Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения. Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обуче­ния




 

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обуче­ния. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода ино­гда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах препо­давания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от­дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объ­ективная и субъективная части... Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются об­щие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные ком­поненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъ­ективная часть метода обусловлена личностью педагога, особен­ностями учащихся, конкретными условиями.

Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объек­тивной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в боль­шинстве случаев, а также успешно решать проблемы логичес­кого выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчест­во, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

В дореволюционных дидактических руководствах методу да­валось такое определение: метод — искусство учителя направ­лять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство — значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливым бу­дет и другое определение: методы — системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение на­меченной цели.

Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в систе­мы. В связи с этим появляется множество классификаций мето­дов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоя­щее время известны десятки классификаций методов обучения. Наиболее обоснованными являются следующие.

Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний. Таких источников три: прак­тика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник инфор­мации — видео в сочетании с новейшими компьютерными сис­темами.

В данной классификации выделяется пять методов: прак­тический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, и каждый из них имеет модификации — способы выражения (см. табл. 4).

 

 

Практический метод Наглядный метод Словесный метод Работа с книгой Видеометод
Опыты, упражнения, учебно- производительный труд,   Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут     Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование Просмотр, обучение, упражнения под контро­лем «электроного учителя», контроль

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Тип познаватель­ной деятельности — это уровень самостоятельности (напряжен­ности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.