КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
Ценностное воспитание Ценностное воспитание - направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Рассматриваемое направление возникло в США в 60-70-е гг. XX в. в связи с распространением явлений контркультуры (явление, противостоящее официальным установкам и принципам, господствующим в конкретной культуре) среди молодежи и интеллигенции, выступавших против ценностей массовой культуры. Основная цель ценностного воспитания - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах. В качестве методологии ценностного воспитания рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи; новый экзистенциализм М. Бубера; гуманистическая психология (К. Роджерса, А. Г. Маслоу); когнитивная концепция морального развития Л. Кольберга (США); эпигенетическая модель личности Э.Х. Эриксона и др. Теория ценностного воспитания объединила ряд самостоятельных концепций: «ценностное внушение», «разъяснение ценностей», «ценностный анализ», «ценностная рефлексия», «ценностное действие» и др. При различной трактовке природы ценностей авторов этих концепций объединяет общая воспитательная цель: «помочь людям жить в соответствии с ценностями» (Кл. Бек).
Индийский писатель, гуманист, педагог общественный деятель Рабиндранат Тагор писал: «Каждая нация обязана выявить перед миром свою национальную сущность. Если же нации нечего дать миру, это следует рассматривать как национальное преступление.... Нация обязана сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у нее. Благородный дух и есть богатство нации, а ее достояние - готовность, преодолевая узкие частные интересы, послать миру приглашение принять участие в празднике духовной культуры». Нация (или этнос) - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной. Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяжении тысячелетии все нации формировались на своей этнической территории. Веками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, создавали соответствующий тип хозяйствования, свой ритм жизни. Признание биологической составляющей национальной принадлежности не сопровождается утверждением о превосходстве одной нации над другой, одного народа над другим, а лишь дает основание для констатации этнических различий в психике и поведении конкретного современного человека. В настоящее время большую роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей. В современных условиях на первое место выдвигаются совершенно другие отличия, которые зачастую определяются языком, который считается родным, и культурой, стоящей за этим языком. Таким образом, вряд ли следует игнорировать роль нации, но и не следует ее абсолютизировать. Влияние этнокультурных условий на конкретного человека принято называть менталитетом, понятие которого введено в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем. Менталитет представляет собой совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях (Б.С. Гершунский). Ментальность - эволюционно и исторически сложившаяся структура, которая предопределяет наличие целостного взгляда на мир и на место человека в нем и этим определяет мироощущение, характер мировоззрения его носителя. Фактически ментальность формирует строй мыслей, чувств, поведение и вырабатывает системы ценностей и норм у человека. История педагогики не безликий процесс; она конкретна и слагается из деятельности и результатов этой деятельности отдельных народов, каждый из которых имеет свое лицо. Смысл исторических событий и образовательно-воспитательных систем и процессов в то же время не принадлежит только конкретному народу, а в полной мере открывается лишь через всеобщую историю педагогических идей, педагогику и образование всего человечества. А это свидетельствует об общечеловеческой сущности педагогических явлений и процессов. Практически все страны мира оказались сегодня перед необходимостью решать одни и те же задачи в области воспитания и образования подрастающих поколений. Как никогда стоит острота задачи максимального использования всего накопленного «человеческого капитала», поскольку все важнее становится роль образования всех людей, населяющих планету, для поступательного прогрессивного развития. Стал очевидным тот факт, что недостаточно становится получение начального и среднего образования. Наступило время «непрерывного образования», т.е. необходимо человеку на протяжении всей жизни. При этом остается нерешенной такая актуальная проблема, как ликвидация элементарной и функциональной неграмотности, которая имеет место даже в высокоразвитых странах, К числу приоритетных задач образования относится формирование в сознании подрастающего поколения научной картины мира - природного, социального, личностного, картину, которая отразила бы объективную действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир - это, прежде всего, гуманизация и демократизация межчеловеческих отношений. Это новые формы общения, новые формы контактов между людьми и воспитание толерантного отношения к другим народам. Педагогическая проблема, какой бы она ни была, таит в себе общечеловеческое в том смысле, гсо она имеет универсальный характер и представляет общую ценность Для всех народов мира. Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает к человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями нового XXI в. К числу главных из них можно отнести: обучаемость, т. е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, освоению новых видов деятельности, в том числе профессиональной; интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий и сохранение здоровья; креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески не только в образовательном процессе, но и в будущей профессиональной деятельности; духовность, патриотизм, гуманность и толерантность. В процессе изучения дисциплины «История педагогики и философия образования» у студентов формируются интернационалистические качества, с одной стороны, а с другой - уважение к собственной национальности за ее вклад мировую сокровищницу педагогической науки. В педагогическом наследии разных народов много общего, сходного, что свидетельствует о близости идеалов, интересов, потребностей всего человечества, выраженных через национальное. Это общечеловеческое проходит через национальное, пробивается через национальные особенности и проявляет себя как универсальный, всеобщий закон развития человечества и общества в целом. На протяжении всей истории человечества создавалось единое всемирное образовательное пространство, в пределах которого идет постоянный обмен знаниями, опытом, достижениями и стремлениями к повышению уровня образованности и воспитанности. Любая педагогическая проблема несет в себе универсальный характер и представляет общую ценность для всех народов мира.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |