Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труды: «О назначении человека», «Самопознание». 4 страница




Педагогический процесс – система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Педагогический процесс – это в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношения к миру, включение в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Перевоспитание – вид воспитания, цель которого – устранение отрицательных и развитие положительных свойств личности с тем, чтобы, опираясь на них, гармонично формировать личность в целом и главное – мотивы ее деятельности.

Персонализм – направление, признающее личность первичной творческой реальностью и ценностью.

Персонификация – представление определенной идеи и нравственного явления в виде образа конкретного человека.

Перспектива – создание планов, видов на будущее.

Планирование – процесс составления плана работы, предположение, составление перечня того, что необходимо выполнить (например, планирование мероприятия, родительского собрания и т. д.).

Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Понимание – умственное, символическое овладение, возможность ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать, рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь.

Понятие – знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними.

Практика – важнейший компонент работы в вузе, одна из составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по определенной программе непосредственно участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится.

Предметные комиссии – общетехникумовское (общеучилищное) объединение преподавателей определенного предмета или близких между собой предметов.

Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Призвание – свойство личности, формирующееся на основе интереса к определенной деятельности, стремление выполнять ее и проявление способностей к ней.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах.

Прогнозирование – форма научного предвидения результатов своей деятельности; разработка конкретного предположения, высказанного на основе специально организованного исследования перспективы развития.

Проектирование – разработка воспитательного мероприятия, создание плана, проекта воспитательной работы в образовательном учреждении.

Профессиональное образование – система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. По уровню квалификации подготавливаемых специалистов профессиональное образование принято делить на начальное, среднее и высшее.

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Рационалистическая модель образования – ориентация образования на успешную адаптацию обучаемых к условиям жизни современного общества и цивилизации, высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, готовность к усвоению новых знаний.

Реферат – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, статьи, концепции, учения, научной проблемы и т. д.

Рефлексия – самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями.

Реформа – коренное преобразование, изменение, переустройство, например, реформа системы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Руководство – наиболее эффективный вид управления людьми и коллективами, при котором субъект управления взаимодействует с другими субъектами в сознательном стремлении к единой цели.

Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания в процессе естественного физиологического, психического и социального развития.

Самостоятельность – волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.

Семинар – особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу.

Синергетика – научное направление, исследующее связи между подсистемами, которые образуются в открытых системах благодаря потоковому обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях; такая система характеризуется согласованным поведением подсистем, ее образующих, что ведет к росту ее упорядоченности, т.е. уменьшению энтропии (степени хаотичности, неупорядоченности, беспорядка); изучает неравновесные системы.

Синтез – логический прием, представляющий собой мысленное соединение элементов объекта в единое целое.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некую целостность, единство; упорядоченная целостность, имеющая определенную структуру.

Системный подход – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Системообразующий фактор – доминирующий компонент, являющийся фактором, определяющим объединение остальных компонентов в систему.

Совокупность – сочетание, соединение, общий итог воспитательного процесса.

Созидание – создание чего-либо; творчество.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества.

Специализация – конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках специальности.

Специальность – постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, учитель математики, врач-педиатр); совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач; направление подготовки в среднем специальном учебном заведении. Наименования специальностей содержатся в Перечне специальностей среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессиональ­ного образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным государственным образовательным стандартом. Завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного уровня – образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека; субстанция, которая в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума) обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами.

Средство – прием, способ действия для достижения определенного результата.

Средства обучения и воспитания – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Стиль – метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения (например, стиль обучения, стиль воспитания).

Стимул – побудительная причина, заинтересованность в выполнении учащимися или студентами творческих дел.

Структура среднего профессионального образования – совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, характеризующих уровни среднего профессионального образования – базовое и повышенное, профессиональной деятельности человека в рамках специальности.

Тезаурус – словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления.

Тезис – любое положение, которое необходимо доказать, защитить или опровергнуть; обобщенное и сжатое изложение основных положений работы; самостоятельная разновидность научной публикации, представляющая собой текст небольшого объема, в котором сформулированы основные положения доклада.

Тест – стандартное задание для выявления знаний, умений, опыта испытуемого.

Тесты достижений – стандартизированные тесты, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.

Тесты личности – диагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов деятельности – отношений, мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Технология обучения – процесс преподавания и учения, представляющий собой совокупность методов, средств и приемов обучения и активизации познавательной деятельности учащихся и студентов.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и поведению.

Традиционная (классическая) модель образования – система академического образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высоких образцов человеческой деятельности.

Требование – выраженная в решительной, категорической форме прось-ба, распоряжение; правило, условие, обязательное для выполнения.

Тренинг – система регулярных упражнений, направленных на развитие и совершенствование определенных навыков.

Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на знании какого-либо правила и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка; готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Условие – требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон; обстоятельство, от которого что-либо зависит.

Уровень – степень развития, достижений в предметной области знаний; степень обученности и воспитанности человека.

Учебник – основной вид учебной литературы.

Учебное пособие – вид учебной литературы, который обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине; в нем, как правило, рассматривается только часть учебного курса, или оно ориентировано на практическую сторону усвоения материала.

Учение – действие того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения; целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание.

Фактор – явление, ставшее движущей силой другого явления.

Феноменологическая модель образования – модель, которая предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающегося, бережное и уважительное отношение к его интересам и потребностям.

Форма – способ существования содержания, внешнее очертание, наружный вид предмета.

Форма обучения – ограниченная временными рамками конструкция отдельного звена процесса обучения; форма обучения и одновременно форма организации обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к жизнедеятельности.

Фундаментальность образовани я – основательность, глубина и прочность знаний; усиление взаимосвязи теоретической и прикладной подготовки молодого поколения к жизнедеятельности; направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления.

Характеристика – описание характерных, отличительных качеств, черт кого-нибудь, чего-нибудь.

Хрестоматия – учебное пособие: сборник каких-либо избранных произведений или отрывков из них.

Хроник а – вид средневековой повествовательной литературы: запись исторических событий в хронологическом порядке.

Хронометраж – точное измерение продолжительности каких-либо процессов.

Целостность – неразделимость, единство; направленность на восприятие системного знания.

Цель – предмет стремления; то, что необходимо, желательно осуществить.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний.

Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

Циркуляр – директивное распоряжение подведомственным учреждениям.

Цитата – точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.

Частность – частное, мелкое обстоятельство, подробность.

Часть – доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Черта – свойство, отличительная особенность.

Шаг – один из последовательно сменяющих друг друга моментов в каком-нибудь процессе, явлении.

Шанс – вероятная возможность осуществления чего-либо.

Шефство – общественная деятельность по оказанию помощи в хозяйственной, промышленной, культурно-просветительской деятельности.

Школа – «лестница, ступеньки, которые ведут вверх» (лат.); «дом радости в процессе познания мира» (греч.); учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития подрастающих поколений.

Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; вообще развитие.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Эгоцентризм – крайняя форма эгоизма.

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.

Экзамен – форма оценки качества усвоения обучающимися теоретических знаний учебного предмета или изучаемой дисциплины, их прочности и глубины усвоения, развития творческого мышления, умения синтезировать, классифицировать и обобщать полученные знания и применять их при решении задач прикладного характера.

Эклектизм – неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Экологическая система (экосистема) – совокупность организмов, населяющих общую территорию и способных к длительному сосуществованию.

Экскурс – изучение, освещение какого-либо специального вопроса, связанного с главной темой.

Экскурсия – коллективная поездка куда-либо, посещение чего-либо с образовательной, познавательной целью.

Эксперимент – эмпирический метод познания педагогических явлений и процессов в контролируемых и управляемых условиях.

Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса.

Экстерн – человек, сдающий экзамены за курс учебного заведения, не обучаясь в нем.

Экстернат – система прохождения курса обучения экстерном.

Элемент – составная часть чего-нибудь, компонент.

Энциклопедизм – всесторонняя образованность, глубокая осведомленность в различных областях знания.

Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.

Эрудиция – глубокие познания в какой-либо области.

Эффект – впечатление, производимое кем-нибудь, чем-нибудь на кого-нибудь.

Я – индивидуум как личность, осознающая самое себя.

Явление – проявление, выражение сущности, то, в чем эта сущность обнаруживается.

Я-концепция личности – устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.

Ярмарка образовательных услуг – агитационно-рекламное мероприятие, периодически организуемое с целью пропаганды образования взрослых и активизации населения.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

Принципы реализации коллективного способа обучения

 

Деятельность на занятиях строится на основе следующих принципов:

принцип завершенности обучения;

принцип безотлагательности и непрерывности передачи знаний (информации);

принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;

принцип разнообразия тем (заданий, функций);

принцип обучения по способностям;

принцип разновозрастности и разноуровневости;

принцип педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий;

принцип интернационализации процесса обучения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.