Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных педагогических концепций




Мыслители Арабского Востока, выдвигавшие педагогические идеи

1. Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке про­граммы гармонического развития личности.

К ученым, уделявшим большое внимание проблемам воспитания, от­носятся:

• основатель арабской философии Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди (801 -873);

• философ аль-Фараби (870 - 950);

• выдающийся мыслитель аль-Бируни (970 - 1048);

названный современниками "владыкой наук", советник правителей раз­ных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сина, в латинской транс­крипции - Авиценна (980 - 1037);

один из наиболее выдающихся философов Востока алъ-Газали (1056/59 -1Ш);

"мудрец мудрецов" ибн Бадж (латинизированное имя Авенпаце (конец XI в.- 1139);

популяризатор аристотелизма и одновременно оригинальный ученый из Андалузии ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс) (1126 - 1198);

иранский философ Насирэддин Туей (1202 - 1273); V яркий представитель плеяды мыслителей средневекового Востока, араб­ский ученый Абдуррахман ибн Халдун.

2. Характеристика основных.педагогических концепций:

Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди, считая науку выше религии, полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект. Он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта:

• актуального,

• потенциального,

• приобретенного,

• проявляющегося.

По аль-Фараби, цель воспитания - подвести человека к этому благу че­рез поощрение стремления совершать добрые дела; осознать, что имен­но является добрым или злым, помогают знания.

Аль-Бируни утверждал, что главная цель воспитания - нравственное очи­щение, куда входит очищение от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать. В его более чем ста пятидесяти трак­татах во множестве разбросаны важные плодотворные педагогические идеи - наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др.

Ибн Сина (Авиценна) немало лет посвятил преподавательской деятель­ности и оставил множество работ, среди которых выделяется "Книга исцеления", куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений". Главные идеи:

• разностороннее воспитание и обучение, и прежде всего музыке, по­эзии, философии;

• организация совместной учебы воспитанников, внесение духа сопер­ничества;

• совместное обучение должно проходить на разных уровнях в соответ­ствии со способностями учеников;

фундамент всякого образования - овладение чтением и письмом;

общее развитие должно предшествовать предпрофессионалъному и про­фессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии. Затем надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен начать трудиться и зарабаты­вать деньги.

Аль-Газали уделял проблемам воспитания большое внимание. Четырех­томный компендиум ученого "Воскрешение наук о вере" посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют опреде­ленные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, полагал аль-Газали, формируется путем самовоспитания и под­ражания мудрым наставникам. По мере образования, укрепления ин­теллекта вырастает роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания.

Нравственное самосовершенствование - одна из постоянных тем вос­точных философов и ведущая, например, в трактатах по психологии, логике и этике ибн Баджа (Авенпаце).

Ибн Рушд (Аверроэс) как педагог известен прежде всего благодаря трак­тату "Система доказательств". Последовательный рационалист, ибн Рушд утверждал важные дидактические принципы сознательности, научно­сти, наглядности.

Разноообразные.идеи о воспитании и образовании содержат более чем 150 трактатов Насирэддина Туей. В его педагогических трудах "Обучение мудрости", "Книга мудрости", "О воспитании обучающихся", "На­ставление обучающемуся на пути учебы" и других представлены раз­мышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания.

Абдуррахман Ибн Халдун органично увязывал обучение с общим разви­тием нравственным воспитанием.

Главные идеи Ибн Халдуна:

• овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий;

• избегать изучать одновременно несколько предметов и обучать так, что­бы учащиеся переходили от одного предмета к другому;

• вначале следует дать краткий очерк предмета, затем сосредоточиться на деталях, а в итоге рассмотреть неясное и спорное;

• обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, теряет надежду овладеть знанием.

Самым эффективным приемом обучения на высшей ступени образова­ния Ибн Халдун считал дискуссии.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 74 - 77.

 

Вопрос 15. Воспитание и обучение в средневековой Индии

1. Брахманская и буддийская педагогические традиции

2. Мусульманская педагогическая концепция

3. Попытки реформирования средневековой Системы образования

1. Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в сред­невековом индийском обществе определенную эволюцию. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей двух других выс­ших каст.

Буддийская система образования имела более демократический харак­тер, поскольку не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10 - 12 лет.

Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Постепенно происходило сближение брахманской и буддийской педа­гогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система.

Эта система пришла в упадок в XI - XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под властью вторгшихся мусульман.

2. Мусульманская педагогическая концепция основывалась на том, что вер­шины воспитанности достиг человек, активно использующий знания, то есть имела интеллектуалистский смысл.

В XVI - XVII вв. существовали четыре типа мусульманских школ началь­ного и повышенного начального образования:

школы Корана (изучение Корана на арабском языке было непременным условием обучения и воспитания мусульманина) - чтение Святой кни­ги, без уроков письма и счета;

персидские школы - счет, чтение и письмо персидского языка на образ­цах поэзии Саади, Хафиза и др. (персидский язык в то время ис­пользовался государственными чиновниками и учеными);

школы персидского языка и Корана - сочеталась программа первых двух школ;

арабские школы для взрослых - чтение и толкование Корана, литератур­ное образование в духе персидской традиции.

Высшее образование мусульманам давалось в медресе и монастырских учебных заведениях - даргабах.

Высокой репутацией пользовались медресе Хайрабада, Джампура, Фи-розабада. Расцвет этих центров просвещения пришелся на XV - XVII вв. Здесь в десятках учебных заведений, где занимались тысячи студентов различных конфессий, преподавали известные ученые и литераторы со всего Востока.

К числу наиболее крупных можно отнести даргаб в Дели. 3. В XVI веке в Индии были сделаны попытки реформирования средневеко­вой системы мусульманского образования. Основатель династии Вели­ких Моголов Бабур (1483 - 1530) поставил цель поддерживать школы для организованной подготовки верных слуг государства. В продолжение такой политики император Акбар (1542 - 1605) предпринял шаги по изменению и обновлению системы образования и воспитания. Ближайший советник императора Акбара Абу-л Фазл Аллами (1551 - 1602) выступал против деспотического домашнего воспитания, религиозного фанатизма и сословности обучения; сделал попытку ввести для всех подданных, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование - планировалось ввести в обязательные учебные планы свет­ские науки:

• арифметику,

• алгебру,

• геометрию,

• медицину,

• агрономию,

• основы управления,

• астрономию.

Отсутствие материально-педагогических предпосылок, серьезного кон­троля привели к тому, что смелые планы Акбара и Аллами по большей части остались нереализованными.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 81 - 84.

 

Вопрос 16. Воспитание и школа в средневековом Китае

1. Образование в период династий Цинь и Хань

2. Расцвет культуры и образования в течение Щ - Хвв.

3. Педагогические идеи XI - XII вв.

4. Монгольские школы и письменностьв период династии Юань

5. Образование в период династии Мин

6. Китайская школа при династии Цин

1. К средневековой эпохе в истории Китая относится временной отрезок, с конца I тысячелетия до н. э. до конца XIX в. н.э. Эта эпоха складывалась из ряда периодов, каждый из которых отмечен определенными тенден­циями и событиями в педагогической мысли и школьном деле:

династия Цинь (И в. до н. э.) - упрощена и унифицирована иероглифи­ческая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте. Со­здана централизованная система образования, состоявшая из прави­тельственных (казенных) школ (Туань Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ) и просуществовавшая в общих чертах до начала XX века;

династия Хань (II в. до н. э. - II в. н. э.) - появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения. Приобрела достаточно ясные очертания трехступенчатая система образования -начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназнача­лись для состоятельных людей. Официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Полный учебный курс усвое­ния конфуцианских канонов был рассчитан на 10 лет. По окончании курса студенты сдавали экзамены на ученую степень, что позволяло получить должность в государственном аппарате.

2. В течение III - X вв. н. э. в средневековом Китае был "золотой век" для культуры и образования:

расширялась сеть учебных заведений;

• процветали высшие школы;

появились первые учебные заведения университетского типа;

• к государственным экзаменам стали допускать практически любого че­ловека, независимо от социального происхождения, а вместо устных экзаменов ввели письменные.

3. К концу "золотого века" все сильнее стал проявляться застой в образо­вании, отрыв системы образования от практических нужд.

Многие мыслители усматривали необходимость корректировки конфу­цианства.

Ученый и писатель Ван Аныии (1019 - 1086), будучи советником двора, а затем первым министром, начал реформу, пытаясь исправить поло­жение. Однако реформа не принесла успеха.

Философ и педагог Чжу Си (ИЗО - 1200) видел выход в корректировке конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. Он трактовал жизнь как победу человеческого разума и правил любви, но не отрицал конфуцианских идей безусловного подчинения младших старшим.

4. При монгольской династии Юань (1279 - 1368) в стране действовала обширная сеть учебных заведений. Наряду с традиционными иерогли­фическим письмом и типами учебных заведений распространяются мон­гольские школы и письменность.

5. В правление династии Мин (1368 - 1644) возникли предпосылки орга­низации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования.

В Пекине и Нанкине были созданы специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров высшей администрации.

Государственные экзамены стали еще более сложными и регламенти­рованными.

6. При маньчжурской династии Цин (1644 - 1911) китайская школа не претерпела никаких серьезных перемен.

Воспитание и обучение по-прежнему определяла неоконфуцианская идеология-Девочки получали лишь домашнее воспитание.

Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6 - 7-летнего возраста в го­сударственных школах (за небольшую плату) и длилось 7-8 лет. В программу входили последовательное заучивание текстов классических книг - "Троесловие" и "Тысячесловник" (начала философии, литерату­ры и истории), а также "Фамилии всех родов" (типология китайских имен). В итоге первоначального обучения нужно было заучить 2-3 тыс. иероглифов.

Особое значение при элементарном обучении уделялось каллиграфии -искусству иероглифического письма.

Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образо­вание на следующей ступени, где обучение длилось 5-6 лет. Программа - философия, литература, история, стилистика.

По окончании школы 18 - 19-летние юноши готовились к громоздкой и утомительной процедуре сдачи государственных экзаменов, просуще­ствовавшей вплоть до 1905 года.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 85 - 89.

 

Вопрос 17. Просвещение на территории средневековых государств Закавказья

1. Развитие просвещения на территории Грузии

2. Развитие образования в Армении

1. Существовавшие в начале средних веков школы на территории Запад­ной Грузии (Колхиды) и Армении во многом напоминали школы ан­тичного мира.

В Колхиде школы открывались обычно при церквях или монастырях, в них обучали литературе, астрономии, математике, музыке, теологии. Знание греческого языка было обязательным уже при поступлении в школу.

В колхидских школах в процессе обучения использовались рукописные книги по теологии, истории Грузии, о повадках животных, толкования древних и новых книг, псалмы Давида, книги об иудейских, персидских, римских и византийских императорах.

В конце X - начале XI вв. Грузия стала централизованным государством, что способствовало развитию городов, ремесел, торговли, культуры. Развитие культуры отразилось в первую очередь на школе. Для препода­вания приглашались образованные наставники. Наиболее способные дети продолжали обучение в Византии, Гелатской академии, называвшейся "вторыми Афинами", или в Икалтойской академии. Среди деятелей просвещения Грузии той эпохи был широко известен Георгий Мтацмждели. Собрав свыше 80 сирот, он организовал для них воспитательно-образовательное учреждение с целью подготовки к по­ступлению в Иверскую монастырскую школу. Поскольку дети были раз­ных возрастов, Мтацминдели разделил их на возрастные группы, раз­работав для каждой соответствующую программу обучения. Оригинальное нововведение в начальное обучение было предложено крупнейшим философом, историком, грамматиком, астрономом Иоан­ном Петрици (XI - XII вв.). В частности, в обучении родному языку он опирался на такие не сформулированные еще тогда дидактические прин­ципы, как сознательность, переход от простого к сложному. Появление в литературе поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" оказало большое влияние на концепцию воспитания того вре­мени, поскольку здесь не только были прекрасно описаны возможнос­ти светско-рыцарского образования, приобретавшего популярность в обществе, но и содержалась глубокая философская идея о зависимости добродетели от уровня человеческих знаний и разума. К XII веку, хотя церковь и продолжала сохранять контроль за учебными заведениями, наблюдалась постепенная секуляризация школы.

2. Армения, в течение долгого времени находясь в зависимости от Персии и Византии, лишь к середине VI века получила относительно независи­мое положение.

Благодаря созданию еще в V веке армянским просветителем Месропом Маштоцем (361 - 440) национального алфавита после получения неза­висимости в Армении стали открываться школы с обучением на род­ном языке.

Лучшие ученики направлялись для просветительской деятельности и рас­пространения армянской грамоты и христианства по всей стране. В сто­личных учебных заведениях изучались армянский, греческий и сирийс­кий языки, история, музыка, теология, естественнонаучные предметы. Учебные заведения в Армении того времени были государственными, церковными, общественными и частными, подразделяясь на элемен­тарные школы, повышенные училища, семинарии и церковно-монас-тырские школы, готовившие проповедников. Обучение длилось от 2 до 5 лет в элементарных школах, от 4 до 6 лет - в церковных и 7 - 8 лет - в школах повышенного типа.

Крупнейший просветитель Мовсес Хоренаци (V - начало VI в.) рекомен­довал воспитывать молодое поколение на примерах героического про­шлого своего народа.

По общему образцу средневекового Востока отдельные армянские про­светители открывали свои высшие школы, где сами и преподавали. Философ Овинес Саркиваг Имастасер (ок. 1055 - 1129) организовал школу в городе Ани, которая стала одной из лучших в стране. Одним из самых крупных в Армении XIV века центров науки считался Татевский университет, основателем которого был общественный дея­тель и философ Ованес Воротнеци (1315 - 1386). Его философско-педа-гогическое наследие считается наивысшим достижением средневеко­вой армянской теоретической мысли. Оно получило развитие в трудах его знаменитого ученика Григора Татеваци (1346 - 1409), которого уже при жизни называли "трижды великим армянским философом и учите­лем". Музыкант, живописец, мыслитель, он возглавлял высшую школу Апракунис, читал лекции по различным наукам в других учебных заведе­ниях. Учебные пособия и методические рекомендации Татеваци пользо­вались широкой популярностью.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 142 - 143.

 

Вопрос 18. Влияние церковной культуры на развитие образования

1. Школы, создаваемые церковью

2. Новые типы школ

3. Рыцарское воспитание

4. Университеты

5. Развитие схоластики

1. Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще фи­лософом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Бла­женным) (353 - 430), который одним из первых выступил против ис­пользования языческих элементов в христианском воспитании. В VI - VII вв. вместо исчезнувших античных школ стали появляться шко­лы, создаваемые церковью:

монастырские школы - для мальчиков, которые готовились стать монаха­ми (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние);

соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворя­не и именитые горожане, - в центрах церковного управления;

приходские школы - открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или на квартире священника и собирали 3-10 мальчиков.

Языком обучения являлся латинский.

В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины; учение про­должалось несколько лет.

Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем расширялся, стали изучать семь свободных искусств (V - VI вв.), включавших:

тривиум - грамматику, риторику, диалектику;

квадриум - арифметику, географию, астрономию, музыку.

Основой всех наук считалась грамматика. Заучивались грамматические формы латинского языка, разбирались тексты религиозных книг. Математика включала в себя арифметику и начала геометрии. Диалектика изучалась для подготовки к ведению споров на религиоз­ные темы, к защите догматов веры, риторика - для подготовки церков­ных проповедников. Частыми в школах были физические наказания.

2. В XIII - XV вв. самим населением, а также городскими властями стали создаваться новые типы школ:

цеховые (для детей ремесленников),

гильдейские (для детей купцов),

городские - впоследствии объединившие цеховые и гильдейские.

Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских - еще и на латинском.

Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального ха­рактера.

Появились подобные учебные заведения и для девочек.

3. Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его содержанием были семь рыцарских добродетелей:

• езда верхом,

• плавание,

• владение копьем и мечом,

• фехтование,

• охота,

• игра в шахматы,

• умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Книжная образованность презиралась. Организация воспитания была следующей:

до 7 лет мальчик жил в своей семье;

• с 7 до 14 - при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа при супру­ге сюзерена и его придворных;

• с 14 до 21 года был оруженосцем у своего господина. Таким образом осваивались вежливость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воинская доблесть, религия;

• в 21 год юноша, пройдя предварительные испытания в турнирах, по­единках, пирах, посвящался в рыцари.

4. В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты.

Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т. п. Каждый университет создавал свой устав, по которому организовывалась его жизнь.

В XII веке возникли университеты в Италии, затем были основаны уни­верситеты:

• Парижский (1200) на базе Сорбоннской богословской школы,

• в Оксфорде (1206), Кембридже (1231),

• в XIV веке в Праге, Варшаве. Сеть их быстро расширялась.

Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (под­готовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, где

изучались "семь свободных искусств", и в случае успешной учебы сту­дент получал степень бакалавра. После 6-7 лет обучения окончивший его и защитивший перед членами факультета работу получал степень "магистра искусств". Далее можно было продолжить образование на бо­гословском, медицинском или юридическом факультетах, где срок обуче­ния составлял также 6-7 лет и заканчивался защитой работы на уче­ную степень доктора наук.

Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лек­ции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам.

5. В период Средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христиан­скую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI - XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление и оживляла тео­логию. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого стали главными источниками при изучении богословия в школе.

Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержатель­ную "науку" словопрения, однако господствовала в обучении еще на протяжении долгих веков.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 110.

Латышина Д.И. История педагогики. С. 15 - 18.

Вопрос 19. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.