КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система образования
Формирование исламской традиции в воспитании 1. На Ближнем и Среднем Востоке в VII - IX вв. в воспитании создается исламская традиция. В эпоху средневековья в мусульманском мире выработались четкие религиозно-правовые нормы, определявшие цели, формы и методы исламского воспитания. Они легли в основу воспитания в каждой общине, в каждой семье и школе, а также в основу педагогических идей средневекового мусульманского Востока. Основателем ислама считается реальное историческое лицо Мухаммед (ок. 570 - 632), а главной священной книгой мусульман - Коран, собрание проповедей, произнесенных Мухаммедом и записанных его ближайшими сподвижниками. Основные источники исламского воспитания: • Коран; • Сунна (в переводе - "пример", "образец", "образ действия") - другая священная книга, созданная в VII - IX вв. Содержит рассказы о поступках и изречениях Мухаммеда, которые должны служить образцом поведения; • шариат ("глубокое знание"), свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю жизнь мусульманина; • "адат" - исторические традиции и обычаи, сохранение которых исламом являлось одной из причин его успеха у разных народов. Исламское воспитание в эпоху европейского средневековья осуществлялось на основе сочетания шариата и адата: • с одной стороны, соблюдение норм ислама, сходных с библейскими, • с другой - следование привычным для народа вековым традициям. Важнейшим институтом мусульманского воспитания являлась семья. Некоторые характерные черты исламского семейного воспитания: • полную ответственность отца семейства за воспитание мальчиков и девочек и перед Аллахом, и перед общиной, и перед своим родом; • раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье. 2. Важным средством распространения культуры стали арабский язык и арабская письменность, созданная еще в IV в. на основе арамейского письма. Образованные люди, способные проповедовать Коран и обучать грамоте, становились учителями в повсеместно создававшихся при мечетях элементарных школах. Обучение в них начиналось с устного ознакомления с правилами Корана, их первоначального осмысления; затем пере ходили к чтению и переписыванию текстов. Начиная посещать школу с 6 лет, дети находились в жестких условиях - многочасовые, монотонные занятия, суровые наказания за леность и проступки. В качестве примера реализации исламской концепции образования приведем школьную систему Ирана, сложившуюся к IX веку и представленную двумя типами школ: арабо-грамматической - "мактаб", обучение в которой проходило на основе Корана, и школой персидского направления - "куттаб", в которой преимущественно изучалась история Ирана. Повышенное образование давалось в медресе, появление которых обычно связывают с необходимостью толкования Корана. Целью обучения здесь было прежде всего религиозное образование. Большое внимание уделялось при этом развитию умственных способностей, в первую очередь - памяти. В содержание образования входили: • мусульманская теология, t/ правоведение, • арабский язык с упором на грамматику, • каллиграфия, • диалектика. Шагом вперед в развитии просвещения можно считать организацию в Багдаде по инициативе считавшегося покровителем наук халифа Маму-на (786 - 833) "Домов мудрости" - своего рода культурных центров, в которых крупнейшие ученые обсуждали тексты античности и вели дискуссии по проблемам современного им мира. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 129 - 133. Вопрос 14. Педагогическая мысль Востока в эпоху средневековья
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |