КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура педагогического процесса. Это классическая структура педагогического процесса, выстраданная всей историей теоретической и практической педагогики
Это классическая структура педагогического процесса, выстраданная всей историей теоретической и практической педагогики. Из шести компонентов состоит деятельность любого педагога по организации воспитательных отношений: и талантливых А. С. Макаренко и В А. Сухомлинского, и бездарного, имя которого не знает никто, кроме его несчастных учеников. Эти компоненты для педагога, как ноты для музыканта: ими можно сыграть и сонаты Бетховена, и простенькую песенку. Дадим краткую характеристику данным компонентам. Цель как начальный компонент педагогического процесса состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание — это часть опыта поколений (например, учебный материал), который передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание, перерабатывается и затем воспроизводится. Средства как материализованные предметные способы "работы" с содержанием, используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность. В педагогическом процессе все совершается последовательно: определив цели и направления их достижения, мы в соответствии с ними отбираем содержание, затем выбираем методы, средства его подачи и усвоения и все это "объединяем" в форме. Идет урок производственного обучения. Тема "Обработка резьбовых поверхностей (нарезание резьбы)". Мастер ставит цели: научить нарезать круглыми плашками треугольную (крепежную) наружную резьбу на стержнях и трубах; познакомить учащихся с приемами накатывания резьбы на стержнях; научить нарезать метчиками треугольную (крепежную) внутреннюю резьбу в сквозных и глухих отверстиях; ознакомить учащихся с приемами нарезания внутренней резьбы на сверлильном станке. Мастер будет руководствоваться следующими принципами: единства теории и практики, политехнизма и профессиональной, направленности педагогического процесса. Содержание педагогического процесса будет определяться тем, что на всю эту тему отводится 12 ч., а данный урок идет 6 ч. Следовательно, мастер все содержание темы будет делить на две части. Перед началом передачи знаний и формирования новых умений он проверит, как усвоили будущие рабочие содержание понятий по спецтехнологии: элементы и профили резьб, стандарты на резьбы, резьбонарезной и резьбонакатный инструменты,их геометрические параметры, таблицы резьб, процесс образования резьб, контроль резьб. Мастер выбирает объекты работы, готовит материал, продумывает новые дополнительные сведения о резьбе, которые он передаст ребятам. Отработав содержание, он отбирает методы и средства его передачи. Мастер использует вводный инструктаж, беседу, показ, проводит опрос и получает ответы, упражняет действия учащихся, оценивает результаты работы и т. д. Все это он проводит в такой организационной форме педагогического процесса, как урок производственного обучения. Все компоненты педагогического процесса есть на уроке. Воспитательные отношения во время урока строятся в зависимости от того, как организуется мастером педагогический процесс. На уроке могут возникнуть благоприятные взаимоотношения, способствующие эффективной передаче знаний и умений, развитию интереса учащихся к материалу, к осваиваемой профессии, могут упражняться зачатки профессиональной ловкости, аккуратности, бережливости и т. д. В результате таких воспитательных отношений происходит развитие будущего рабочего: его знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств. Таким образом можно проанализировать индивидуальную беседу мастера с учащимся, коллективное посещение музея или театра, встречу учащихся с ветераном труда и даже случайный разговор мастера с учащимся. Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. У каждого учащегося есть своя цель обучения. В период учебы в училище учащиеся имеют свои сформировавшиеся принципы, которые проявляются в отношении к учебе, преподавателям. Усваивая содержание материала, учащиеся используют свои методы, средства учения. Педагогический процесс, подготовленный преподавателем, отражается на учащемся, охватывая его внутреннюю сферу, но это не зеркальное отражение. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одного урока могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс и, как его результат, лучше строятся воспитательные отношения. Таким образом, педагогический процесс создается преподавателем для учащихся, в него вовлекаются все внутренние силы самовоспитания, самообразования и самообучения учащихся.
Задания для самостоятельной работы. 1. Перечислите все функции педагогического процесса по отношению к воспитаннику. 2. Поставьте в логически правильный порядок следующие компоненты педагогического процесса: формы, цели, содержание, принципы организации воспитательных отношений. Допишите недостающие компоненты. 3. Объясните разницу между понятиями "воспитательный процесс" и "педагогический процесс". 4. Проведите рефлексию (самоанализ) собственного учения на занятиях по педагогике: выявите сходство или расхождение целей, принципов и методов преподавания и учения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |