КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнеримская школа
Семейное воспитание 1. Влияние эллинистического воспитания в III веке до н. э. распространялось на Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отношении государством Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Влияние семейного воспитания было доминирующим. Основные принципы: • подчеркнутая верность нравам предков; • дети и рабы равно были в полном подчинении у отца семейства; • авторитет и влияние матери, которая сама вскармливала ребенка, были велики для него в течение всей жизни; • девочки воспитывались в семье и для семейной жизни; • мальчики получали практическое воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами государства. 2. Характер школьного обучения в Риме, в общем, мало чем отличался от обычной школьной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные "школы учебы", развившиеся в эпоху средневековья. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах - частных учебных заведениях с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице, во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название: тривиум - перекресток. Дети сидели на полу, а учитель - на стуле, который и служил ему кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Школы повышенного типа - грамматические - первоначально открывались греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других частях эллинистического мира. Со II века до н. э. начали распространяться латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались пособия, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов. Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторские школы. Программа занятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражнений по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства одновременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на достаточно разностороннее для того времени умственное образование. В школьной риторике сложилась структура образцовой речи: • вступление, • изложение существа дела, • приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника, • заключение. Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры - коллегии юношества. Римский писатель и ученый Варрон (116 - 27 до н. э.) называл девять основных школьных дисциплин: • грамматика,. • риторика, • диалектика, • арифметика, • геометрия, • астрономия, • музыка, • медицина, • архитектура. Школьные предметы назывались "свободными искусствами", потому что предназначались для детей свободных граждан. К исходу римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса "семи свободных искусств": • тривиум - его составляли грамматика, риторика и диалектика; • квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому философу и автору школьных учебников Боэцию (Ьк. 480 - 575 до н. э.). В основу построения школьных пособий им был положен принцип компиляции -сведения в единый текст фрагментов различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное воздействие на средневековую школу. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 75 - 77. Российская педагогическая энциклопедия. С. 44.
Вопрос 10. Педагогические идеи Древнего Рима
1. Римские мыслители о воспитании 2. Педагогические: идеи Квинттиана 1. Педагогические идеи Древнего Рима развивались под сильным влиянием эллинской философской мысли. Один из первых представителей римского просвещения - Катон Старший (234 - 149 до н. э.). Он составил римскую риторику, опираясь на греческие каноны, хотя был эллинофобом. Настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания. Мыслитель и политик Цицерон (106 - 43 до н. э.) также находился под влиянием греческой философской традиции. Душевную жизнь человека он рассматривал как сложный поток меняющихся состояний и считал, что силы, которые препятствуют его гибели, должно развивать домашнее воспитание - семья. Полагал, что полноценного образования достойны немногие, так как большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах". Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность, и критиковал тогдашнюю школьную систему, которая воспитывает "ум, но не душу". Не соглашался с существовавшими в то время требованиями канонического образования ("семь свободных искусств"), исходя из своего понимания нравственности. Плутарх (ок. 45 - ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Он советовал избегать жестоких наказаний - по его словам, бить ребенка все равно что "подымать руку на святыню". 2. Адвокат и оратор Квинтилиан (42 - ок. 118) - яркая фигура римской философской и педагогической мысли. Главный труд - трактат "Ораторское образование", состоящий из 12 книг. Наиболее известны "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении". Основные мысли Квинтилиана о воспитании: • высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети "от природы склонны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспитание; • чтобы достичь высоких результатов в педагогике, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно; • воспитание должно формировать свободного человека; • цель воспитания - в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей; • идеал человека-гражданина - афинский политический деятель Перикла; • образование должно быть общедоступным, поскольку все нормальные дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения и отдавал предпочтение организованному школьному обучению по сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"), утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей". Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения: • первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую середину"); • в программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка; • в грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика; • в риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия". На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся. Обучение следовало вести индуктивным путем - от простого к сложному, на основе работы памяти. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 54 - 57.
Вопрос 11. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |