Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и условия развития личности




Конспект урока

Проблема личности - одна из центральных в педагогике. Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, инди­вид, индивидуальность, субъект, субъектностъ.

Человек - понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную.

Индивид - это отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность фи­зиологических и психических особенностей конкретного человека, харак­теризующих его своеобразие.

Субъект - это человек в совокупности таких психических характе­ристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответст­вующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Субъектность - это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности.

Личность в общественных науках рассматривается как особое каче­ство человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения.

Личность в гуманистических философских и психологических кон­цепциях - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаи­модействия с социальной средой, материальными и духовными обстоя­тельствами его жизни и деятельности.

Развитие ребенка от индивида к личности происходит по трем взаи­мосвязанным направлениям: биологическому, психологическому, соци­альному.

Сущность развития состоит в том, что в каждом направлении возни­кают и накапливаются необратимые новообразования как качественно но­вые состояния ребенка.

Развитие есть противоречивый процесс, в котором действуют внут­ренние и внешние процессы, а также особенности условий их протекания.

Фактор - элемент движущих сил развития.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные об­стоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие.

Макросреда- общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них СМИ, пропаганды, агитации и т.д.

Микросреда - среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа и др.

Воспитание- специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.

Деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная деятельность. Включаясь в разнообразные виды деятельности, человек ов­ладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения.

Социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидно­стей, прежде всего, общение с другими людьми.

На психическое и биологическое развитие человека оказывают влия­ние и искусственная среда его обитания (информационно-техническая среда).

Наряду с социальными факторами большую роль в формировании и развитии личности играют индивидуально-психологические особенности человека и природные факторы (климатические, географические, геофи­зические, космические и др.).

Одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов развития личности выступает ноосфера как осо­бое состояние информационно-энергетической среды Земли.

Особую роль в развитии личности играет она сама как одно из важ­нейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. Социальные, биологические и природные факторы своим содер­жанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А.Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представле­ний, понимания смысла, интересов и т.п.

Условие - обстоятельство, обстановка, от которого зависит дейст­венность фактора.

Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания.

Необходимые условия ~ внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития, обусловлен­ная индивидуальными особенностями ребенка.

Достаточные условия - благоприятные внешние обстоятельства, при которых осуществляется новообразование. При недостаточных усло­виях процесс формирования новообразования либо замедляется, либо но­вообразования не происходит вообще.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.