Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идей Конфуция в области образования




Особенности образования в Хаиьскую эпоху

Задержание и принципы обучения

Древнекитайские школы

1. Наиболее обстоятельным источником по системе обучения в Китае яв­ляется "Ли цзи" - книга о ритуале и обычаях, составленная в IV - I вв. до н. э. и пользовавшаяся высоким авторитетом в Ханьскую эпоху1 (конец III в. до н. э. - начало III в. н. э.).

Древние школы существовали как в отдельных кланах, так и в более об­ширных общинных и административных объединениях - уездах, облас­тях и, провинциях.

Участие государства в деле образования всегда было заметным: при Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ, и число учащихся в них составляло несколько десятков тысяч.

Дети аристократии обучались в дворцовых школах.

В середине I тысячелетия до н. э. много было и частных школ с платным обучением на дому. Первая в Китае частная школа была организована Конфуцием (Кун-цзы).

2. В Китае развился настоящий культ учености и нравственной регламен­тации. Основной целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов.

Выбору учителя придавалось огромное значение, поскольку учитель счи­тался прежде всего воспитателем ученика; к нему следовало относиться с чрезвычайным почтением. Наставник олицетворял старших как в се­мье, так и в государстве.

Обучение начиналось, как правило, с 7 лет, когда девочки и мальчики переставали "есть вместе и сидеть на одной циновке". Во II - I вв. до н. э. официальной идеологией стало конфуцианство и в основу образования был положен канон конфуцианских книг - "Четве-рокнижие", "Пятикнижие".

Канон включал древние песни ("Шицзин"), книги хроник, по филосо­фии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье. Начальное образование продолжалось около 7 лет и состояло прежде все­го в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения.

Императорская династия Хань, по которой названа эпоха, правила в Китае с 206г. до н. э. по 220 г. н. э. - Прим. ред.

Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний.

Заучивание канонов имело не только образовательное, но и воспита­тельное значение - ученики воспринимали моральные правила конфу­цианства как аксиомы.

К детям относились как к маленьким взрослым, требуя от них безуслов­ной дисциплины и почтительности. Бамбуковая или деревянная палка были обычным средством воспитания.

"Великую науку" представляли так называемые шесть искусств:

• этика и ритуал,

• каллиграфия,

• счет,

• музыка,

• умение стрелять из лука и управлять колесницей.

В "Ли цзи" сформулированы четыре основных принципа обучения:

учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось;

• учиться, пока не упущено время;

• соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь;

• учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.

Обобщая опыт школ великих философов середины I тысячелетия до н. э., "Ли цзи" особое внимание уделяла возникновению связи между учите­лем и учениками, когда учитель "ведет, но не тянет, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца". В этом случае меж­ду учителем и учеником возникало согласие, учиться было легко, уче­ник начинал думать.

Однако практически система образования в Китае к концу эпохи древ­ности приобретала все более официальный схоластический и принуди­тельный характер.

3. В Ханьскую эпоху осуществлялась огромная работа по редактированию древних литературных текстов, составлению словарей и библиографи­ческих справочников.

Создавались и специальные пособия для школ, например, для изуче­ния иероглифики - связные тексты, где ни один иероглиф не повто­рялся.

В Ханьскую эпоху возникла и экзаменационная система, окончательно развившаяся в средневековье:

• молодые люди, выдержавшие экзамены на знание 9 тысяч иероглифов, получали государственные должности;

• отличившиеся в сложных экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в императорскую канцелярию.

Таким образом наиболее способные люди даже из простонародья могли ступить на чиновную лестницу и двигаться вверх по ней. Еше со времен Конфуция в качестве идеала восхвалялся тип ученого, который

• живет в чрезвычайной бедности, сверяя свое поведение с обычаями древности,

• не боится говорить правду даже императору,

• с трудом поступая на службу, в отставку уходит с легкостью.

4. На основе собственной педагогической практики и обобщения прежне­го опыта в области образования Конфуций высказал много ценных идей, которые в течение длительного периода времени были широко распро­странены в Китае и составили основу китайской традиционной системы классического образования:

• развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стре­миться к совершенствованию и повышению образовательного уровня;

• главная цель образования - воспитание всесторонне развитого в нрав­ственном отношении человека;

• обучать и воспитывать надо всех людей;

• каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отно­шению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным;

• правильность взаимоотношений людей в обществе зависит от их воспи­тания, которое должно культивировать гуманность и добродетель;

• воспитанный человек отличается вежливостью и воспитанностью.

• в основе образования - морально-нравственное воспитание;

• моральное воспитание (этикет, церемонии и обряды, поэзия, музыка) включает гражданское воспитание, нормы поведения человека, лояль­ность и преданность, доверие;

• принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнооб­разных отношений людей в обществе;

• процесс обучения должен быть связан с размышлением.

Использованные источники:

Российская педагогическая энциклопедия. С. 297 - 298.

Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность.

- М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 195 - 196.

 

Вопрос 6. Воспитание и образование в Древней Греции

1. Образование на Крите

2. Гомеровское образование

3. Спартанская воспитательная система

4. Афинское воспитание

1. Во II тысячелетии до нашей эры Крит был колыбелью одной из великих цивилизаций человечества и одной из первых цивилизаций в Европе.

Образование на Крите можно считать процедурой введения древнего минойца1 в социо-экономическую, политическую и религиозную среду.

Воспитание молодого поколения в минойском обществе обозначалось термином "пайдес" (от "пайс" - ребенок) и включало не только фор­мальные, но и неформальные типы обучения и воспитания, предна­значенного для высших классов (царь, жрецы, благородные люди). Образование осуществлялось в семье и в различных общественных и религиозных видах деятельности на фестивалях, танцах, в театре, на атлетических соревнованиях.

Формальным образованием на минойском Крите считалось обучение письму профессиональными писцами.

Для высшего класса образование включало не только письмо, но и ма­тематику, музыку, танцы, рисование, астрономию, курсы по религии и праву, архитектуру, медицину и военные упражнения.

2. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, которого Платон называл первым воспитателем эллинов. Основной метод воспитания в гомеровской Греции - подражание образ­цам, в том числе и мифологическим. Сами гомеровские герои впослед­ствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа: честь героя требует достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру ("Всегда быть лучшим и пре­восходить других"), а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.

Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию ко­пья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире.

В греческом полисе воспитание рассматривалось как одна из основных функций государства, здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (главным образом мальчиков) всего свободного на­селения.

Основным воспитательным институтом в полисах VII - VI вв. до н. э. была система религиозных празднеств.

1 Критская культура именуется также минойской. - Прим. ред.

 

3. Вместо идеи личных достижений, характерной для гомеровской Гре­ции, Спарта выдвинула идею процветания города-государства. Новый порядок в области образования был частью более широкой политичес­кой реорганизации, введенной, как считалось, в VIII веке н. э. законо­дателем по имени Ликург.

Наиболее важным делом для Спарты были безопасность и контроль над рабами. Этот фактор определил спартанскую систему воспитания.

Основной ее целью было воспитание смелости и преданности городу-государству.

Согласно Плутарху, задачи спартанской системы воспитания:

• сформировать послушание, физическую и умственную смелость,

• научить детей переносить боль, быть хорошими солдатами и хорошими гражданами.

Организация спартанского образования тщательно планировалась.

Дети Спарты жили все вместе, тренируясь и играя в одинаковых усло­виях.

Девочки в Спарте воспитывались так же, как и мальчики, и тоже долж­ны были быть сильными и здоровыми.

Детей делили на группы, которыми руководили молодые люди 19 или 20 лет, заканчивающие свое образование.

Ребенок с 7-летнего возраста становился членом группы, в которой он проводил целый день; с 12 лет он покидал дом и жил только с другими членами своей группы. У него не было личной жизни до 30 лет. За всем воспитанием в городе-государстве следил ответственный педо-ном. Он ходил в сопровождении группы мужчин с хлыстами, которые помогали ему поддерживать дисциплину.

4. В Афинах Перикла основной задачей была калокагатия, т. е. воспитание всесторонне развитого человека - умного, честного, физически креп­кого, с хорошими манерами. Интересы государства и каждого отдель­ного человека совпадали и устремлялись к цели формирования гармо­нической личности с тренированным телом, умом, воображением, вкусом и моралью.

В Афинах не было системы общественного обязательного образования. До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно):

мусические (для детей от 8 до 16 лет) - дававшие-литературное и музы­кальное образование и некоторые научные знания;

палестры (13 - 14 лет) - школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, пла­вание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в

котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;

гимнасии (16 - 18 лет) - их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствова­лись в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходи-ли и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи - так осуществлялось свободное общение взрослых и подростков;

эфебии (18 - 20 лет) - двухгодичные военные государственные орга­низации, где юношей учили военному делу. Искусству слова обучали софисты - странствующие учителя.

Использованные источники:

Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогичес­кой мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. С. 13. Российская педагогическая энциклопедия. С. 42. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира. 130 - 132, 134 - 136.

 

Вопрос 7. Философы Древней Греции о воспитании




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.