Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения 2 страница




Эффективность иллюстрации в большой степени зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюст­рирования, следует хорошо продумать их дидактическое назна­чение, место и роль в познавательном процессе. Перед учителем стоит также проблема определения оптимального объема иллю­стративного материала. Опыт показывает, что большое количест­во иллюстраций отвлекает учащихся от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее, но показы­вают только в необходимый по ходу обучения момент. В отдель­ных случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы, таблицы и т. д.). В современной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используют­ся экранные технические средства.

Видеометод как отдельный метод обучения стал возможен благодаря интенсивному проникновению в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации — кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебно­го телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации. Этот метод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, система­тизации — следовательно, он успешно выполняет все дидакти­ческие функции. Метод основывается преимущественно на наглядном восприятии информации и предполагает как индук­тивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познава­тельным процессом. По сути речь идет уже не о методе, а о ком­плексной дидактической технологии.

Обучающая и воспитывающая функции видеометода обуслов­ливаются высокой эффективностью воздействия наглядных обра­зов. Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступна для восприятия, усваивается легче и быстрее. Правда, развивающее воздействие наглядной информации невелико в том случае, когда учащимся не предлагаются контрольные упражне­ния и тесты по ее восприятию и запоминанию. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Необходима специальная орга­низация обучения, чтобы кино- и телеэкран выступали в качес­тве источника проблемности и стимула самостоятельных иссле­дований.

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность дать учащимся более полную, достоверную инфор­мацию об изучаемых явлениях и процессах, повысить роль на­глядности в учебном процессе, удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т. д.; наладить эффективную обратную связь, организовать полный и систематический контроль, объек­тивный учет успеваемости.

С помощью видеометода эффективно решаются многие дидак­тические и воспитательные задачи:

—изложение новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения, явление диффузии жидкости, выветривание горных пород и т. д.), а также быстрых процессов, когда непосредствен­ное наблюдение не может вскрыть сущности явления (удар уп­ругих тел, кристаллизация веществ и т. д.);

—объяснение в динамике принципов действия сложных ме­ханизмов и машин;

—обучение алгоритмам выполнения различных видов дея­тельности;

—создание специфической языковой среды на уроках ино­странного языка;

—представление видеодокументов на уроках истории, этики, обществоведения, литературы для укрепления связи обучения с жизнью;

—организация тестовых испытаний;

—выполнение тренировочных работ, упражнений, моделиро­вание процессов, проведение необходимых измерений;

—создание баз (банков) данных для проведения учебно-тре­нировочных и исследовательских работ;

—компьютерный учет успеваемости каждого учащегося в классе, дифференцированный подход к организации обучения;

—рационализация учебного процесса, повышение его продук­тивности, обеспечение оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогическо­го управления.

Современные средства видеоинформации позволяют подчерки­вать, выделять наиболее важные места, создавая тем самым бла­гоприятные условия для усвоения не только видеоряда, но и его структуры. Особенно богатыми возможностями располагает мультипликация, используемая в обучении для наглядно-образ­ного раскрытия сущности трудных тем.

Эффективность видеометода мало зависит от личного мастер­ства учителя, скорее она находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Метод предъ­являет большие требования к организации учебного процесса в плане четкости, продуманности, целесообразности. От учителя, использующего видеометод, требуется умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в про­цессе самостоятельной работы.

Среди практических методов наибольшей эффективностью от­личаются упражнения. Этот метод обучения представляет собой планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Систематическое упражнение — прове­ренный и надежный метод успешного и продуктивного труда. Достоинство метода состоит в том, что он обеспечивает эффектив­ное формирование умений и навыков, а недостаток — в слабом выполнении побуждающей функции.

Различают специальные, производные и комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяе­мые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются произ­водными. Такие упражнения способствуют повторению и закре­плению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается. Комментированные упражнения активизируют учебный процесс, сознательное выполнение учеб­ных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Метод комментированных упражне­ний обеспечивает высокий темп урока, способствует сознатель­ному, прочному усвоению материала всеми учащимися.

