Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 34. Педагогические идеи Просвещения во Франции




Педагогическое течение филантропинизма

Идеи неогуманизма

1. Создания единой светской школы, общественно полезного обучения граждан требовали увлеченные идеями Просвещения теоретики национального воспитания и неогуманизма - Ф.А.Вольф, В.Гумбольдт и др., а также представители педагогического движения филантропинизма - И. Б.Базедов, Х.Г.Зальцман, И.Г.Кампе и др.

Ф.А.Вольф (1759-1824) уделял особое внимание реорганизации гимназии как типа среднего учебного заведения, считая, что гимназия должна одновременно давать:

• "современное" образование - практически полезные и необходимые знания,

• и "классическое" образование - знание древних языков и литературы.

2. Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790), основатель педагогического течения филантропинизма полагал, что:

• общественные изменения тесно связаны с переменами в школьном деле;

• главный порок традиционной школы - в недоступности детскому сознанию значительной части учебного материала, в авторитарно-жестоком отношении к детям;

• школа не должна отрываться от потребностей жизни: основная цель воспитания - "подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни";

• идеал воспитания полезного и счастливого человека - одно целое;

• нравственное становление личности, нравственное воспитание должно занимать главное место, в то время как умственное образование, физическое и нравственное воспитание должны гармонировать друг с другом - прекрасно образованный человек, не будучи воспитан, рискует I совершать аморальные поступки ("Книга методов"). В этом процессе особая роль отдавалась труду, работе, под которыми понимались любые занятия, которые предписаны ребенку.

И.Г.Кампе (1746-1818) исходил из убеждения, что общество должно соблюдать права каждого человека и дать ему возможность свободного развития, и указывал на:

• необходимость независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями;

• правомерность свободы совести в школе, в частности, непозволительность обязательного религиозного обучения, а также необходимость распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 150- 151.

 

 

1. Педагогические суждения Ф. Фенелона

2. "Трактат об образовании" Ш. Роллена

3. "Дух законов"Ш.Л. Монтескье

1. Провозвестниками идей Просвещения во французской педагогике были Франсуа Фенелон и Шарль Роллен.

Ф.Фенелон (1651 - 1715) - один из первых педагогов нового времени. Педагогические суждения:

• отвергал в воспитании авторитарность;

•полагал необходимым обеспечить естественное, свободное развитие ребенка;

• необходимо не только давать женщине некое образование, но и форми­ровать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей. О женском образовании Фенелон размышлял в трак­тате "Воспитание девиц" (1680);

• отвергал жесткое воспитание - в раннем детском возрасте следует уме­ло сочетать нежность и ласку, одновременно приучая детей к терпению;

• в нравственном воспитании выделял прежде всего необходимость при­учения к честности и искренности.

Одним из наибольших недостатков обучения Фенелон считал отсут­ствие в нем привлекательности для детей и предлагал чередовать игру и учебу.

2. Ш.Роллен (1661-1741) придавал особое значение морализаторским беседам с использованием примеров из биографий "великих духом" лю­дей и отводил ведущую роль в воспитании наставнику. Основной труд - "Трактат об образовании" (1728), где кодифицированы современные автору нормы школьного обучения и воспитания:

• совместное воспитание детей до 6 - 7-летнего возраста;

• затем для девочек особая программа занятий: французский язык, четы­ре правила арифметики, домоводство, уроки религии, светских манер и краткий курс отечественной истории.

Обучение в начальных школах бедняков предлагал начинать с уроков род­ного языка и отдавал французскому языку главное место в программе. В коллеже советовал продолжить заниматься французским языком и литературой, изучать античные литературу и языки, начала естествоз­нания и математики.

В программу элементарного обучения включал занятия "физикой" - на­блюдения за природой, знакомство с простейшими предметами (бумага, хлеб, нож и пр.). По его мнению, выпускник коллежа должен при­обрести "способность действовать".

3. Борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования, бывшая одной из целей представителей французского Просвещения, началась с публикации "Духа законов" (1748) Монтескье.

Ш.Л. Монтескье (1689 - 1755) предложил в своей работе следующую программу:

• формирование подрастающего поколения на идеалах конституционно­го государства;

• неприятие деспотии абсолютной монархии;

• замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 151 - 153.

 

Вопрос 35. Педагогические воззрения французских энциклопедистов

1. "Энциклопедия"

2. Педагогические идеи Гельвеция

3. Педагогические идеи Дидро

4. Мысли Вольтера и Копдильяка о воспитании и образовании

1. В 1751 - 1780 гг. во Франции был опубликован коллективный труд - "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел".

Это был свод знаний эпохи, имевший просветительский, педагогичес­кий смысл и предназначавшийся для воспитания последующих поколе­ний в духе новых идеалов.

Энциклопедисты желали заменить догматическое, оторванное от жиз­ни образование воспитанием нового человека.

На основе идеи о равенстве выходцев из всех слоев они предлагали планы просвещения третьего сословия.

2. Клод Адриан Гельвеции (1715 - 1771) - французский философ-материа­лист, сыгравший вместе с Руссо, Дидро, Гольбахом и другими просве­тителями видную роль в идейной подготовке французской буржуазной революции.

Педагогические идеи Гельвеция изложены в его книгах "Об уме" (1758) и "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1773). Гельвеции был сенсуалистом и вслед за Локком категорически отрицал наличие у человека каких бы то ни было врожденных идей и способностей. Отстаивая мысль о природном равенстве всех людей, он считал, что все способности и дарования человека, его нравственные качества фор­мируются под влиянием среды, в первую очередь общественной. Отсю­да у Гельвеция происходила известная переоценка роли воспитания. По его мнению, при благоприятных социальных условиях воспитание мо­жет создавать даже гениев.

Гельвеции был последовательным сторонником общественного воспи­тания, которое, будучи организовано государством, может сформиро­вать из детей патриотов, обеспечив их счастье и благополучие нации.

3. Дени Дидро (1713 - 1784) принадлежал к числу наиболее выдающихся французских философов-материалистов. Как и другие просветители, он высоко ценил роль воспитания в формировании человеческой личности и усовершенствовании социального строя. Однако он не был склонен к таким категорическим утверждениям, как Гельвеции. Дидро признавал наличие у людей природных различий и полагал, что они должны учиты­ваться в процессе воспитания, цель которого - развитие всех дарований. Дидро выступал с резкой критикой существовавшей в то время систе­мы воспитания в традиционных школах, пронизанной духом класси­цизма и религии, подавлявшей живую мысль учащихся. Он решительно отстаивал идею всеобщности элементарного образования. Общедоступ­ность школ, по его мнению, позволит выявить множество талантов, которые кроются в народе.

Наиболее известные работы:

• "Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек" (1773 - 1774) -показывает основные отличия взглядов Дидро на задачи и возможности воспитания;

• "План университета для России" (составлен в 1775 году по поручению русской императрицы Екатерины II) - изложено мнение Дидро о струк­туре народного образования, содержании и методах обучения в различ­ных школах.

4. Вольтер (1694 - 1778), как и Гельвеции, критиковал учение о врожден­ном характере результатов воспитания, считая, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть ко­торого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сто­рону добродетели, либо в сторону преступления".

Этьен Кондильяк (1715-1780) полагал, что содержание школьного обра­зования должно следовать "историческому порядку открытий человече­ства", а школьник должен мысленно пройти тот же путь, который про­шло человечество, будучи активным и самостоятельным. Использованные источники:

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 153 - 154.

2. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 237,

 

Вопрос 36. Ж.Ж. Руссо: краткий биографический очерк,

основные педагогические идеи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.