Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных подходов к воспитанию и обучению




3. "Домострой"

1. Во второй половине XVII века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению:

"латинофильский";

• византийско-русский;

• славяно-греко-латинский;

• старообрядческо-начетнический.

По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в.) получили назва­ния западников и славянофилов.

2. Сторонники "латинофильского" подхода - Симеон Полоцкий (1629- 1680) и Сильвестр Медведев (1641 - 1691).

С. Полоцкий оставил несколько учебных книг: "Псалтырь рифмотвор-ная", "Вертоград многоцветный", "Букварь языка славенска" и др. Мир видится Полоцкому книгой, написанной Богом. Задача наставника -научить читать эту книгу. Вступив в извечный спор о природе ребенка, Полоцкий характеризует ее как "скрижаль ненаписанную", изображе­ние на которой во многом зависит от учителя. Полноценное обучение, по Полоцкому, следует осуществлять на латинском, греческом и род­ном языках.

Византийско-русский - Епифаний Славинецкий (1600- 1675), Федор Рти­щев (1625 - 1673), Карион Истомин (1650 - 1717). Епифаний Славинец-

кий стремился уйти от крайностей "латинофилов" и православно-старо­обрядческого направления. В своих сочинениях "Рассуждение об учении греческому языку" и особенно "Гражданство обычаев детских" (после­днее создано с опорой на идеи представителя европейского Возрождения Эразма Роттердамского) Славинецкий настаивал на сочетании умствен­ного и нравственного воспитания с опытом учения книжного.

Славяно-греко-латинский - Иоанникий (1639 - 1717) и Софроний (1652 -1730) Лихуды. Греческие монахи братья Лихуды следовали западноевро­пейским образцам.

Старообрядческо-начетнический - протопоп Аввакум (1621 - 1682).

Аввакум осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отка­заться от греко-латинского образования. Достоинствами русской педа­гогической традиции Аввакум считал обращение к духовности, внима­ние к воспитанию "мужества, мудрости, правды и целомудрия".

3. Одной из вершин педагогической мысли того времени, несомненно, был "Домострой", написанный живым и образным разговорным язы­ком, обработанный и дополненный известным деятелем из ближайше­го окружения Ивана Грозного - Сильвестром.

В "Домострое" три основные части:

• в первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Зада­ча нравственно-религиозного воспитания должна была являться главной для родителей, заботившихся о развитии своих детей;

• вторая часть, посвященная семейным отношениям, включает специаль­ные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, и только затем ставится задача об обучении грамо­те, книжным наукам;

• третья часть "Домостроя" посвящена устройству дома, содержит хозяй­ственные рекомендации.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 159 - 160.

История педагогики и образования. С. 171 - 172.

Вопрос 26. Педагогические идеи Нового времени




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.