КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткий биографический очерк
2. Н.И.Пирогов о воспитании 3. Проект школьной системы 4. Н.И.Пирогов о женском образовании 5. Необходимость реформ высшего образования 6. Педагогические взгляды П. Г. Редкина 1. Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881) родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем. Административно-педагогическая деятельность Н.И. Пирогова была насыщенной и плодотворной. Он преподавал в Дерптском университете, Петербургской медико-хирургической академии. В 1856 году ушел из Медико-хирургической академии и получил пост попечителя Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в "Морском сборнике" появилась статья Пирогова "Вопросы жизни", которая имела значительный отклик в педагогических и общественных кругах. Статья была перепечатана почти во всех периодических изданиях, пробудив, как писал К.Д. Ушинский, "спавшую педагогическую мысль". В течение 1858 - 1861 гг. Пирогов возглавлял Киевский учебный округ. В 1867 году был отправлен в отставку. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразований в системе просвещения. 2. В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статьях "Вопросы жизни", "Быть и казаться", в других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее (1857): • идеал нравственного воспитания - в христианской религии; • существуют два рода воспитания - общечеловеческое и специальное. • первостепенная цель воспитания - научить "быть человеком". "Быть человеком - это значит научиться с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной". Таким образом, главное - это нравственное воспитание; • двойственность человека - следствие его биологической и общественной природы. Каждой личности свойственна постоянная борьба "внутренней и внешней природы". Воспитание оказывается единственно приемлемым способом привести в гармонию природное и общественное в человеке. 3. Пирогов разработал проект школьной системы. Первая ступень - 2-летняя элементарная школа с традиционным набором дисциплин. На фундаменте начальной школы - две ветви среднего образования: • реальная, • классическая. Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев: • прогимназии, • гимназии. Возвышавшиеся над прогимназиями реальная и классическая гимназии должны были иметь особые отличия в программах. 4, Пирогов являлся поборником расширения женского образования и возражал против дискриминации женщин. Вместе с тем он ограничивал масштабы применения женского воспитания и образования и сферу применения последнего. Главное предназначение женщины видел в том, чтобы "услаждать сочувствием жизнь мужчины", быть воспитательницей юного поколения. 5. Проблемы высшего образования, волновавшие русское общество, Пирогов затронул в статье "Чего мы желаем", в брошюре "Университетский вопрос" и других работах: • он заявил о необходимости реформ университетского образования; • в число предложений входила организация подготовки профессуры и научных работников; • преподавание в университете должно было носить прежде всего общечеловеческую направленность, т. е. быть далеким от узкой специализации. 6. Следует отметить новизну взглядов на цель и содержание образования П.Г. Редкина (1808 - 1891), который в своих статьях, особенно значимых для педагогики того времени, обозначил такие проблемы, как: • соотношение воспитания, самопознания и самовоспитания личности; • единство воспитания и учения, готовящих человека к последующему непрерывному самообразованию; • необходимость религиозного обоснования основных педагогических положений с позиций православия и др. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 288 - 292. История педагогики и образования. С. 353. Вопрос 64. К.Д. Ушинский: краткий биографический очерк, основные педагогические труды 1. Краткий биографический очерк 2. Основные педагогические труды 1. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870) родился в Туле, детство провел в Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. В 1844 году блестяще окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. В 1849 году освобожден от должности в связи с участием в беспорядках, организованных учащимися лицея. Служил в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими журналами, как "Современник" и "Библиотека для чтения", где публиковались его переводы с английского языка, обзоры, рефераты статей. В 1854 году назначен на должность учителя Гатчинского сиротского института, а в 1855 - 1859 гг. был его инспектором, т. е. заведующим учебной частью. В 1859 - 1862 гг. был инспектором классов знаменитого Смольного института благородных девиц, будучи в 1860 - 1861 гг. одновременно редактором "Журнала Министерства народного просвещения". С 1862 года К.Д. Ушинский после того как был освобожден от работы и вплоть до самой смерти интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения. 2. Уже в первой своей педагогической статье "О пользе педагогической литературы" (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует: • соединению педагогической теории с практикой, • превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания. В статье " О народности в общественном воспитании" (1857) К.Д. Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Рассмотрению этой проблемы посвящены работы К.Д. Ушинского "Родное слово" (1861), "О необходимости сделать русские школы русскими" (1867), "Общий взгляд на возникновение наших народных школ" (1870). В статье " Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860) Ушинский сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания. В статье "Педагогические сочинения Н.И. Пирогова" (1862) Ушинский начал поиск пути решения одной из важнейших проблем педагогики - определения "основной идеи образования". По мнению самого К.Д. Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой. Детальному рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная его работа "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", первый том которой вышел в Петербурге в 1868 году, второй - в 1869 году. Этот труд, в котором подводились итоги всем предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, составил эпоху в истории русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой работы автору не удалось; завершены были две части - "Часть физиологическая" и "Часть психологическая", в которых Ушинский рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния. Третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, не был завершен. Безусловной заслугой Ушинского стала разработка им проблем начального обучения детей, чему посвящены такие его работы, как статья "О средствах распространения образования посредством грамотности" (1858), книга "Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы" (1861), статья "О первоначальном преподавании русского языка" (1864), учебная книга "Родное слово. Книга для учащих", советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику "Родное слово" (1864) и др. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 358 - 362.
Вопрос 65. К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |