Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотель. 1. Взгляды древнегреческих философов на воспитание оказали весьма су­щественное влияние на развитие педагогической мысли в последующие эпохи




Платон

Сократ и его ученики

Демокрит

1. Взгляды древнегреческих философов на воспитание оказали весьма су­щественное влияние на развитие педагогической мысли в последующие эпохи.

Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспита­ние ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо гово­рить", "хорошо делать".

Педагогические идеи Демокрита можно сформулировать следующим образом:

• хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его ру­ками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микро­космом";

• родителям важно посвятить себя воспитанию детей;

• процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, кото­рый преобразует природу человека;

• важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта;

• естественно прибегать к принуждению учащихся, а также формировать у них стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности.

2. Софисты стремились к воспитанию политически активных граждан по­лиса.

Основным они считали преподавание красноречия -риторики и объяс­няли это тем, что человек, овладевая искусством риторики, приобрета­ет умение завоевывать мнение большинства, а следовательно, угадыва-. ет смысл общего блага.

Самый известный представитель философии софистов - Сократ (470/ •469- 399дон. э.). Педагогические сужд е ния Сократа:

• главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование;

• человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине;

• счастье - в устранении противоречия между личным и общественным бытием;

• задача наставника - в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика ("повивальное искусство");

• самопознание - наиболее верный путь проявления способностей челове­ка. Сократ придавал особое значение природной предрасположенности и связывал природные способности человека с правом на образование. Сократ был одним из родоначальников диалектики как метода установ­ления истины путем постановки наводящих вопросов - сократического метода. Его главное дидактическое достижение - диалектический спор ("майевтика").

Ученики Сократа, высказывавшие интересные мысли о воспитании:

Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) - автор первого античного педагогическо­го романа "Воспитание Кира". Полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совер­шенных граждан; первооснова нравственного воспитания - формирова­ние чувства справедливости;

Антисфен (450 - 360 до н. э.) - считал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений, приучать воспи­танников преодолевать трудности и лишения, презирать мирские бла­га, причем основным методом воспитания должен быть пример на­ставника.

3. Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования

молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), ко­торой сам руководил.

Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диа­логам.

По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве-по­лисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осу-, ществляться под контролем государства и в его интересах. Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школь­ного образования.

Содержание школьного образования раскрыто во многих произведени­ях Платона:

• в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматрива­ется сущность воспитания;

• в "Теэтете" излагается теория познания;

• в "Меноне" высказывается идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения;

• в позднем сочинении "Законы" образование трактуется как то, что ве­дет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стре­миться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо под­чиняться или же начальствовать.

Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его учением о "мире идей' - особом интеллектуальном мире, по сути дела -мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи - вечны, а вещи -лишь тени мира идей, которые отражаются в мире вещей и не являются истинно существующими.

В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окру­жить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, кото­рые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеаль­ном мире.

4. Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогических идеи учителя, так и свои собствен­ные.

Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Алек­сандра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет.

Аристотель

• ставил наставника на самую высокую ступень в обществе;

• полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, ду­шой животной и душой разумной;

• идеал счастья - блаженство - видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.

Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия.

Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Поли­тика":

• он придавал первостепенное значение общественному, государствен­ному воспитанию;

• допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспи­тание находилось под присмотром государственных чиновников - педо-номов;

• считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование;

• предлагал начинать воспитание школьника с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспита­нию духа".

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 43 - 44, 47 - 49.

История педагогики и образования. С. 61 - 63.

 

Вопрос 8. Воспитание и образование в эпоху эллинизма




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.