КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 34. Педагогические идеи Просвещения во Франции
Педагогическое течение филантропинизма Идеи неогуманизма 1. Создания единой светской школы, общественно полезного обучения граждан требовали увлеченные идеями Просвещения теоретики национального воспитания и неогуманизма - Ф.А.Вольф, В.Гумбольдт и др., а также представители педагогического движения филантропинизма - И. Б.Базедов, Х.Г.Зальцман, И.Г.Кампе и др. Ф.А.Вольф (1759-1824) уделял особое внимание реорганизации гимназии как типа среднего учебного заведения, считая, что гимназия должна одновременно давать: • "современное" образование - практически полезные и необходимые знания, • и "классическое" образование - знание древних языков и литературы. 2. Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790), основатель педагогического течения филантропинизма полагал, что: • общественные изменения тесно связаны с переменами в школьном деле; • главный порок традиционной школы - в недоступности детскому сознанию значительной части учебного материала, в авторитарно-жестоком отношении к детям; • школа не должна отрываться от потребностей жизни: основная цель воспитания - "подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни"; • идеал воспитания полезного и счастливого человека - одно целое; • нравственное становление личности, нравственное воспитание должно занимать главное место, в то время как умственное образование, физическое и нравственное воспитание должны гармонировать друг с другом - прекрасно образованный человек, не будучи воспитан, рискует I совершать аморальные поступки ("Книга методов"). В этом процессе особая роль отдавалась труду, работе, под которыми понимались любые занятия, которые предписаны ребенку. И.Г.Кампе (1746-1818) исходил из убеждения, что общество должно соблюдать права каждого человека и дать ему возможность свободного развития, и указывал на: • необходимость независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями; • правомерность свободы совести в школе, в частности, непозволительность обязательного религиозного обучения, а также необходимость распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 150- 151.
1. Педагогические суждения Ф. Фенелона 2. "Трактат об образовании" Ш. Роллена 3. "Дух законов"Ш.Л. Монтескье 1. Провозвестниками идей Просвещения во французской педагогике были Франсуа Фенелон и Шарль Роллен. Ф.Фенелон (1651 - 1715) - один из первых педагогов нового времени. Педагогические суждения: • отвергал в воспитании авторитарность; •полагал необходимым обеспечить естественное, свободное развитие ребенка; • необходимо не только давать женщине некое образование, но и формировать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей. О женском образовании Фенелон размышлял в трактате "Воспитание девиц" (1680); • отвергал жесткое воспитание - в раннем детском возрасте следует умело сочетать нежность и ласку, одновременно приучая детей к терпению; • в нравственном воспитании выделял прежде всего необходимость приучения к честности и искренности. Одним из наибольших недостатков обучения Фенелон считал отсутствие в нем привлекательности для детей и предлагал чередовать игру и учебу. 2. Ш.Роллен (1661-1741) придавал особое значение морализаторским беседам с использованием примеров из биографий "великих духом" людей и отводил ведущую роль в воспитании наставнику. Основной труд - "Трактат об образовании" (1728), где кодифицированы современные автору нормы школьного обучения и воспитания: • совместное воспитание детей до 6 - 7-летнего возраста; • затем для девочек особая программа занятий: французский язык, четыре правила арифметики, домоводство, уроки религии, светских манер и краткий курс отечественной истории. Обучение в начальных школах бедняков предлагал начинать с уроков родного языка и отдавал французскому языку главное место в программе. В коллеже советовал продолжить заниматься французским языком и литературой, изучать античные литературу и языки, начала естествознания и математики. В программу элементарного обучения включал занятия "физикой" - наблюдения за природой, знакомство с простейшими предметами (бумага, хлеб, нож и пр.). По его мнению, выпускник коллежа должен приобрести "способность действовать". 3. Борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования, бывшая одной из целей представителей французского Просвещения, началась с публикации "Духа законов" (1748) Монтескье. Ш.Л. Монтескье (1689 - 1755) предложил в своей работе следующую программу: • формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства; • неприятие деспотии абсолютной монархии; • замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 151 - 153.
Вопрос 35. Педагогические воззрения французских энциклопедистов 1. "Энциклопедия" 2. Педагогические идеи Гельвеция 3. Педагогические идеи Дидро 4. Мысли Вольтера и Копдильяка о воспитании и образовании 1. В 1751 - 1780 гг. во Франции был опубликован коллективный труд - "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Это был свод знаний эпохи, имевший просветительский, педагогический смысл и предназначавшийся для воспитания последующих поколений в духе новых идеалов. Энциклопедисты желали заменить догматическое, оторванное от жизни образование воспитанием нового человека. На основе идеи о равенстве выходцев из всех слоев они предлагали планы просвещения третьего сословия. 2. Клод Адриан Гельвеции (1715 - 1771) - французский философ-материалист, сыгравший вместе с Руссо, Дидро, Гольбахом и другими просветителями видную роль в идейной подготовке французской буржуазной революции. Педагогические идеи Гельвеция изложены в его книгах "Об уме" (1758) и "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1773). Гельвеции был сенсуалистом и вслед за Локком категорически отрицал наличие у человека каких бы то ни было врожденных идей и способностей. Отстаивая мысль о природном равенстве всех людей, он считал, что все способности и дарования человека, его нравственные качества формируются под влиянием среды, в первую очередь общественной. Отсюда у Гельвеция происходила известная переоценка роли воспитания. По его мнению, при благоприятных социальных условиях воспитание может создавать даже гениев. Гельвеции был последовательным сторонником общественного воспитания, которое, будучи организовано государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их счастье и благополучие нации. 3. Дени Дидро (1713 - 1784) принадлежал к числу наиболее выдающихся французских философов-материалистов. Как и другие просветители, он высоко ценил роль воспитания в формировании человеческой личности и усовершенствовании социального строя. Однако он не был склонен к таким категорическим утверждениям, как Гельвеции. Дидро признавал наличие у людей природных различий и полагал, что они должны учитываться в процессе воспитания, цель которого - развитие всех дарований. Дидро выступал с резкой критикой существовавшей в то время системы воспитания в традиционных школах, пронизанной духом классицизма и религии, подавлявшей живую мысль учащихся. Он решительно отстаивал идею всеобщности элементарного образования. Общедоступность школ, по его мнению, позволит выявить множество талантов, которые кроются в народе. Наиболее известные работы: • "Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек" (1773 - 1774) -показывает основные отличия взглядов Дидро на задачи и возможности воспитания; • "План университета для России" (составлен в 1775 году по поручению русской императрицы Екатерины II) - изложено мнение Дидро о структуре народного образования, содержании и методах обучения в различных школах. 4. Вольтер (1694 - 1778), как и Гельвеции, критиковал учение о врожденном характере результатов воспитания, считая, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления". Этьен Кондильяк (1715-1780) полагал, что содержание школьного образования должно следовать "историческому порядку открытий человечества", а школьник должен мысленно пройти тот же путь, который прошло человечество, будучи активным и самостоятельным. Использованные источники: 1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 153 - 154. 2. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 237,
Вопрос 36. Ж.Ж. Руссо: краткий биографический очерк, основные педагогические идеи
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |