Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания — те практические действия педагога и учаще­гося, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содер­жания воспитания как общественного опыта




Место методов в педагогическом процессе

 

Для наглядного представления о методе приведем пример. Учащийся высказал пожелание узнать больше, чем дал преподава­тель на уроке по данной теме. Преподаватель одобрил это желание, порекомендовал прочитать нужную книгу, посоветовал, с чего на­чать чтение, предостерег от возможных ошибок. Одобрение, реко­мендация, совет, предостережения — это действия педагога, направ­ленные на учащегося. Сам учащийся читает книгу, конспектирует ее, пересказывает друзьям, задает вопросы себе и педагогу, сравни­вает, сопоставляет вновь прочитанное со своим опытом и т. д. Он тоже действует, познавая содержание. Выделенные действия и есть методы воспитания, предназначенные для работы с содержанием.

Отличить методы воспитания от других практических действий педагогов и учащихся можно, владея их признаками.

Во-первых, к методам относятся только те действия, которые взаимосвязывают педагога и учащегося, т. е. бинарные, двойственные по своей сути.

Во-вторых, те действия, с помощью которых преобразуется содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения.

В-третьих, те действия, с помощью которых регулируется и стимулируется развитие учащихся и педагогов.

Наличие у учащихся своей зоны самовоспитания, самообразования, само­обучения предполагает присутствие у учащегося и своих методов и приемов осуществления этих процессов. В педагогике они называются методами и приемами учения. Но, по сути, это явление значительно глубже. Действительно, учащиеся владеют методами, с помощью которых познают тот ма­териал, который предлагает программа, педагог. Но они используют мето­ды и для самостоятельного, инициативного приобретения знаний, умений независимо от обучения в училище. И здесь учащийся может сам создавать свои методы, интуитивно подбирая их, комбинируя известные. Кстати, уча­щиеся большие изобретатели в этом вопросе. Вспомним хотя бы пятаки под пяткой, успокаивающий счет до десяти, заучивание стихов на ночь и др. Педагогу стоит присмотреться к их методам самовоспитания, самообразо­вания, самообучения.

Каждый метод делится на методические приемы. Метод беседы, напри­мер, делится на такие приемы, как вопросы и ответы, показ и убеждение, вступительное слово и заключение.

Методов воспитания чрезвычайно много. По скромным подсчетам, основ­ных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать отдельные ме­тоды, не сознавать при этом всей системы трудно, а подчас и невозможно. Об этом говорит бедный выбор методов, применяемых на практике. Системати­ка методов также нужна для лучшего запоминания.

До сих пор наиболее распространенным классификатором методов явля­ется тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (таблица 13). Это самая про­стая и доступная классификация, широко применяемая на практике.

Таблица 13

Классификация методов по источникам познания

I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инст­руктаж, и др.
II группа Практические методы Упражнения, трени­ровка, самоуправле­ние и др.
III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Другая классификация методов построена на основе простейшей структу­ры личности: методы формирования сознания, поведения и чувств (таблица 14). Это тоже широко распространенное деление.

Таблица 14

Классификация методов на основе структуры личности

I группа Методы формирования познания Рассказ, беседа, инст­руктаж, показ, ил­люстрирование и др.
II группа Методы формирования поведения Упражнения, трени­ровка, самоуправле­ние и др.
Ш группа Методы формирования чувств (стимулирования) Одобрение, похвала, порицание и др.

Как легко заметить, оба классификатора во многом совпадают. Но есть и разница. Словесные и наглядные методы объединяются в группу методов формирования сознания, и появляется новая группа методов формирования чувств, т. е. стимулирования. Сюда входят методы, которые в начальном де­лении не самостоятельны, а входят во все три группы. Коротко о втором клас­сификаторе.

Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что­бы передавать информацию от педагога к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание — это основа мировоззрения, поведения, отноше­ний, это интеллектуальная база профессиональной деятельности. Чем богаче, полнее, глубже, объективнее и вариативнее полученная информация, т. е. опыт поколений, тем профессиональнее начинает действовать будущий рабочий, тем интенсивнее идет его общее развитие.

В системе подготовки, рабочих из этой группы методов наибо­лее распространены беседа, инструктаж, рассказ, показ, объясне­ние. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Напри­мер, инструктаж (инструктирование). В него входят приемы: рас­сматривание чертежей, передача алгоритмических правил, изложе­ние требований, показ и т. д. Этими приемами пользуется мастер производственного обучения. Учащийся при этом использует про­стейшие приемы наблюдение, запоминание, сравнение, мыслен­ное повторение, зарисовывание и др. С помощью инструктирова­ния ноль >я дать сложного научного знания, практически невозмож­но сформировать творческое отношение к работе, нельзя прокон­тролировать знания и умения. Но можно дать установку, определить последовательность действий, показать образец, предостеречь от ошибок.

Так можно рассмотреть каждый метод и обнаружить, что лю­бой из них имеет определенные возможности, свою зону влияния. Методы формирования поведения и деятельности — это практические методы. Человек — субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К мето­дам формирования поведения относятся: включение в деятельность, игра, опора на опыт, поручение, требование, ритуал, принуждение, самоуправле­ние, самообслуживание, соревнование, состязание, тренировка, упражнение и др. Данные методы используются непосредственно для формирования по­ведения, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.

Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования созна­ния и деятельности. Стимулировать — значит побуждать, помогать напол­нять смыслами, улучшать качество познавательной и трудовой деятельности, создавать для нее благоприятные в том числе и нравственные условия. В пе­дагогической практике ПТУ это крайне необходимая мера, т. к. многим уча­щимся трудно учиться, некоторые не приучены трудиться, часть ребят не по­нимают полезности и необходимости учения и труда. К таким стимулирую­щим методам относятся поощрение, порицание, создание ситуаций успеха, опора на положительное в человеке, контроль, самоконтроль, оценка и само­оценка и др.

Методы формирования чувств, т. е. стимулирующие методы, тоже складываются из приемов. Рассмотрим хотя бы такой простой метод поощрения, как одобрение словом. Чтобы его использовать, надо понаблюдать за учащимся, выделить положительные момен­ты в его деятельности, привлечь его внимание к себе, улыбнуться, ласково прикоснуться к нему, продумать слова, произнести их в нужный момент, оценить реакцию учащегося, применить одобре­ние и т. д.

Остановимся кратко на характеристике такого метода стимулирования, как контроль.

Методы контроля — это способы проверки успешности познавательной, трудовой и других видов деятельности учащихся, а также проверки эффек­тивности используемых методов. Методы контроля познавательной и произ­водственной деятельности несколько различны. Методы контроля познава­тельной деятельности — это устный опрос (индивидуальный, фронтальный), проверка тетрадей, самостоятельная (контрольная) работа, лабораторный кон­троль зачет, экзамен и др. С их помощью, как правило, выявляется уровень обученности учащихся. Методы контроля трудовой деятельности — это кон­троль мерительными приборами, контроль посредством практического при­менения (изготовленной детали, отремонтированного станка), а также созда­ние отдела технического контроля и т. д. Есть методы контроля результатов внеучебной воспитательной деятельности: метод экспертных оценок, обще­ственное мнение, анкетный опрос, беседа, методы диагностики уровня воспи­танности учащихся н т. д.

Наконец, методы подразделяются по тому, какие возможности они предо­ставляют учащимся для их самостоятельной деятельности (т. е. по продук­тивности). Так, выделяются пять групп методов: объяснительно-иллюстра­тивные, репродуктивные, проблемные, частично поисковые и исследователь­ские (таблица 15). Это менее распространенный классификатор.

Таблица 15

Классификация методов по степени продуктивности

I группа Объяснительно-иллюстративные методы   Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа.
II группа Репродуктивные методы Лекция, пример, демонстрация, алгоритми­ческое предписание, поручение, упражнение.
III группа Проблемные методы Беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение.
IV группа Частично поисковые методы Диспут, наблюдение, самостоятельная рабо­та, лабораторная работа, самоуправление, соревнование.
V группа Исследовательские методы Исследовательское моделирование, сбор но­вых фактов, задание, техническое творчест­во, проектирование, поиск неисправностей.

Еще раз скажем о том, почему полезно знать классификаторы методов. Дело в том, что с их помощью можно определить педагогические возможнос­ти каждого метода и сознательно пользоваться им. Например, метод доверия. По первому классификатору — это словесный метод. По второму — стимулирующий. По третьему — частично поисковый, поскольку предоставляет воспитаннику возможность действовать самостоятельно. Или, скажем, метод упражнений. Это практический метод формирования поведения и деятель­ности, имеет четко выраженный репродуктивный характер. Следовательно, он не побуждает учащихся к творчеству. И так охарактеризовать можно каж­дый метод.

В заключение отметим, что все рассмотренные методы равно необходи­мы при теоретической подготовке учащихся училищ и при практической про­изводственной. Все дело в дозировке методов, их сочетании.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте перечень педагогических методов воспитания, используемых в прошлом вашими педагогами по отношению к вам, и систематизируйте их по одному из классификаторов.

2. Сделайте то же самое с методами, применяемыми вами в самовоспита­нии, самообразовании, самообучении.

3. Один из наиболее полно представляемых вами методов терпеливо раз­делите на приемы педагога и приемы учащегося.

4. К таблице 13 сделайте символические зарисовки к каждой группе методов.

5. Дополните схему на таблицу 14.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.