КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление систем среднего образования
Начальное образование Дуалистический характер национальных систем образования Роль и место религии в школьном воспитании Частные учебные заведения Организация управления школьным делом Становление национальных систем школьного образования 1. В XIX веке в крупнейших странах Западной Европы и в США происходило становление национальных систем школьного образования. Государство расширяло свое участие в школьном деле: в управлении, взаимоотношениях частной и общественной школы, решении вопроса об отделении школы от церкви. Судьбу школьной реформы определяли три взаимосвязанные государственные сферы: • законодательная, • исполнительная, • финансовая. В Пруссии в 1794 году было принято "Общее положение о школах", по которому все учебные заведения были объявлены государственными. В 1798 году в Пруссии был создан Высший совет по образованию, замененный в 1808 году отделом Министерства внутренних дел по вопросам школьного образования. Во Франции и Англии государственное школьное законодательство было разработано несколько позже. Соединенные Штаты Америки начали разработку государственного школьного законодательства сразу после завоевания независимости. На протяжении XIX столетия в отдельных штатах были изданы акты и постановления, законодательно определившие - деятельность учебных заведений. Создавалась разветвленная сеть инспекции и надзора, школам предоставлялись финансовые субсидии. В Пруссии и Франции эти функции взяли на себя министерства образования, в Англии - Департамент по образованию, в США - Бюро по образованию. 2. Организация управления школьным делом в странах Запада происходила при взаимодействии двух основных тенденций: централизации и децентрализации. В Пруссии и Франции проводилась централизация школьного дела в соответствии с традициями, унаследованными от эпохи абсолютизма. Актами 1852, 1854, 1872 гг. в Пруссии была резко усилена роль центральных школьных органов. На местные общины возлагалась обязанность выполнять предписания центра. Инициатива учителей была ограничена. Руководство школьным делом оказалось в руках бюрократического аппарата Министерства образования. Все без исключения учебные заведения подлежали государственному контролю. В Англии и США развитие школьной системы происходило в направлении децентрализации школьного дела. В Англии школьное законодательство предоставляло большие права и функции местным органам. В США децентрализованная система школьного управления складывалась в особых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью. 3. Частные учебные заведения, существовавшие во всех школьных системах Запада, так или иначе находились под государственным контролем, который в разных странах принимал разные формы. В Пруссии с 1794 года действовало законодательство, по которому все школы, включая частные, подлежали правительственному контролю. Во Франции в частных учебных заведениях контроль действовал в лице правительственной инспекции - деятельность "свободных", т. е. частных школ была гарантирована законами 1850, 1867, 1880-х гг. В Англии школьное законодательство сохраняло большой простор для частной инициативы в сфере образования - до 1870 года деятельность учебных заведений во многом зависела от частных лиц и их денежных средств. Наличие частных школ оказало существенное влияние на изменение состава учащихся общественных учебных заведений. 4. При создании систем национального образования одним из наиболее серьезных вопросов стали взаимоотношения государства и церкви, роль и место религии в школьном воспитании. Позиции церкви в системе образования, особенно частного, оставались весьма прочными. Подавляющее число частных учебных заведений находилось в руках представителей различных конфессий и церквей. В Англии преподавание религии в школе фактически практиковалось во всех учебных заведениях, хотя не считалось обязательным. В США, как и в Англии, в разряд частных учебных заведений входило множество учебных заведений, открытых при поддержке общин. В Пруссии веротерпимость и светский характер образования защищались законами 1810, 1816, 1817 гг. Во Франции в течение всего XIX века с переменным успехом шел процесс постепенного возвращения к светской школьной политике революции 1789 года. 5. Национальные системы образования, складывавшиеся на Западе, характеризуются как дуалистические, не имеющие сколько-нибудь существенной связи между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями. Предпринимались некоторые попытки исправить положение: • в Англии комиссия по образованию (1868) рекомендовала наладить "органическую связь" между всеми ступенями школы; • в Германии (Гамбург) были учреждены семиклассные училища для выходцев из всех социальных слоев; • во Франции было создано несколько так называемых промежуточных учебных заведений; • в США с середины XIX века получило распространение учреждение дополнительного начального образования, которое взяло на себя функции средней школы. Однако принципы равного доступа к полному образованию оставались декларацией. Доступу в среднюю школу препятствовали: • высокая плата за обучение, • несогласованность программ начальной и средней школы, • существование особых подготовительных классов при средних учебных заведениях. 6. В этот период в Западной Европе и США системы начального образования имели много общего и в то же время заметно отличались друг от друга - сроки обучения, принципы организации учебного процесса, программы и пр. Складывалась система обязательного и бесплатного обучения. Появилась начальная школа с семилетним сроком обучения, а также вечерние и воскресные начальные школы. Ранее всего (1794) обязательное бесплатное обучение было введено в Пруссии. В США законы о бесплатном обязательном образовании были приняты в середине 1850-х гг. В Англии бесплатное общественное образование было закреплено законами в 1870 году, во Франции - в 1880-х гг. В начальных школах Западной Европы и США повсеместно укоренилось деление учеников по возрастным классам. Однако существовали и школы без такого деления, обычно небольшие. Обучение в начальных школах для девочек и мальчиков в Западной Европе чаще было раздельным, а в США (особенно в западных штатах) - совместным. В XIX веке в странах Запада в ответ на потребность общества в повышении уровня массового образования появился новый тип учебного заведения - высшая начальная школа. В Германии первые высшие начальные школы были открыты в начале XIX века. В США первая высшая начальная школа, срок обучения в которой составлял 3-4 года, была учреждена в 1821 году в Бостоне. Во Франции создание высших начальных школ предусматривалось "законом Гизо" (1833). В Англии создание таких школ относится к 1870 гг. 7. Развитие средней щколы на Западе в XIX веке характеризуется общностью целей, содержания и методов, при сохранении в отдельных странах определенных особенностей. Среднее образование охватывало в первую очередь имущие классы. Учебные заведения в Западной Европе и США подразделялись на учреждения классического и современного образования. Последние получали все большее распространение. Основным типом в сфере среднего образования в Англии оставалась грамматическая школа. Среди грамматических школ выделялись публичные школы - дорогие учебные заведения, которые, несмотря на название, были доступны лишь для элиты английского общества. В Пруссии существовали два основных типа школ среднего образования: гимназия и городская школа (реальное училище). К учебным заведениям классического образования относилась распространенная на рубеже XVIII - XIX вв. гимназия неоклассического (неогуманистического) образования. К учебным заведениям, дававшим современное образование, относились реальные училища - городские школы, сеть которых росла параллельно с гимназиями. В 1810 году в Берлине была открыта первая государственная женская средняя школа, что сделало Пруссию одной из первых стран Западной Европы, где наряду с частными были созданы общественные заведения женского среднего образования. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 198 - 199, 201 - 205, 207-209, 211-214.
Вопрос 58. Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века 1. Реформа образования 2. Частные учебные заведения 3. Учреждение лицеев 4. Домашнее воспитание 5. Реакционные тенденции 1. В годы царствования Александра 7(1801 - 1825) школьная политика прошла два различных этапа: • до 1815 года реформы пыталиь провести в духе Просвещения. Эти планы в известной степени были следствием либерализма молодого царя; • с 1816 года возобладали реакционные тенденции. На первом этапе, на протяжении 1802 - 1804 гг., произошла реформа народного образования. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал П.В. Завидовский (1739 - 1812). Реорганизация национальной системы образования началась с принятия Предварительных правил народного просвещения (1803) и Устава учебных заведений, подведомых университетам (1804). Новая система предусматривала 4 ступени образования: • университеты (высшая ступень), • гимназии (средняя ступень), • уездные училища (промежуточная ступень), • приходские школы (низшая ступень). Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. Обучение в приходских училищах было рассчитано на 1 год, в уездных училищах - на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка (в национальных школах - и грамматика родного языка), география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял 4 года, программа включала латынь и живые западные языки, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические дисциплины (минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование); не было в программе богословия и русского языка. Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существовавшим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский. Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ - в уездные растянулось почти на два десятилетия. Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего из-за нехватки средств. 2. Все.более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: • Ришельевский лицей в Одессе (в дальнейшем был преобразован в университет), • Ярославский лицей, • Лазаревский Институт восточных языков в Москве, • подмосковный пансион В.В. Измайлова, • школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Архангельском Смоленской губернии и др. Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. 3. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор М.М. Сперанский (1772-1839). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея (из стен которого вышли великий поэт А.С. Пушкин, крупный дипломат A.M. Горчаков, декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер) был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765 - 1814). 4. В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми. Как замечал А.С. Пушкин, "в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное". 5. В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни усиливаются реакционные тенденции: • клерикализация школьного дела при А.Н. Голицыне, возглавившем в 1816 году Министерство образования; • манифест императора о создании Министерства народного просвещения и духовных дел; • инструкции для университетов, подготовленные М.Л. Магницким, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня"; • ревизия Казанского университета и ряд мер, направленных на то, чтобы насадить в нем дух обскурантизма. При министре просвещения А.С. Шишкове в школьной политике от теософических пристрастий Голицына возвратились к национальному православию. Соответственно обскурантизм приобрел иные формы. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 266 - 269.
Вопрос 59. Школьная политика второй четверти XIX века 1. Устав о начальных и средних школах 2. Православие, самодержавие и народность 3. Ограничение автономии университетов 4. Рост системы образования 5. Участие в организации среднего образования иных министерств 6. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов 1. В годы царствования Николая /(1825 - 1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения. В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип "Каждому сословию свой уровень образования": • приходские училища предназначались для низших сословий; • уездные училища - для детей купцов, ремесленников и прочих "городских обывателей"; • гимназии - для детей дворян и чиновничества. 2. В 1833 году Ливена заменил С.С. Уваров, один из самых просвещенных людей тогдашней России, пробывший на посту министра просвещения до 1849 года. После инспектирования университета и гимназии в Москве Уваров оценил состояние студенческих умов как неудовлетворительное по причине влияния "европейских идей". В докладе по результатам инспекции в качестве идеологической платформы воспитания и образования были выдвинуты три принципа: "Православие, самодержавие и народность". Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер. Первые два принципа - православие и самодержавие - соответствовали идее государственности российской политики. Принцип народности, по существу, был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства. 3. Университетский устав 1835 года учитывал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов. Постановление 1849 года лишало университеты права избрания ректора. 4. В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты. Заметно выросла система образования. На протяжении 1832 - 1842 гг. увеличилось: • число студентов в университетах (без учета Польши и Финляндии) с 2,1 тыс. до 3,5 тыс. (в том числе получивших диплом об университетском образовании - с 477 до 742), • количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Федоровной), • количество гимназий - с 64 до 76, • уездных училищ - с 393 до 445, • приходских училищ - с 555 до 1067, • частных школ (включая пансионы) - с 358 до 531, • преподавателей и чиновников в системе образования - с 4,8 тыс. до 6,8 тыс. Получили развитие предусмотренные Уставом 1828 года особые закрытые учебные заведения для дворян: в 1842 году в губернских городах насчитывалось 47 таких заведений. Воспитанники некоторых из них получали дворянское воспитание и одновременно обучались в гимназиях вместе с разночинцами. Подчиненные министерству просвещения гимназии развивались как школы классического образования (естествознание, например, было введено лишь в 1849 году - да и то не во всех гимназиях). В программах особое место занимали греческий и латинский языки. 5. Организацией современного среднего образования занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов (Тула, Курск, Керчь, Рига, Вильно) реальные классы, в которых получали образование учащиеся этих заведений и посторонние лица "промышленного состояния". Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Минске, Симбирске, Воронеже и Смоленске. Министерство государственной собственности - несколько повышенных школ для государственных крестьян. 6. В 1849 - 1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы три типа гимназий: • с двумя древними языками; • с обучением естествознанию и законоведению; • с обучением законоведению. Возрастала роль частных учебных заведений, находившихся под контролем Министерства просвещения. Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической. Развитие университетов зависело от обеспеченности кадрами преподавателей. В первые десятилетия XIX века большинство преподавательского корпуса составляли иностранцы. Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы, которую начали осваивать при министерстве Ливена. В некоторых университетах появились кафедры педагогики - например, в 1851 году в Московском университете. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 269 - 273.
Вопрос 60. Педагогическая мысль в первой половине XIX века
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |