Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейное воспитание




Педагогические идеи

Роль христианства

4. Обучение

1. Киевский период (X - ХШ вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего от православия, которое с 988 года сделалось официальной религией Киевской Руси. Педагогическая мысль и школа древней Руси, зародившись при взаимо­действии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослу­жения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянс­ким алфавитом (азбука-кириллица).

Христианская идея Единого Бога, Отца и Заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравствен­ные заповеди оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси.

Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое со­знание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.

2. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси.

Идеалы и программа воспитания черпались из "житий святых", поуче­ний и проповедей, жанр и стилистика-которых были заимствованы у византийцев.

В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Со­ломона", "Премудрости Иисуса - сына Сирахова" и др.). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344 - 407). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направлен­ность: " Измарагды" (изумруды), "Златоусты", "Пчелы". Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуж­дая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех осно­ван на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). "Поучение" требует вос­питания любви к Богу и страха Божьего, строгого выполнения церков­ных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриар­хально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспи­тания объявлялось подражание детей отцу.

Педагогическая мысль Киевской Руси нашла свое письменное выражение в различных документах XI - XIII вв., в том числе и юридических. "Рус­ская Правда" - важнейший памятник древнерусского права - представ­ляет собой законодательный свод, составленный из княжеских уставов и частично из византийских рукописных источников.'

3. Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья.

Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в се­мье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава.

Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспита­ния, преподавания правил общежития.

В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и про­мыслов.

Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В се­мьи бояр приглашались домашние учителя-священники.

Один из наиболее ранних памятников древнерусской письменности - Устав Ярослава Мудрого, составленный в 1051 - 1053 гг. первый кодекс семейного права.

Он сыграл большую роль в регулировании семейно-брачных отношений на Руси. Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов:

• охрана чести и достоинства женщины-матери,

• повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих де­тей и установление гуманных отношений в семье,

• создание юридических механизмов защиты сиротства и предупрежде­ния полусиротства.

Большинство статей разработано одним из образованнейших людей сво­его времени - митрополитом киевским Илларионом.

4. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей.

Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая хрис­тианская церковь Св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.).

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святос­лавиче (ум. 1015) в Киеве в 988 году. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.

Щкола, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведе­нием повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образова­нием, т. е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существо-вание к тому времени элементарного обучения.

На протяжении периода X - XIII вв. школы возникли не только в Киеве ц Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Туров, Галич, Ростов и др.).

Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подво­рьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нрав­ственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каж­дым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начи­нал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение (давали "мзду"). Школы учения книжного носили элитарный характер: учениками обычно были дети представителей высших сословий.

"Учение книжное" давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые све­дения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе.

Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как сово­купность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики.

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и сче­ту подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом ' использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Та­кие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по Псалтырю. В каче­стве писчего материала использовали бересту.

На протяжении X - XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Централь­ной и Западной Европе.

Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Так, Ярос­лав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI - XIII вв. - лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеме­стно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и дати­руемые XI веком приблизительно 700 берестяных грамот.

В результате нашествия монголо-татар (1237 - 1241) уровень образова­ния на Руси резко снизился.

Использованные источники:

1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педву­зов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. С. 147 - 153.

2. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. СВ. Лы­ков., Л.М. Волобуева. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. С. 27, 35.

 

Вопрос 23. Воспитание и обучение на Руси в XIV - XVI вв.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.