В процессе обучения широко используются устные упражне­ния. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся. На­значение устных упражнений — овладение техникой и культу­рой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т. д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных. Устные упражнения постепенно усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся. Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, кон­спекты, решение задач, описание опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их назначение — формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнооб­разии. К письменным упражнениям тесно примыкают графичес­кие, используемые при изучении математики, физики, черчения, географии, рисования, а также в процессе производственного обучения. Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лаборатор­ным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения. Производствен­но-трудовые упражнения составляют систему специально разра­ботанных трудовых действий учебного или производственного характера. Они бывают простыми и сложными: к первым отно­сятся упражнения по выполнению отдельных трудовых приемов, а вторые предусматривают выполнение производственно-трудо­вых дел в целом или их значительных частей (настройка стан­ка, изготовление части детали или устройства и т. п.).

Чтобы упражнения были эффективными, они должны от­вечать ряду требований. К ним относятся сознательная направ­ленность учащегося на повышение качества деятельности, знание правил выполнения действий, сознательный учет и кон­тролирование условий, в которых оно должно выполняться, учет достигнутых результатов, распределение повторений во времени.

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися и применяется преж­де всего при изучении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется гораздо большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдате­лями, а не участниками и исполнителями исследований. Лабора­торный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований.

Особенно эффективен проблемный (исследовательский) ла­бораторный метод. Он состоит в том, что сами учащиеся вы­двигают гипотезу исследования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и приборы. Затруднения побуждают к самостоятельной работе, главное отличие которой от работы, выполняемой с помощью преподавателя, состоит в том, что учащиеся стараются хорошо уяснить себе сущность проблемы, найти пути достижения цели, позволяющие разрешить пробле­му наиболее рационально. Проблемный подход ставит учащего­ся в позицию активного исследователя, требует самостоятельно­го разрешения многих больших и малых задач: сбора и оценки основных и вспомогательных данных, альтернативных гипотез, обоснованного выбора способов накопления недостающей инфор­мации. Решение проблемы активизирует продуктивное мышле­ние, ведет к росту количества познанных предметов и явлений, присущих им характеристик и отношений, а главное — форми­рует совершенно новый подход к обучению, не школярский, а творческий.

Лабораторный метод сложен, требует специального, часто до­рогостоящего оборудования, тщательной подготовки учителя и учащихся. Его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени. Поэтому, планируя лабораторный метод, учитель должен быть уверен, что польза от самостоятель­ного исследования превысит эффективность обучения, которую можно достичь более простыми, экономными путями.

Отличие практического метода от лабораторного заключает­ся в том, что в деятельности учащихся преобладает применение уже полученных знаний к решению практических задач. На пер­вый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способ­ствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через ко­торые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

•объяснение учителя — этап теоретического осмысления ра­боты;

•показ — этап инструктажа;

•проба — этап, на котором два-три ученика выполняют ра­боту, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка;

•выполнение работы — этап, на котором каждый самостоя­тельно выполняет задание; учитель на этом этапе особенное вни­мание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с за­данием;

•контроль — на этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются.

Учитывается качество выполнения, бережное отно­шение к времени, материалам, скорость и правильное выполне­ние задания (Е. Я. Голант).

Практический метод лучше других приучает школьников к добросовестному выполнению задания, способствует формирова­нию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса: осознание целей предстоящей работы, ана­лиз задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.

Познавательная игра (дидактическая) — это специально соз­данная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход. Главное назначение мето­да — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобра­зователем действительности.

Метод познавательных игр имеет длительную историю. Он применялся уже в древних дидактических системах. В очеред­ной раз интерес к нему обострился в середине 80-х гг., когда в школу начали проникать мощные ЭВМ, позволявшие модели­ровать сложные ситуации. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе ув­лекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения. Современная компьютерная тех­ника позволяет реализовать очень сложные интерактивные иг­ры, которые целиком захватывают детей. Игровые приставки имеют высочайшие дидактические возможности, жаль только, что направленность игр у них не обучающая.

Среди традиционных школьных игр — разнообразные мате­матические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры ти­па электронных викторин, игры с тематическими наборами «Конструктор», «Умелец», «Юный химик» и т. п.

В последнее десятилетие большую популярность получили симуляционные игры, способствующие воспроизведению опреде­ленного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей. С помощью симуляционных игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действительных. Пред­лагается, например, воспроизвести заседание парламента, срав­нивая свои действия и выводы с действиями депутата. Это помо­гает учащимся обнаружить и понять мотивы принятия тех или иных законопроектов.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например — заранее подготовленного диалога, дискуссии на оп­ределенную тему, театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место или гипотетических. Структура данного метода может быть такой (табл. 6):

Таблица 6

Этапы Цели учителя Цели учащихся
Подготовка План и содержание Понимание
Начало Определение темы и цели Мотивация
Организация Распределение ролей Принятие ролей
Инсценировка Наблюдение, руководство Участие
Анализ Подведение итогов Понимание

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специали­стов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе ко­торой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

Программированное обучение направлено на повышение эф­фективности управления учебным процессом и подразумевает значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. Применяемые методы можно разделить на методы предъявления информации, выполнения программиро­ванных заданий, контроля и коррекции.

Предъявление (преподнесение) информации в программирован­ном обучении может быть организовано безмашинным и машин­ным способами. В первом случае учебный материал излагается в программированных учебных книгах, а во втором — выводится на экраны дисплеев. Существуют три основных системы программи­рования учебного материала: линейная, разветвленная и смешан­ная (комбинированная). В линейной программе материал разбивает­ся на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. В разветвленную программу вводят­ся дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответами. Смешанная программа представляет собой комбинацию линейной и разветвленной.

Своеобразно организуется при этом выполнение заданий и уп­ражнений. Такие задания обязательно предусматриваются после усвоения каждой порции учебного, материала и преследуют трой­ственную цель: тренаж, обратная связь и контроль. Правильность их выполнения определяет дальнейшее продвижение учащегося в обучении. Используются безмашинный и машинный способы организации заданий и упражнений. При безмашинном способе используются книги и тетради, при машинном — трени­ровочные упражнения и контрольные задания выполняются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепление пра­вильности своих ответов, что является одним из преимуществ программированного обучения.

По итогам выполнения учебных заданий осуществляется кон­троль, который также может быть безмашинным или машинным. При безмашинном контроле для формирования оценки использу­ются простые приспособления (перфокарты, планшеты и т. п.), а при машинном — различные технические средства вплоть до ЭВМ. Наиболее распространенный метод организации контроля — альтернативный выбор правильного ответа из нескольких прав­доподобных. Современные компьютеры позволяют вводить и ана­лизировать самостоятельно сконструированные ответы (в виде предложений, слов, формул, различных знакосочетаний).

Характерной особенностью методов программированного обучения является то, что все они неразрывно слиты в едином учебно-педагогическом воздействии.

Главная функция обучающего контроля — контрольно-коррекционная, но при этом очень важно обеспечить органическое включение контроля в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитатель­ные, побуждающие функции. В данном методе различают ряд модификаций, отличающихся между собой организацией кон­трольных срезов, основаниями для накопления информации, способами получения и обработки данных диагностических и тестовых измерении и т. д.

Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учите­лем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки. Письменный контроль выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т. п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или ос­новательный анализ).

Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке; часто сочетается с письменными и гра­фическими работами, решением экспериментальных задач, тре­бующих проведения опытов.

Машинный (программированный) контроль при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих про­грамм применяется на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты — специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о на­личии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений. Самоконтроль предполагает формирование умения самостоя­тельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать спо­собы устранения обнаруживаемых пробелов.

Ситуационный метод скомбинирован из многих путей и спо­собов. Применяется педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возможности быстро и эффектив­но достичь намеченных целей в конкретных условиях. Поэтому метод называется еще творческим, нестандартным. Признается не всеми педагогами. Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вы­текающие из намеченной цели и создавшихся условий. Педагог должен уметь предвидеть предполагаемые последствия своих решений. Как правило, в ситуационном методе сочетаются и переплетаются различные традиционные и новые пути, устояв­шиеся и новейшие идеи. Именно ситуационным методом, как по­лагают, достигли выдающихся успехов известные новаторы обучения Шаталов, Ильин, Гузик, Волков и др.

О структуре и содержании метода ничего определенного сказать нельзя: он изменяется от ситуации к ситуации. Этот ме­тод — самостоятельное произведение педагога, его творческий почерк, опирающийся на собственное видение и понимание пе­дагогического процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.