Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труды: «О назначении человека», «Самопознание». 2 страница




Труды: «Завещание отеческое к сыну своему», «Об обучении народа грамоте».

Рабле Франсуа (1494 – 1553), французский писатель, ученый-гуманист. Для педагогических взглядов Ф. Рабле характерен возврат к античности. Он дополнял его призывами проявлять усердие в науке и особенно в естествознании, чего требовало новое время. Предлагаемые Ф. Рабле методы воспитания опережали время, позже его идеи природосообразности, изучения ребенка, системы домашнего воспитания переживут свое второе рождение в трудах Дж.Локка, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей-педагогов.

Труд «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в 5 книгах).

Радищев Александр Николаевич (1749 – 1802), русский писатель, философ. Педагогические взгляды А.Н.Радищева сложились под влиянием его философских и политических убеждений. Он стал зачинателем русского революционного просветительства, одного из самых радикальных направлений в педагогике. По А.Н. Радищеву, главной целью нового воспитания является подготовка «сына отечества», гражданина, истинного патриота, защитника интересов народа. Образование должно быть доступным для всех, реальным, дающим знание действительной жизни, в отличие от классического, в котором много схоластики. А.Н. Радищев стоял у истоков русской революционно-демокра-тической педагогики, которую развивали в XIX в. В.Г. Белинский, А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.Н Добролюбов.

Труды: «Путешествие из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын отечества», «О человеке, его смерти и бессмертии».

Роттердамский Эразм (1466/69 – 1536), голландский мыслитель. С воспитанием связывал преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада. Одним из первых заговорил о собственно народном образовании, выдвинул положение о том, что отношение человека к труду является критерием его нравственности.

Труды: «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения».

Ратке Вольфганг (1571 – 1635), основоположник педагогики Нового времени в Германии. В своей памятной записке «Франкфуртский мемориал» изложил идеи о том, что необходима реформа обучения языкам, реформа школьного дела в целом, реформа всей политической и религиозной жизни в Германии. Им выдвинуты следующие положения (принципы обучения): природосообразность, последовательность, повторяемость, опора на индукцию, обучение на родном языке, обучение без принуждения тому, что понятно.

Труды: «Франкфуртский мемориал», «Всеобщее обучение по принципу Ратихия».

Руссо Жан-Жак (1712 – 1778), французский философ, писатель, просветитель. В основе мировоззрения Ж.-Ж.Руссо лежали созданные им теории естественного права, естественной религии и естественного воспитания. Последняя сочеталась с идеей свободного воспитания, задача которого состояла в устранении вредного влияния на природу ребенка и способствовала полному развитию идеи свободного воспитания. Предлагаемое Ж.-Ж.Руссо новое естественное воспитание строилось на принципах природы и свободы. Он критиковал феодальную систему образования, которая являлась по существу догматической и античеловечной. Его педагогические взгляды сыграли исключительную роль в становлении новой педагогики (педантизм и недоверие к ребенку заменились глубокой любовью к нему и верой в его совершенную природу). В целом педагогическая концепция Ж.-Ж.Руссо оказалась утопичной.

Труды: «Эмиль, или о Воспитании», «Общественный договор», «Исповедь».

Сенека Луций (4 до н.э. – 65 н.э.), римский философ и педагог. Он считал, что образование должно формировать самостоятельную личность. Им высказаны меткие замечания относительно принципов и способов воспитания и обучения: «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других»; «Результат достигается скорее примером, чем наставлением»; «Можно быть ученым и без заносчивости, без чванства»; «Хорошо все то, что в согласии с природой»; «Человек – вещь священная»; «Чему бы ты ни учил, будь краток»; «Чужие пороки у нас на глазах, а свои – за спиною»; «Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его»; «Хорошо все то, что в согласии с природой»; «Кто не умеет молчать, не умеет и говорить»; «Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить».

Труды: «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Лицилию».

Сократ (469 – 399 до н.э.), древнегреческий философ. Сократ ничего не писал. Наше знание об его учении основано на том, что о нем написано другими, главным образом Платоном, в «Диалогах» которого Сократ играет основную роль. Первейшим объектом исследования для Сократа был человек и человеческие дела, мышление, социальные отношения. Утверждая, что знать мы можем только самого себя, ведущую цель воспитания выразил формулой «Познай самого себя». Исходный пункт философии Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Широко применял «сократический метод» (систему наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник убеждается в своей неправоте и подводится к верному выводу). Обращался ко многим этическим проблемам и понятиям: правда и ложь, прекрасное и безобразное, благочестие и нечестивость, храбрость и трусость, справедливость и несправедливость и т.д. Сократ не написал ни одного сочинения, его философские и педагогические взгляды изложены в трудах его учеников.

Сорока-Росинский Виктор Николаевич (1882 – 1960), советский педагог. В 1920 г. создал «Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М.Достоевского» (ШКИД), которая и сделала его широко известным. Свою педагогику В.Н.Сорока-Росинский называл «суворовской», что отвечало характеру и образу жизни воспитанников школы. Важной чертой педагогики В.Н.Сорока-Росинского являлась ориентация на личность педагога, в своей школе он собрал прекрасный педагогический коллектив.

Труды: «Школа Достоевского», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы».

Спенсер Герберт (1820 – 1903), английский философ, социолог и педагог. В педагогике Г.Спенсера можно найти общие черты со взглядами Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Философия Г. Спенсера обращена к проблемам воспитания. Ее главную цель он выводит из идеи о человеческом назначении, суть которого – «жить полной жизнью». Его идеи о воспитании маленького англичанина, который сумеет приноровиться к любым обстоятельствам, отвечали ожиданиям английского общества, вступившего на путь интенсивного промышленного развития. Важно научить детей навыкам самосохранения, сделать их способными со временем зарабатывать себе на пропитание, подготовить человека для служения семье, исполнения общественных и политических обязанностей, занятий литературой, искусством.

Труд «Воспитание умственное, нравственное, физическое».

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970), советский педагог, один из тех, кто стоял у истоков движения педагогов-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Сильная сторона педагогической системы В.А.Сухомлинского – нравственное воспитание, среди методов которого исключительная роль была отведена слову. Большое внимание В.А. Сухомлинский обращал на содружество семьи и школы, их взаимообогащение и взаимодополнение. По его мнению, совместно с семьей школа должна решать вопросы трудового воспитания, при котором труд объединяет в себе физическое, умственное, эмоциональное и эстетическое начала.

Труды: «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви».

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), русский писатель, педагог, создатель теории «свободного воспитания». Л.Н. Толстой доказал, что воспитание является насилием над личностью ребенка, а потому оно недопустимо и следует ограничиваться только образованием. Педагогика Л.Н. Толстого – это педагогика творчества личности. Главным условием успеха образования, как считал Л.Н. Толстой, является создание принципиально новой школы. Ее образцом стала его Яснополянская школа, которая была явлением исключительным (просуществовала она 18 месяцев). Обращаясь к принципам свободы и народности, он стремился создать педагогику, соответствующую образу жизни русского народа.

Труды: «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения», «Ясная Поляна».

Торндайк Эдуард Ли (1874 – 1949), американский представитель экспериментальной педагогики, первый психолог образования, основатель социальной теории научения. Сформулировал законы научения (законы эффекта, готовности, упражнения, многократного реагирования или «проб и ошибок», отношения или установки, частичной активности, реакции по аналогии, ассоциативного переноса), которые в дальнейшем получили развитие в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

Труд «Педагогическая психология».

Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870), великий русский педагог, творец новой отечественной научной педагогики, основанной на идее народности, основоположник русской народной школы. Именно в широком обращении к народности К.Д. Ушинский видел путь к подъему отечественного образования. Он считал, что истинная педагогика немыслима без единства теории и практики, был сторонником и теоретиком развивающего обучения, трудового воспитания. Объединил вокруг себя большую группу педагогов, которые работали вместе с ним над созданием народной школы. На трудах К.Д. Ушинского выросло несколько поколений учителей, он снискал звание «учителя русских учителей».

Труды: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психологическом и воспитательном значении», «Детский мир», «Родное слово».

Фребель Фридрих (1782 – 1852), немецкий педагог, представитель педагогического романтизма. Является основоположником современных учений дошкольного воспитания в детских садах. Воспитание, по мнению Ф. Фребеля, предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Он сформулировал ряд законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и природосообразность. Центром его педагогической системы является теория игры.

Труды: «Воспитание человека», «Материнские беседы и песни».

Цицерон Марк Туллий (106 – 43 до н.э.), оратор, политический деятель, философ и педагог. Его идеал воспитания – совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Известны его крылатые высказывания: «Пусть всякий упражняется в том искусстве, которое он знает»; «Каков человек, такова и речь его»; «Без добродетели никто не может быть счастлив».

Труды: «Об ораторе», «Брут», «Гортензий», «Лелий, или О дружбе», «О природе добра и зла».

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889), русский писатель, публицист, философ, один из самых ярких и последних революционеров-демократов, оказавших существенное влияние на развитие отечественной педагогики. Цель воспитания, по Н.Г.Чернышевскому, состоит в подготовке граждан, нетерпимо относящихся к угнетению, любящих свою родину и живущих общественными интересами. Он отстаивал и развивал идеи В.Г. Белинского о народности воспитания. Этот принцип, по его мнению, ведет не только к познанию жизни народа, но и активной борьбе за народные интересы.

Труды: «Что делать?», «Пролог», «Антропологический принцип в философии».

Шацкий Станислав Теофилович (1878 – 1934), советский педагог, один из первых российских ученых, обратившихся к педагогике детского сообщества (коллектива). В работе с детьми предлагал идти от того, что рядом с ними (от семьи, дома, школы) к более широким и дальним «перспективам» (обществу). Организовал многообразную полезную деятельность учащихся, предусматривающую профориентацию, развитие организаторских способностей, уделял внимание эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества. «Первая опытная станция», созданная С.Т. Шацким, была широко известна в стране и за рубежом. Он дал толчок к развитию идей педагогики детского сообщества, продолженных в дальнейшем А.С. Макаренко, многое сделал для подготовки учителей и становления советской школы в ее лучшем варианте.

Труды: «Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии», «Дети – работники будущего», «Изучение жизни и участие в ней».

Шлейермахер Фридрих Даниель (1768 – 1834), немецкий педагог, представитель неогуманизма. Он доказывал, что воспитание и образование социально обусловлены. По его мнению, воспитание – это важнейший способ снятия конфликта между старшим и младшим поколениями, установления между ними преемственной связи. Педагогику он рассматривал как искусство, вкладывая в это понятие согласование содержания воспитания и обучения с этикой и политикой государства, имеющего определенное устройство. Высказывал мысль об обновлении содержания образования за счет усиления в преподавании родного языка, математики и природоведения.

Труды: «Речи о религии», «Диалектика», «Монологи».

Штайнер Рудольф (1861 – 1925), немецкий философ, деятель культуры, являющийся творцом «вальдорфской педагогики». Школьная вальдорфская система воспитания, созданная Р.Штейнером, благотворно влияет на детей, формирует у них стремление к познанию и самостоятельному мышлению, пониманию своего единства с миром, учит жить в гармонии с природой (согласно ритмам жизни человека: пульса, дыхания, суточным, годовым ритмам), достоинством, чувством свободы. Вальдорфской школе нужен «новый учитель», особая подготовка которого требует нескольких лет, а после нее – пребывания в постоянных педагогических исканиях.

Труды: «Очерк тайноведения», «Теософия», «Как достичь познания высших миров».

Эпикур (341 – 270 до н. э.), древнегреческий философ-материалист. Основал в Афинах в 306 г. до н. э. философскую школу, получившую название «Сад Эпикура». Его учение можно разделить на три части: канонику (теорию познания), физику (учение о природе), этику. Источниками знаний считал чувственные восприятия и основанные на них представления. Восприятия и представления выступали в его учении критериями истинности знаний.

Труды: «Письмо к Геродоту», «Письмо к Пифоклу», «Письмо к Менекею», «Главные мысли».

Янкович де Мириево Федор Иванович (1741 – 1814), австрийский педагог, приглашенный Екатериной II в Россию для реорганизации системы образования. Реформа образования 1786 г. стала основой становления государственной системы образования. Выступал за идею индивидуального подхода в обучении, развитие мышления каждого ученика на основе особенностей его памяти и сообразительности.

Труды: «План к установлению народных училищ», «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

 

Автореферат – краткое изложение диссертации, оформленное в виде брошюры.

