КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
Категории философии проявляются в педагогике как реально деист вуюшие параметры окружающей действительности. В педагогике действуют те же законы диалектики, что и во всем окружающем мире, что позволяет вести научные исследования, опираясь на них. Значение основных философских течений для педагогической науки и практики заключается в том, что, только объединив разработанные ими идеи, можно понять педагогический процесс в его целостности, что совершенно необходимо для построения теоретических моделей образования и их практического воплощения. Понятие свободы. Свобода, состояние самоопределения субъекта, выбирающего цели и средства своей деятельности и выступающего в качестве сознательного и ответственного творца. Чем могущественнее человек, тем шире его возможности, тем значительные последствия его выбора, тем больше его ответственность. Свобода содержит в себе возможность целенаправленного освоения блага. С позиции гуманизма свобода рассматривается как характеристика очеловеченности жизни. Мера свободы определяется тем, насколько многообразны и опорядоченны принятые человеком ценности, высоки приоритеты, велики внутренние и внешние возможности выбора целей и средств их осуществления, насколько он достигает гармонии с собой, с другими людьми, природным миром, бытием в целом. Уровень свободы во многом зависит от отношения к ней как к ценности. Мыслители, философствующие в русле экзистенциализма (Б. Паскаль, С. Къеркегор, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, М. Хайдегтер, Ж.П. Сартр), рассматривают свободу прежде всего как ответственность. Свобода есть и основа достоинства человека, и тяжкое бремя, от которого можно избавиться, лишь отказавшись от себя, от подлинного решения своей жизненной задачи (Э. Фромм). Различаются положительная и отрицательная свобода. Отрицательная - это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств (в борьбе за свободу, независимость, самостоятельность) или изменения внутреннего настроя (борьба с собой самоограничение, отказ от желаний и намерений, отдаляющих от высших целей). Так, в концепции прав человека ведущей, непременной принадлежностью свободы считается единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обязанностей личности. Существует трактовка отрицательной свободы как возможности выбора чего угодно, например зла. Идеал Просвещения строится на идее И. Канта, который считал свободной только волю к добру. Для него свободное развитие - это развитие каждого как условие свободного развития всех. Различают свободу воли, свободу информации, свободу любви, свободу передвижения, свободу печати, свободу слова, свободу совести и др. Примером реализации свободы является свободное воспитание, основы которого были еще положены И.И. Бецким. Его педагогическая теория проникнута доверием к учащимся, уважением к человеческой природе и личности. По-настоящему основателем теории и практики свободного воспитания является Л.Н. Толстой (1828-1910). Гуманистическая концепция образования сформулирована им кратко и четко в работе «Сельский учитель». «Образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся». Суть гуманистической системы взглядов Л.Н. Толстого - свобода и человечность. Свобода образования для него - это гносеологический и моральный принцип, вытекающий из внутренних закономерностей познавательной деятельности, антитеза авторитарной педагогики.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |