный цех помогает учащимся быстро адаптироваться к производству, почувствовать его ритм, войти в реальные производственные отношения, освоить хозрасчет и рынок и даже заработать деньги.

Дидактическая техника и ЭВМ — это вся совокупность технических средств училища, предназначенных:

для пользования, хранения и переработки самой разнообразной информа­ции;

передачи информации на расстояние;

организации и контроля педагогического процесса и индивидуальной дея­тельности учащихся, диагностики индивидуальных данных;

снятия усталости, напряжения, перегрузок;

формирования двигательных и сенсомоторных навыков.

Данный класс педагогических средств включает в себя аудио-визуальные средства, т. е. средства, основанные на одновременной передаче информа­ции для слуха и зрения учащегося. К ним прежде всего относятся средства экранные (диапроекторы, эпипроекторы, графопроекгоры), звуковые (радио­передачи, магнитофонные записи, грамзаписи, лингафонные устройства), экраннозвуковые (кино, телевидение, видеозаписи). Сюда также относятся сред­ства программирования и контроля; тренажеры, обучающие и контролирую­щие устройства и т. д.

Появление компьютеров сильно меняет "расстановку сил" в классе дидак­тической техники. Некоторые средства утрачивают свое значение, как бы морально стареют. Так случилось с эпидиаскопом, фильмоскопом.

Какие бы красивые корпуса и кабинеты ни были созданы в училище, их эффективность по многом определяется наличием дидактической техники. Она расширяет информационное поле воспитания, способствует обогащению методики, помогает индивидуализировать воспитание и, что очень важно для училища, политехнизирует педагогический процесс. При этом к системе "че­ловек—человек" добавляется новая — "человек—техника—человек".

Об ЭВМ поговорим особо. Поставить их в один ряд со всей другой дидак­тической техникой нельзя. Построенные на микроэлектронике, они успешнее и гораздо продуктивнее выполняют функции многих традиционных видов учебной техники, могут выполнять самые различные функции практически в любой учебной деятельности, в любом педагогическом процессе. При подго­товке рабочих компьютеры необходимы еще и как средство их будущей про­изводственной деятельности. Без них невозможны работы на станках с ЧПУ, в технологических обрабатывающих центрах, с автоматизированными систе­мами управления и, конечно, использование гибких автоматизированных про­изводств.

Что дают компьютеры для воспитания учащихся? Прежде всего то, что с, их помощью создается так называемый гибридный интеллект, т. е. значительно расширяется и усиливается познавательная деятельность учащегося. Создается среда, стимулирующая мысль. И все это в индивидуальном режиме. С помощью ЭВМ рабочее место преподавателя и учащегося автоматизируется, многократно усиливаются его вычислительные возможности. С помощью компьютера можно индивидуализировать педагогический процесс, наладить самостоятельную работу учащихся, проводить тут же диагностику и самодиагностику обучаемости и обученности учащихся и т. д. Работая с ком­пьютером, в учебном процессе можно построить систему с обратной связью.

Где и каким образом может применяться ЭВМ в педагогичес­ком процессе школы, ПТУ? Во-первых, в системе управления этим процессом. С помощью ЭВМ можно создавать самые разнообраз­ные информационные программы ("Успеваемость", "Посещае­мость", "Практика", "Семья учащегося" и др. Во-вторых, в систе­ме непосредственного обучения с помощью ППС, когда учащийся получает информацию и усваивает ее в индивидуальном режиме. В-третьих, для индивидуальной самостоятельной работы учащих­ся, особенно для учебных упражнений, различных расчетов. В-чет­вертых, при организации технического творчества, для моделиро­вания создаваемых объектов. В-пятых, для обслуживания поиска дополнительной информации. В-шестых, для диагностики разви­тия учащихся. Возможности ЭВМ в учебном процессе еще не изу­чены, опыта использования в практике мало. Так что этот вопрос остается открытым.

Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для воз­никновения нового направления в педагогике: педагогической технологии. Суть его состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса. Органическая зависимость их друг от друга проектируется и реализуется.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте структуру и нарисуйте общую схему "Система педагоги­ческих средств воспитания учащихся".

2. Составьте полный перечень кабинетов одного из училищ, проведите их классификацию по самостоятельно выбранным признакам.

3. Проведите сравнение возможностей ЭВМ и остальной дидактической техники с целью наиболее полного определения ее педагогических возмож­ностей.

4. Обобщите и проанализируйте имеющийся у вас опыт использования педагогических средств в процессе самообразования и самообучения студен­тов и учащихся.

Осталось раскрыть последний компонент педагогического процесса — формы его организации (оргформы). Его место особое — завершающее (таб­лица 17). И потому формула педагогического процесса в конечном итоге дру­гая (сравните с таблицей 3).

Таблица 17




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.