Авторитет – общепризнанное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг, проявление престижа человека.

Авторитет воспитателя – завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.

Авторитет ученика – признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других.

Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.

Адаптивность – приспособляемость, одно из основных требований к системе образования взрослых.

Адекватность образования – соответствие полученного образования объективным потребностям развития человека и личности.

Адекватность обучения – соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.

Акмеология – наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Аксиологизация – систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Активизация процесса обучения – совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от преподавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков.

Актуализация знаний – выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования.

Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в качестве альтернативы ранее существующим.

Альтернативное обучение – применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции.

Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления.

Анализ продуктов деятельности – метод опосредованного эмпирического изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и духовных ценностей, продуктов его деятельности.

Андрогогика – раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности усвоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности.

Анкета – письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы об объективных или субъективных фактах деятельности опрашиваемого.

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Апробация – проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов.

Аспект – взгляд, точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.

Аспирант – лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтах.

Аспирантура – форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов.

Ассоциация – отражение в сознании связей познавательных феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.

Ассоциативная теория обучения – теория, провозглашающая, что всякое учение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод – упражнение.

Базисный учебный план – нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвоение содержания образования по классам (группам), образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Базовое образование – совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.

Базовое среднее профессиональное образование – образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена.

Балл – цифровая оценка учебных успехов.

Беседа – разговор, обмен мнениями; эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Бизнес-образование – образование, имеющее целью подготовку человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства.

Биологизация личности – ошибочное понимание сущности личности с позиций абсолютизации биофизической подструктуры ее динамической функциональной структуры.

Брейнсторминг (мозговая атака) – метод стимуляции творческой активности и продуктивности.

Брокерство в образовании – посредническая деятельность, связывающая «производителя» образовательных услуг и их «потребителя» посредством распространения информации и консультаций взрослого населения об образовательных услугах, возможностях и путях их получения.

Валидность – степень соответствия между параметрами метода и оцениваемой деятельности или функции.

Вальдорфская педагогика – педагогическая система, основанная на идее развития у детей свободного интереса к окружающему миру и умения общаться с ним (природосообразность обучения и воспитания), создавая их «нерушимый контакт»; совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Вариативность – теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации.

Вербализм в обучении – недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний.

Верификация – процедура оценки исследовательской гипотезы, состоящая в сопоставлении ее с фактами, положением дел в действительности.

Взаимодействие – состояние, представляющее связь педагогических явлений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их свойств и качеств; нормальный, естественный параметр любого социального феномена в его отношении к другим; всеобщая универсальная черта педагогического явления, вне которой они не могут быть познаны и поняты как педагогические феномены, а их действие – как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Влияние – действие, оказываемое воспитателем на воспитанников, приводящее к изменениям каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.

Воздействие – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемого, организацию его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы; целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению их в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Воспитанность – обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека; выражается в степени соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития; степень соответствия личностного развития поставленной педагогами цели.

Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.

Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Гармоничное развитие человека – соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органическое единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и функций его сознания, поведения и деятельности.

Гениальность – социальное свойство личности, определяемое высокой степенью проявления ее таланта.

Готовность к действию – состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.

Группа – социально-педагогическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых некоторыми общими ценностями и нормами.

Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения; совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Гуманизация – усиление гуманизма как реального основания жизнедеятельности людей, связанного с признанием самоценности каждого человека, приоритета общечеловеческих ценностей перед ценностями сословными и этническими, права личности на свободное развитие своих способностей.

Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений; путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного и духовного облика личности; формирование социальных способностей человека быть общественно значимым – жить в обществе по нравственным нормам, приумножать свои способности к творческой деятельности, совершенствованию своей личности; ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение здоровья, чувства собственного достоинства, развитие личностного потенциала; индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного познания.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса.

Гуманитаризация образования – ориентация на освоение содержания образования (независимо от его уровня и типа), позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.

Действие – одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью.

Демократизация – процесс, который обеспечивает доступность, многообразие форм пре­доставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления знаний; гибкости системы, которая заключается в способности к быстрой перестройке направленности, уровня, содержания, формы образования в соответствии с изменениями потребностей общества и производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.