КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы и условия развития личности
Конспект урока Проблема личности - одна из центральных в педагогике. Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектностъ. Человек - понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Индивид - это отдельный, конкретно взятый человек. Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. Субъект - это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Субъектность - это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. Личность в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. Личность в гуманистических философских и психологических концепциях - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной средой, материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. Развитие ребенка от индивида к личности происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому, социальному. Сущность развития состоит в том, что в каждом направлении возникают и накапливаются необратимые новообразования как качественно новые состояния ребенка. Развитие есть противоречивый процесс, в котором действуют внутренние и внешние процессы, а также особенности условий их протекания. Фактор - элемент движущих сил развития. Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие. Макросреда- общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них СМИ, пропаганды, агитации и т.д. Микросреда - среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа и др. Воспитание- специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная деятельность. Включаясь в разнообразные виды деятельности, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения. Социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, прежде всего, общение с другими людьми. На психическое и биологическое развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания (информационно-техническая среда). Наряду с социальными факторами большую роль в формировании и развитии личности играют индивидуально-психологические особенности человека и природные факторы (климатические, географические, геофизические, космические и др.). Одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Особую роль в развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. Социальные, биологические и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А.Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п. Условие - обстоятельство, обстановка, от которого зависит действенность фактора. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания. Необходимые условия ~ внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития, обусловленная индивидуальными особенностями ребенка. Достаточные условия - благоприятные внешние обстоятельства, при которых осуществляется новообразование. При недостаточных условиях процесс формирования новообразования либо замедляется, либо новообразования не происходит вообще.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |