Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации обучения. Такой выбор не может быть произвольным, так как учителю приходится каждый раз учитывать многие зависимости




ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Такой выбор не может быть произвольным, так как учителю приходится каждый раз учитывать многие зависимости. Преж­де всего определяются главная цель и конкретные задачи, кото­рые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяюших наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

На выбор методов влияют многие причины. В табл. 7 они све­дены в иерархическую систему (И. П. Подласый, 1989).

Таблица 7

Фактор Влияние фактора Место
Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть 0,90  
Уровень мотивации обучения 0,86  
Реализация принципов, закономерностей обучения 0,84  
Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать 0,80  
Количество и сложность учебного материала 0,78  
Уровень подготовленности учащихся 0,70  
Активность, интерес учащихся 0,65  
Возраст. Работоспособность учащихся 0,62  
Сформированность учебных навыков. Учебная трениро­ванность и выносливость Время обучения Материально-технические, организационные условия обучения Применение методов на предыдущих уроках Тип и структура занятия Взаимоотношения между учителем и учащимися, кото­рые сложились в процессе учебного труда (сотрудничес­тво или авторитарность) Количество учащихся в классе Уровень подготовленности учителя Использование взаимообучения 0,60 0,55 0,53 0,50 0,40 0,38 0,37 0,37 0,36 0,35 0,34 0,30  

 

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по раз­личным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продол­жительности учебных занятий и др. По первому критерию выде­ляются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы — школьные и внешкольные. К школьным относятся занятия в школе (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участ­ке, в лаборатории и т. п., а к внешкольным — домашняя само­стоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д. По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное за­нятие (70 мин), сокращенные уроки (30—35 мин), а также уро­ки «без звонков» произвольной длительности.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам ор­ганизации: индивидуально-групповой (средневековье), взаимно­го обучения (белланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в совет­ской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

 

КЛАССНО-УРОЧНАЯ ФОРМА

 

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очерти­ли отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенстовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретичес­кие основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают сле­дующие особенности:

—постоянный состав учащихся примерно одного' возраста и уровня подготовленности (класс);

—каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

—учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимо­связанных, следующих одна за другой частей (уроков);

—каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

—постоянное чередование уроков (расписание);

—руководящая роль учителя (педагогическое управление);

—применение различных видов и форм познавательной дея­тельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличает­ся более строгой организационной структурой, является эконом­ной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательно­сти воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижаюших ее эффективность; главный среди них — опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления ин­дивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Наряду с классно-урочной формой, которая является главной (основной), в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, вне­урочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним отно­сятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.