Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода и необходимость как педагогические категории и явления




 

Категории философии проявляются в педагогике как реально деист вуюшие параметры окружающей действительности. В педагогике дейст­вуют те же законы диалектики, что и во всем окружающем мире, что по­зволяет вести научные исследования, опираясь на них.

Значение основных философских течений для педагогической науки и практики заключается в том, что, только объединив разработанные ими идеи, можно понять педагогический процесс в его целостности, что со­вершенно необходимо для построения теоретических моделей образования и их практического воплощения.

Понятие свободы. Свобода, состояние самоопределения субъекта, выбирающего цели и средства своей деятельности и выступающего в каче­стве сознательного и ответственного творца. Чем могущественнее человек, тем шире его возможности, тем значительные последствия его выбора, тем больше его ответственность. Свобода содержит в себе возможность целе­направленного освоения блага. С позиции гуманизма свобода рассматри­вается как характеристика очеловеченности жизни. Мера свободы опреде­ляется тем, насколько многообразны и опорядоченны принятые человеком ценности, высоки приоритеты, велики внутренние и внешние возможности выбора целей и средств их осуществления, насколько он достигает гармо­нии с собой, с другими людьми, природным миром, бытием в целом. Уро­вень свободы во многом зависит от отношения к ней как к ценности.

Мыслители, философствующие в русле экзистенциализма (Б. Пас­каль, С. Къеркегор, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, М. Хайдегтер, Ж.П. Сартр), рассматривают свободу прежде всего как ответственность. Свобо­да есть и основа достоинства человека, и тяжкое бремя, от которого можно избавиться, лишь отказавшись от себя, от подлинного решения своей жиз­ненной задачи (Э. Фромм).

Различаются положительная и отрицательная свобода. Отрицатель­ная - это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств (в борьбе за свободу, независи­мость, самостоятельность) или изменения внутреннего настроя (борьба с собой самоограничение, отказ от желаний и намерений, отдаляющих от высших целей). Так, в концепции прав человека ведущей, непременной принадлежностью свободы считается единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обязанностей личности. Существует трактовка отрицательной свободы как возможности выбора чего угодно, например зла.

Идеал Просвещения строится на идее И. Канта, который считал сво­бодной только волю к добру. Для него свободное развитие - это развитие каждого как условие свободного развития всех. Различают свободу воли, свободу информации, свободу любви, свободу передвижения, свободу пе­чати, свободу слова, свободу совести и др. Примером реализации свободы является свободное воспитание, основы которого были еще положены И.И. Бецким. Его педагогическая теория проникнута доверием к учащимся, уважением к человеческой природе и личности.

По-настоящему основателем теории и практики свободного воспита­ния является Л.Н. Толстой (1828-1910). Гуманистическая концепция образования сформулирована им кратко и четко в работе «Сельский учитель». «Образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший при­знак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся». Суть гуманистической системы взглядов Л.Н. Толстого - свобода и человеч­ность. Свобода образования для него - это гносеологический и моральный принцип, вытекающий из внутренних закономерностей познавательной деятельности, антитеза авторитарной педагогики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.