КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалось в 50-60 гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франк, К. Роджерс и др. Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р. Берне выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать «признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания». Главными понятиями гуманистической педагогики являются «само актуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации - развитию своих природных способностей, поиску смысла и своего жизненного пути. Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний фактов, теорий, а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения, изменение «Я-концепции» (понятие, включающее оценочный аспект самосознания). Задача воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к само актуализации. Самоактуализация личности выражает, по словам А. Маслоу «непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих внутренних возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственны дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию».
Признаки самоактуализирующейся личности, по А. Маслоу: Более эффективное восприятие реальности и комфортабельное отношение к ней. Принятие себя, других, природы как они есть. Спонтанность, простота, естественность. Центрированность на задаче, а не на себе. Некоторая автономность, потребность в уединении. Личная автономия, относительная независимость от культуры и среды. Чувство нового, постоянная свежесть оценок. Мистичность и опыт высших состояний. Чувство сопричастности, эмпатии, единении с другими. Демократическая структура характера. Различение средств и цели, добра и зла. Философское, неврожденное чувство юмора. Самоактуализирующееся творчество. Сопротивление раскультуриванию. В самоактуализации находят выражение всесторонность и гармоничность личности. Содержание понятия «всестороннее развитие личности» Следует выделять два уровня целей образования: социальная цель (общественно-ценная) и личностная (цель самовоспитания). Цель воспитания - создание в процессе воспитания условий для разностороннего, гармонического развития личности, возможно более полную ее самореализацию, воспитание человека, «способного строить жизнь достойную человека, основанную на добре, истине, красоте» (Н.Е. Щуркова). Разностороннее развитие предполагает: Включение воспитанника в различные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, художественную, физкультурно- спортивную и др. Выработку активной позиции в различных социальных группах: в семье, ученическом коллективе, в неформальных организациях. Разнообразие бытия территориальное и временное. Разнообразие душевных состояний в зависимости от сложившихся ситуаций. Разнообразие содержания жизни. Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. Нагтота - согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой: гармоничное развитие предполагает гармонию интеллекта, тела и души; сознания, эмоций и поведения. Для обеспечения гармоничности развития сам педагогический процессе должен быть гармоничен: гармония всех воспитательных воздействий; гармония свободы и ответственности личности; уважения и требовательности; руководства и самостоятельности; средств самовыражения и требований общества. Первостепенное значение имеет создание в школе условий для овладения основами современных наук о природе, обществе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Не менее важной задачей является и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования. Неотъемлемой частью образования и обучения подрастающих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения. Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности. Органической частью всестороннего формирования личности является воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры. Оно включает также физическое развитие детей (подростков, молодых людей) и укрепление их здоровья. Его неотъемлемым элементом должно быть трудовое воспитание, техническое обучение, знакомство с рыночной экономикой. Самовоспитание в структуре развития личности Л.С. Выготский писал, что «человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». Педагог не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы воспитанник захотел стать и стал таким, каким его видит педагог. Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек. Выделяют два основных источника самовоспитания: внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия; внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я»-реального и «Я»-идеального, между притязаниями и возможностями, между осознанными недостатками и возможностями их исправления. Самовоспитание предполагает активную, деятельную позицию личности по отношению к себе самой. Эта позиция - позиция субъекта. В наиболее распространенных словарных и энциклопедических определениях содержание понятия «субъект» сводится к следующему: это активно действующий индивид или социальная группа, обладающие волей, способностью к рефлексии, изменению окружающей среды и самоизменению, осуществляемому в предметно-практической деятельности и процессе познания. Отношения между воспитателем и воспитанником строятся как «субъект-субъектные» отношения. И характеризуются не воздействием, а взаимодействием.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Как соотносятся такие категории: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», «субъектность»? 2. В связи с чем человека можно считать объектом социализации? 3. Благодаря чему человек является субъектом социализации? 4. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превратить человека в жертву? 5. Какова сущность личности в гуманной педагогике? 6. Как осуществляется становление личности в процессе социализации? 7. В чем состоит содержание понятия «всестороннее развитие личности»? 8. Какую роль играет самовоспитание в структуре развития личности? 9. Каково содержание принципа гуманистической направленности 10. воспитания? 11. В чем состоит психологическое направление развития личности в воспитании и обучении?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |