Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План национального воспитания




Доклад об общей организации народного образования

I. В эпоху Великой французской революции (1789 - 1794) политические и общественные деятели новой, республиканской Франции воспринимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавая обновлению культуры, в том чи,сле и обра­зования.

Ж.А.Кондорсе в своем "Докладе об общей организации народного образо­вания" (1792) предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления.

В целом проект Ж.А.Кондорсе был весьма прогрессивен:

• преемственность ступеней образования,

• равенство в праве на образование всех людей,

• светскость школы,

•бесплатность обучения,

•усиление роли естественных наук.

Цель образования Ж.А. Кондорсе видел в открытии людям способов удов­летворения своих потребностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и использования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязанностей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет использовать и развивать свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.

Школы должны быть государственными, а обучение - бесплатным и без­религиозным.

Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граж­дан получать более высокое образование, углублять и расширять его.

Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени:

начальные школы. На первой ступени детей должны были учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам из­мерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны были иметь каждые 400 жителей;

школы второй ступени. Для детей из более или менее состоятельных се­мей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые в ремеслах. При школах второй ступени Кондорсе считал нужным создавать биб­лиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свы­ше 4 тысяч жителей;

институты. На третьей ступени обучения должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяй­ством, промышленностью, военным искусством, медициной и т. п. Та­кие учебные заведения должны были быть учреждены в каждом депар­таменте;

лицеи. На четвертой ступени образования должны были готовить ученых. На всю Францию Ж.А. Кондорсе считал достаточным создание девяти лицеев.

Возглавлять всю систему образования, по замыслу Ж.А. Кондорсе, дол­жно было Национальное общество наук и искусств.

2. Л.М. Лепелетье в своем "Плане национального воспитания" полагал, что нужно решить проблему, состоящую из двух частей: народу нужно дать:

• во-первых, воспитание;

• во-вторых, образование.

И если образование, даже и доступное для всех, является собственнос­тью ограниченного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.

Цель своего проекта он усматривал в организации воспитания

• действительно национального,

•действительно республиканского,

• действительно доступного для всех.

Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по кото­рому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет рес­публики.

Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом воз­расте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок должен быть предоставлен заботам матери.

По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте отечество получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества.

Этот период наиболее подходит для общественного воспитания, наибо­лее пригоден для изучения не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профес­сию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспитание и образова­ние должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно.

Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из которых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения должны находиться недалеко от места про­живания детей, с тем чтобы родители могли часто навещать их. На од­ного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обреме­нительно для него, если старшие дети будут помогать в воспитании младших.

Задачей таких школ должно было стать "приготовление первичного ве­щества", вооружение детей сведениями, "одинаково полезными граж­данам в любом положении".

После долгих дискуссий Конвент принял решение о создании домов национального воспитания, но спустя несколько месяцев это решение было отменено.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 221 - 225.

 

Вопрос 39. Тенденции развития школьного образования

и новые типы учебных заведений

1. Общая характеристика

2. Развитие учреждений начального обучения

3. Полное общее образование

1. В период с середины XVII до конца XVIII вв. масштабы образования расширялись - для дворянства и духовенства, а также для верхов третье­го сословия.

Принцип сословности образования делался все более ощутимым факто­ром ослабления интеллектуального потенциала наций, так как наилуч­шие школы предназначались лишь первым двум сословиям. Духовным и организационным центром школьного дела оставалась цер­ковь, которая препятствовала попыткам реформировать школу на свет­ских началах.

Соперничество католической и протестантской ветвей христианства вело к усложнению задач и программ обучения, к повышению ре­зультативности деятельности учебных заведений. Школа классического типа становилась основным типом школьного об­разования.

2. Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и США во второй половине XVIII века представляло собой сложную картину борьбы нового со старым.

Несмотря на то, что масштабы и результативность начального обучения быстро увеличивались, начальная школа не справлялась со своими за­дачами - основная масса населения (в первую очередь крестьяне) ос­тавалась неграмотной. Главная причина - острая нехватка профессио­нальных преподавателей: количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Представители движения Реформации в Германии, Англии и Франции внесли живительную струю в организацию школ начального обучения:

• в Германии для многих соответствующих учебных заведений каноном сделался яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации - Готский школьный устав (1642). В этом доку­менте явственно ощущается воздействие педагогических идей Я.А. Коменского и В. Ратке. Планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах обучали по Катехизису; пред­меты - родной язык (чтение и письмо), счет, церковное пение. В стар­шем классе добавлялись изучение обычаев, начала естествознания, ме­стной географии - "мирские предметы". Начальный возраст ученика определялся в 5 лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен, но не дольше чем до 14 лет. Все предметы, кроме "мирских", преподавал один учитель - шульмейстер. "Мирским предметам" обучали специальные учителя;

•в Англии на протяжении XVII - XVIII вв. под эгидой англиканской цер­кви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков.

Стремление римско-католической церкви и католических монархий противостоять влиянию Реформации в сфере элементарного образова­ния привело к распространению католических начальных школ.

Во Франции в XVII - XVIII вв.:

• активную деятельность развернула католическая конгрегация "Братьев христианских школ", основанная Ж.Б. Лассалем (1651 - 1719);

• появились первые уставы католических начальных школ - Шалон-на-Марне (1676), Отона (1685), Аксерра (1695). Эти документы сочетали в себе авторитарный и консервативный дух - запрет смешанных школ, необходимость телесных наказаний ("розга необходима, ибо рождает мудрость") - с влиянием новых дидактических идей ("дети усвоят хоро­шо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно").

3. Полное общее образование в Западной Европе и США в XVII - XVIII вв. существенно видоизменилось.

На первый план выдвигаются учреждения классического типа, предназ­наченные для имущих слоев общества:

• в Германии - городская (латинская) школа и гимназия. В течение XVII века было учреждено свыше ста городских школ (многие из которых впоследствии были преобразованы в гимназии), а в конце XVIII века в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий;

• в Англии и США - грамматическая школа;

• во Франции - коллеж.

В деятельности этих учебных заведений просматриваются как прогрессив­ные традиции Возрождения, Реформации и Просвещения, так и кон­сервативные традиции.

В Германии необходимо отметить заслуги в развитии современного об­разования и в создании учебно-воспитательных учреждений нового типа:

• сторонников неогуманизма (Ф.А. Вольф и др.);

педагогов-филантропинистов, деятельность которых проходила под за­метным влиянием руссоизма. Первое учебное заведение - филантропин, основанное И.Б. Базедовом в 1774 году в Дессау, отличалось межкон­фессиональной терпимостью.

В Англии грамматические школы создавались по образцам германских городских школ и гимназий, в том числе девять больших публичных школ -Винчестер, Вестминстер, Итон, Борроу, Лондон и др. В больших пуб­личных школах получали знания представители аристократии, поэтому здесь в общем насчитывалось не более трех тысяч учащихся.

Во Франции в конце XVIII века было 562 коллежа с 73 тыс. учащихся - коллеж стал основным типом общеобразовательного учреждения еще на рубеже XVII - XVIII вв. Наиболее интересны с точки зрения педагогического опыта:

школы Пор-Рояля - были учреждены группой педагогов, получившей наименование "кружка Пор-Рояля", в который входили П. Николь (1625/28 -1695), К. Лансело (1615 - 1695), А. Арно (1612 - 1694) и др. Названы по предместью Парижа, где в 1637 году была открыта первая такая школа. Давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс вхо­дили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Школьные классы были небольшими - 5 - 6 учеников на 1 - 2 учителей. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления; были против оценок, полагая, что это побуждает учащихся к нездоровому соперничеству; особое внимание уделяли религиозному воспитанию;

заведения католического ордена "Оратория '. Возникли одновременно с орденом того же названия, основанным в 1611 году кардиналом П. де Берюлем. Ораторианцы готовили по преимуществу приходских кюре. В 1719 году насчитывалось уже свыше двадцати таких школ. Особым влиянием они пользовались в 60-е гт. XVIII века. Затем, однако, конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных коллежей. В Северной Америке в XVII - XVIII вв. школьное образование развивалось под сильным воздействием европейского опыта, в первую очередь английского.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 167 - 176.

История педагогики и образования. С. 205.

 

Вопрос 40. Просвещение в России в начале XVIII века

 

1. Общая характеристика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.