Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление систем среднего образования




Начальное образование

Дуалистический характер национальных систем образования

Роль и место религии в школьном воспитании

Частные учебные заведения

Организация управления школьным делом

Становление национальных систем школьного образования

1. В XIX веке в крупнейших странах Западной Европы и в США происхо­дило становление национальных систем школьного образования.

Государство расширяло свое участие в школьном деле: в управлении, вза­имоотношениях частной и общественной школы, решении вопроса об отделении школы от церкви. Судьбу школьной реформы определяли три взаимосвязанные государственные сферы:

• законодательная,

• исполнительная,

• финансовая.

В Пруссии в 1794 году было принято "Общее положение о школах", по которому все учебные заведения были объявлены государственными. В 1798 году в Пруссии был создан Высший совет по образованию, заме­ненный в 1808 году отделом Министерства внутренних дел по вопросам школьного образования.

Во Франции и Англии государственное школьное законодательство было разработано несколько позже.

Соединенные Штаты Америки начали разработку государственного школьного законодательства сразу после завоевания независимости. На протяжении XIX столетия в отдельных штатах были изданы акты и по­становления, законодательно определившие - деятельность учебных за­ведений.

Создавалась разветвленная сеть инспекции и надзора, школам предос­тавлялись финансовые субсидии. В Пруссии и Франции эти функции взя­ли на себя министерства образования, в Англии - Департамент по обра­зованию, в США - Бюро по образованию.

2. Организация управления школьным делом в странах Запада происходила при взаимодействии двух основных тенденций: централизации и децен­трализации.

В Пруссии и Франции проводилась централизация школьного дела в со­ответствии с традициями, унаследованными от эпохи абсолютизма. Актами 1852, 1854, 1872 гг. в Пруссии была резко усилена роль цент­ральных школьных органов. На местные общины возлагалась обязан­ность выполнять предписания центра. Инициатива учителей была огра­ничена. Руководство школьным делом оказалось в руках бюрократического аппарата Министерства образования. Все без исключения учебные заве­дения подлежали государственному контролю.

В Англии и США развитие школьной системы происходило в направле­нии децентрализации школьного дела. В Англии школьное законодатель­ство предоставляло большие права и функции местным органам. В США децентрализованная система школьного управления складывалась в осо­бых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью.

3. Частные учебные заведения, существовавшие во всех школьных систе­мах Запада, так или иначе находились под государственным контролем, который в разных странах принимал разные формы. В Пруссии с 1794 года действовало законодательство, по которому все школы, включая частные, подлежали правительственному контролю. Во Франции в частных учебных заведениях контроль действовал в лице правительственной инспекции - деятельность "свободных", т. е. частных школ была гарантирована законами 1850, 1867, 1880-х гг. В Англии школьное законодательство сохраняло большой простор для частной инициативы в сфере образования - до 1870 года деятельность учебных заведений во многом зависела от частных лиц и их денежных средств.

Наличие частных школ оказало существенное влияние на изменение состава учащихся общественных учебных заведений.

4. При создании систем национального образования одним из наиболее серьезных вопросов стали взаимоотношения государства и церкви, роль и место религии в школьном воспитании.

Позиции церкви в системе образования, особенно частного, остава­лись весьма прочными. Подавляющее число частных учебных заведений находилось в руках представителей различных конфессий и церквей. В Англии преподавание религии в школе фактически практиковалось во всех учебных заведениях, хотя не считалось обязательным.

В США, как и в Англии, в разряд частных учебных заведений входило множество учебных заведений, открытых при поддержке общин. В Пруссии веротерпимость и светский характер образования защища­лись законами 1810, 1816, 1817 гг.

Во Франции в течение всего XIX века с переменным успехом шел про­цесс постепенного возвращения к светской школьной политике рево­люции 1789 года.

5. Национальные системы образования, складывавшиеся на Западе, харак­теризуются как дуалистические, не имеющие сколько-нибудь существен­ной связи между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями. Предпринимались некоторые попытки исправить положение:

• в Англии комиссия по образованию (1868) рекомендовала наладить "орга­ническую связь" между всеми ступенями школы;

• в Германии (Гамбург) были учреждены семиклассные училища для вы­ходцев из всех социальных слоев;

• во Франции было создано несколько так называемых промежуточных учебных заведений;

• в США с середины XIX века получило распространение учреждение дополнительного начального образования, которое взяло на себя функ­ции средней школы.

Однако принципы равного доступа к полному образованию оставались декларацией. Доступу в среднюю школу препятствовали:

• высокая плата за обучение,

• несогласованность программ начальной и средней школы,

• существование особых подготовительных классов при средних учебных заведениях.

6. В этот период в Западной Европе и США системы начального образова­ния имели много общего и в то же время заметно отличались друг от друга - сроки обучения, принципы организации учебного процесса, программы и пр.

Складывалась система обязательного и бесплатного обучения. Появилась начальная школа с семилетним сроком обучения, а также вечерние и воскресные начальные школы.

Ранее всего (1794) обязательное бесплатное обучение было введено в Пруссии.

В США законы о бесплатном обязательном образовании были приняты в середине 1850-х гг.

В Англии бесплатное общественное образование было закреплено зако­нами в 1870 году, во Франции - в 1880-х гг.

В начальных школах Западной Европы и США повсеместно укорени­лось деление учеников по возрастным классам. Однако существовали и школы без такого деления, обычно небольшие.

Обучение в начальных школах для девочек и мальчиков в Западной Ев­ропе чаще было раздельным, а в США (особенно в западных штатах) - совместным.

В XIX веке в странах Запада в ответ на потребность общества в повыше­нии уровня массового образования появился новый тип учебного заве­дения - высшая начальная школа.

В Германии первые высшие начальные школы были открыты в начале XIX века.

В США первая высшая начальная школа, срок обучения в которой со­ставлял 3-4 года, была учреждена в 1821 году в Бостоне.

Во Франции создание высших начальных школ предусматривалось "за­коном Гизо" (1833).

В Англии создание таких школ относится к 1870 гг.

7. Развитие средней щколы на Западе в XIX веке характеризуется общ­ностью целей, содержания и методов, при сохранении в отдельных стра­нах определенных особенностей.

Среднее образование охватывало в первую очередь имущие классы.

Учебные заведения в Западной Европе и США подразделялись на уч­реждения классического и современного образования. Последние полу­чали все большее распространение.

Основным типом в сфере среднего образования в Англии оставалась грамматическая школа.

Среди грамматических школ выделялись публичные школы - дорогие учебные заведения, которые, несмотря на название, были доступны лишь для элиты английского общества.

В Пруссии существовали два основных типа школ среднего образова­ния: гимназия и городская школа (реальное училище).

К учебным заведениям классического образования относилась распрос­траненная на рубеже XVIII - XIX вв. гимназия неоклассического (неогу­манистического) образования.

К учебным заведениям, дававшим современное образование, относи­лись реальные училища - городские школы, сеть которых росла парал­лельно с гимназиями.

В 1810 году в Берлине была открыта первая государственная женская средняя школа, что сделало Пруссию одной из первых стран Западной Европы, где наряду с частными были созданы общественные заведения женского среднего образования.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.

С. 198 - 199, 201 - 205, 207-209, 211-214.

 

Вопрос 58. Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века

1. Реформа образования

2. Частные учебные заведения

3. Учреждение лицеев

4. Домашнее воспитание

5. Реакционные тенденции

1. В годы царствования Александра 7(1801 - 1825) школьная политика про­шла два различных этапа:

• до 1815 года реформы пыталиь провести в духе Просвещения. Эти планы в известной степени были следствием либерализма молодого царя;

• с 1816 года возобладали реакционные тенденции.

На первом этапе, на протяжении 1802 - 1804 гг., произошла реформа народного образования.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Пер­вым его министром стал П.В. Завидовский (1739 - 1812). Реорганизация национальной системы образования началась с приня­тия Предварительных правил народного просвещения (1803) и Устава учеб­ных заведений, подведомых университетам (1804). Новая система предусматривала 4 ступени образования:

университеты (высшая ступень),

гимназии (средняя ступень),

уездные училища (промежуточная ступень),

приходские школы (низшая ступень).

Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть универ­ситет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. Обучение в приходских училищах было рассчитано на 1 год, в уездных училищах - на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисцип­лин: грамматика русского языка (в национальных школах - и граммати­ка родного языка), география, история, арифметика, геометрия, фи­зика, естествознание, начала технологии и др.

Курс гимназического образования составлял 4 года, программа вклю­чала латынь и живые западные языки, географию, историю, статисти­ку, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические дисциплины (минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование); не было в программе богословия и русского языка.

Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существовав­шим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.

Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гим­назии нового типа, а малых народных училищ - в уездные растянулось почти на два десятилетия.

Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медлен­но, прежде всего из-за нехватки средств.

2. Все.более заметную роль в школьном деле приобретала частная иници­атива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкури­ровали с государственными:

• Ришельевский лицей в Одессе (в дальнейшем был преобразован в уни­верситет),

• Ярославский лицей,

• Лазаревский Институт восточных языков в Москве,

• подмосковный пансион В.В. Измайлова,

• школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Ар­хангельском Смоленской губернии и др.

Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах.

Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы.

3. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена бла­годаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведе­ний для дворянства. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор М.М. Сперанский (1772-1839).

Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея (из стен которого вышли великий поэт А.С. Пушкин, крупный дипломат A.M. Горчаков, декаб­ристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер) был назначен известный про­светитель В.Ф. Малиновский (1765 - 1814).

4. В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспита­ние. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми. Как замечал А.С. Пушкин, "в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное".

5. В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни усиливаются реакционные тенденции:

клерикализация школьного дела при А.Н. Голицыне, возглавившем в 1816 году Министерство образования;

• манифест императора о создании Министерства народного просвеще­ния и духовных дел;

• инструкции для университетов, подготовленные М.Л. Магницким, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня";

• ревизия Казанского университета и ряд мер, направленных на то, что­бы насадить в нем дух обскурантизма.

При министре просвещения А.С. Шишкове в школьной политике от теософических пристрастий Голицына возвратились к национальному православию. Соответственно обскурантизм приобрел иные формы.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 266 - 269.

 

Вопрос 59. Школьная политика второй четверти XIX века

1. Устав о начальных и средних школах

2. Православие, самодержавие и народность

3. Ограничение автономии университетов

4. Рост системы образования

5. Участие в организации среднего образования иных министерств

6. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов

1. В годы царствования Николая /(1825 - 1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения. В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система об­разования и провозглашался принцип "Каждому сословию свой уровень образования":

приходские училища предназначались для низших сословий;

уездные училища - для детей купцов, ремесленников и прочих "городских обывателей";

гимназии - для детей дворян и чиновничества.

2. В 1833 году Ливена заменил С.С. Уваров, один из самых просвещенных людей тогдашней России, пробывший на посту министра просвещения до 1849 года.

После инспектирования университета и гимназии в Москве Уваров оце­нил состояние студенческих умов как неудовлетворительное по причине влияния "европейских идей". В докладе по результатам инспекции в качестве идеологической платформы воспитания и образования были выд­винуты три принципа: "Православие, самодержавие и народность". Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер. Первые два принципа - православие и самодержавие - соответствовали идее государственности российской политики.

Принцип народности, по существу, был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства.

3. Университетский устав 1835 года учитывал единоличную власть попечи­телей округов и урезал автономию университетов.

Постановление 1849 года лишало университеты права избрания ректора.

4. В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты.

Заметно выросла система образования.

На протяжении 1832 - 1842 гг. увеличилось:

• число студентов в университетах (без учета Польши и Финляндии) с 2,1 тыс. до 3,5 тыс. (в том числе получивших диплом об университетском образовании - с 477 до 742),

• количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женс­ких школ, основанных императрицей Марией Федоровной),

• количество гимназий - с 64 до 76,

• уездных училищ - с 393 до 445,

• приходских училищ - с 555 до 1067,

• частных школ (включая пансионы) - с 358 до 531,

• преподавателей и чиновников в системе образования - с 4,8 тыс. до 6,8 тыс. Получили развитие предусмотренные Уставом 1828 года особые закры­тые учебные заведения для дворян: в 1842 году в губернских городах на­считывалось 47 таких заведений. Воспитанники некоторых из них полу­чали дворянское воспитание и одновременно обучались в гимназиях вместе с разночинцами.

Подчиненные министерству просвещения гимназии развивались как школы классического образования (естествознание, например, было вве­дено лишь в 1849 году - да и то не во всех гимназиях). В программах особое место занимали греческий и латинский языки.

5. Организацией современного среднего образования занимались и дру­гие министерства.

Министерство финансов в 1839 году учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов (Тула, Курск, Керчь, Рига, Вильно) реальные классы, в которых получали образование учащиеся этих заведе­ний и посторонние лица "промышленного состояния". Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруден­ции в Вильно, Минске, Симбирске, Воронеже и Смоленске. Министерство государственной собственности - несколько повышенных школ для государственных крестьян.

6. В 1849 - 1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой

были созданы три типа гимназий:

• с двумя древними языками;

• с обучением естествознанию и законоведению;

• с обучением законоведению.

Возрастала роль частных учебных заведений, находившихся под конт­ролем Министерства просвещения.

Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педа­гогической.

Развитие университетов зависело от обеспеченности кадрами препода­вателей. В первые десятилетия XIX века большинство преподавательско­го корпуса составляли иностранцы. Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы, кото­рую начали осваивать при министерстве Ливена.

В некоторых университетах появились кафедры педагогики - например, в 1851 году в Московском университете.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 269 - 273.

 

Вопрос 60. Педагогическая мысль в первой половине XIX века




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.