КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление личности в процессе социализации
Третье направление, связанное с закономерностями биологического и психического развития, в развитии ребенка от индивида к личности - социализация. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и совместной деятельности. Благодаря процессу вхождения в социум (общество) во внутреннем мире человека появляются новообразования высших психических функций: осознанно и произвольно выполняемые действия внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. Благодаря социализации человек приобретает знания об общественных явлениях, отношениях и нормах бытия, усваивает социальные роли, установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и т.д. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания как целенаправленного влияния на личность со стороны педагогов. В различных научных психологических школах понятие социализации получило различную трактовку: как социальное научение в необихевиризме, как результат социального взаимодействия в школе символического интеракционизма, как самоактуализация Я-концепции в «гуманистической психологии» и т.д. Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40 - 50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и самообразования. В различных научных школах понятие «социализация» имеет различную интерпретацию. В рамках гуманистической парадигмы она рассматривается как самоактуализация Я - концепции личности. Анализ понятия и явления социализация позволил выделить следующие моменты. Социализация характеризует процесс и результат внутренней перестройки личности, появление в ней новых элементов в соответствие с изменениями окружающей обстановки. Результат социализации находится в зависимости от внутреннего личностного потенциала человека. Социализация личности является предпосылкой нормального ее функционирования. Развитие личности можно рассматривать, как долговременную социализацию, которая или усложняется, прогрессирует или примитизируется и даже регрессирует. Процесс социализации прежде всего направлен на включение личности в социальную среду и развитие общественных отношений. Можно выделить три направления социализации личности: пассивная социализация, которая сводится к перестройке поведения человека, но не затрагивает глубинные личностные структуры; частичная социализация, когда происходит перестройка и регулирование личностных структур, но она не адекватна или не совсем адекватна окружающей среде; полная, творческая социализация, при которой личность полномерно реагирует на изменения окружающей среды и включается в новую деятельность. Социализация выступает как механизм развития личности в социуме. Она есть этап и часть процесса социального становления личности, способ ее включения в общественную жизнь. Социализация - это эволюция индивида в социокультурной среде, она является важным условием и основой человеческого развития. Выделяют два вида социализации: 1) активная, которая предполагает интенсивное взаимодействие со средой и 2) конформная, которая означает пассивное принятие взглядов, норм, ценностей общества. Механизмами социализации являются: социальная адаптация, т. е. присвоение индивидом социальных норм, ценностей; индивидуализация, которая представляет собой открытие и утверждение своего собственного «Я»; интеграция - изменение жизнедеятельности окружающего, утверждение своего инобытия и становление всеобщего при позитивной интеграции личного и общественного; самореализация личности, обеспечивающая ее успешную социализацию; обретение стабильной социальной компетентности, которая необходима для полноценной жизни и деятельности человека в обществе. Одним из критериев успешной социализации является процесс самореализации человека в социуме. На сегодняшний день выделяется три уровня в изучении проблемы самореализации личности. Первый, философский, уровень позволяет решать вопросы о сущности человека, возможности его экстериоризации, рассматривать сущность процесса самореализации. Объектом рассмотрения на этом уровне выступает человек как родовое существо, человечество в целом. На втором, социологическом, уровне решаются вопросы о путях и способах самореализации личности в конкретных социокультурных условиях ее существования, рамках определенного «социально-исторического образа жизни». Объектом рассмотрения в этом случае выступает социум, конкретная общественная структура. На третьем, психологическом, уровне проводится анализ личностных качеств и конкретных внешних условий, позволяющих данной личности самореализоваться; исследует мотиваци-онную основу самореализации и обратное влияние объективной и субъективной эффективности самореализации на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, картину жизненного пути, мировоззрения и т.д.). Объектом рассмотрения выступает определенный человек в его связях и отношениях с другими людьми и обществом в целом. Самореализация является одним из основополагающих признаков стратегии жизни человека, что в наибольшей степени соответствует требованиям, предъявляемым государством и обществом к образованию и уровню образованности граждан. Процесс самореализации возможен лишь тогда, когда самопознание своих способностей уже окончено, полностью сформирован «Я-образ» и имеется личностная готовность обеспечить всю совокупность ее внешних условий (К.А. Абульханова-Славская).При этом возникающую у личности необходимость в построении совокупности своих внешних взаимодействий с миром, называется самореализацией. В настоящее время в российской педагогической науке социализация рассматривается педагогикой больше как стихийное овладение детьми социальным опытом, и предметом ее серьезного изучения становятся процессы, протекающие в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах, а также в группах официальных структур под воздействием различных социальных факторов (рекламы, СМИ и т.д.). Поэтому социализацию выделяют в отдельное направление становления личности ребенка, тем не менее, понимая ее тесную взаимосвязь с биологическим на правлением и воспитанием как таковым (Д.А. Белухин). Социализация в разных ее трактовках фактически играет роль некого регулятора социального поведения человека, на которое оказывают влияние две стороны социальной среды: организованное и стихийное пространство. При благоприятном соотношении пространств происходит формирование позитивных качеств личности; при неблагоприятном - дезорганизация сознания, источник формирования отрицательного жизненного опыта вплоть до криминальных проявлений. Главной педагогической проблемой является своеобразное противоборство стихийного воспитательного пространства с организованным, что выдвигает перед педагогической наукой и практикой задачи повышения эффективности педагогической деятельности. В условиях воздействия стихийной социализации вхождение личности в окружающий социум происходит тремя способами. Ассимиляция - усвоение норм поведения взрослых в обществе. Аккомодация - изменение форм поведения в обществе. Межличностная аккультурация - взаимодействие двух индивидуальных культур, одна из которых более развита. Межличностная аккультурация может осуществляться по следующим направлениям: подражание в поведении; социальное наследование элементов культуры в виде норм, стереотипов, стандартов; принятие психологических установок, идеалов донорской культуры; отвержение устаревших - с позиций учащихся - фрагментов культуры взрослого; синкретизация - усвоение новых культурных ценностей во внутреннем поведении ребенка по внешним несущественным, но ярким в восприятии признакам, которые искажают донорскую культуру взрослого. Синкретизация может проявляться как чрезмерное восхищение и обожествление взрослого с одновременным принижением подростком своей личности, значительной ее недооценкой.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |