Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западники и славянофилы




Взгляды па вопросы просвещения и воспитания

3. Педагогические взгляды А.И.Герцена и Н.П.Огарева

1. В первой половине 1800-х гг. вопросы просвещения и воспитания приоб­рели заметное общественное звучание.

В значительной части образованных кругов воспитание и обучение рас­сматривались как непременные условия умственного и нравственного фор­мирования гражданского общества:

• оппозиционные политическому режиму декабристы, воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, предложили в первой трети XIX века проекты широкого образования народа, поставив знак равенства между грамотностью и приобретением политических прав ("Конституция" СП. Трубецкого);

М.Н. Муравьев, воспитатель будущего императора Александра I, пола­гал, что "воспитание приготовляет души будущих граждан к исполне­нию законов";

• видный законотворец М.М. Сперанский, убежденный сторонник повсе­местного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране.

2. В середине 1800-х гг. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика между так называемыми западниками и славянофила­ми, которая коснулась образования и воспитания. Западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Каве­лин,. В.Ф. Одоевский, П.Г. Редкий, Н.В. Станкевич и др.) представляли разнородное общественное явление, но их и многое объединяло:

• они горячо приветствовали западноевропейскую образованность,

• возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обу­чения,

• защищали права личности на самореализацию.

В.Ф. Одоевский (1803 - 1869) в "Опыте о педагогических способах при первоначальном образовании детей" (1845) подчеркивал первостепен­ную роль просвещения и науки в общественной жизни и жизни отдель­ного человека. Предназначение воспитания Одоевский видел прежде всего в достижении нравственной гармонии. Он ставил на первое место при достижении такой гармонии самодеятельность ребенка, разделяя в этом вопросе взгляды немецкого педагога Фребеля. В.Г. Белинский (1811 - 1848) во множестве статей и других работ, в том числе педагогического характера, определил гуманистические и демок­ратические подходы к воспитанию и образованию. Он был поборником просвещения, отвечающего национальным традициям. Белинский критиковал сословные традиции "первоначального воспи­тания" за то, что они шли вразрез с "подлинным, настоящим воспита­нием". В противовес сословно-профессиональному обучению он выдви­гал идеалы общечеловеческого воспитания.

Обосновывая идею человечности воспитания, Белинский повторяет почти слово в слово высказывания Руссо: "Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека". Белинский выступил против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании. Он уподоблял воспитателей са­довникам, которые ухаживают не только за растением, но и почвой, на которой оно произрастает.

Славянофилы способствовали пробуждению интереса к русской право­славной традиции воспитания, обратив внимание на его самобытность.

СП. Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском универ­ситете, основной задачей и семейного, и школьного воспитания считал "возвышение духовное". Он отстаивал идею развития в. российских детях "внутреннего человека", в котором существует единство общечелове­ческого и национального русского начал. Засилие западноевропейских идей в педагогике, по его мнению, грозило потерей народности.

3. Педагогические взгляды А.И. Герцена (1812 - 1870) и Н.П. Огарева (1813 - 1877) складывались под влиянием отечественной вольнолюбивой мысли (А.Н. Радищев, декабристы, А.С. Пушкин), европейского Просвеще­ния, немецкой классической философии.

Герцен и Огарев выдвигали планы национального перевоспитания на­рода и отдельных сословий в духе общинности, который, по их сужде­ниям, исторически присущ русскому человеку.

Н.П. Огарев в "Плане народной школы" (1847) подчеркивал, что важ­нейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 274 - 277.

История педагогики и образования. С. 351.

 

Вопрос 61. Развитие российской школы во второй половине XIX века

1. Школьные реформы 1860-х гг.

2. Законодательные акты в области образования 1870-х гг.

1. С начала 60-х гг. XIX века началась подготовка новой школьной реформы. Один из первых документов - Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения (утв. 10 мая 1860 года). Устанавли­валось два типа женских училищ:

• училища первого разряда, со сроком обучения 6 лет, где обучали Зако­ну Божьему, русскому языку и словесности, арифметике и началам гео­метрии, географии, всеобщей и русской истории, естествознанию, физике и рукоделию;

• училища второго разряда, со сроком обучения 3 года, содержание обу­чения ограничивалось Законом Божьим, русским языком, географией, русской историей, арифметикой и рукоделием.

Согласно новому Университетскому уставу (утв. 18 июня 1868 года) университеты получали некоторую самостоятельность. Кроме того, был окончательно утвержден статус других высших учебных заведений:

• Петербургского технологического института, • Горного института,

• Института путей сообщения,

• Московского высшего технического училища,

• Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии в Москве.

В 1864 году была проведена реформа системы начального и среднего об­разования.

19 июля 1864 года вышло Положение о начальных народных училищах:

• начальные народные училища были внесословными учебными заведе­ниями;

• цель усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравствен­ных понятий и распространении первоначальных полезных знаний;

• допускалось совместное обучение мальчиков и девочек;

• обучение было бесплатным;

• содержание обучения было крайне скудным;

• особо подчеркивалось, что обучение ведется на русском языке;

• право преподавания в училищах получали как лица духовного звания, так и светские лица.

19 ноября 1864 года был утвержден новый Устав гимназий и прогимна­зий, согласно которому устанавливались два типа гимназий (классичес­кая и реальная) и прогимназий:

• особенностью классических гимназий было то, что около 40% всего учеб­ного времени отводилось на изучение древних языков - латинского и греческого;

• в реальных гимназиях содержание обучения отличалось от классических в первую очередь отсутствием в учебных планах древних языков, что соот­ветствовало цели этих учебных заведений - подготовке к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения;

прогимназии по своему содержанию обучения соответствовали первым четырем классам гимназий. В их учебный план входили арифметика, Закон Божий, грамматика русского, латинского и греческого языка, природоведение, часто в форме бесед на уроках русского языка. Про­гимназии открывались чаще всего в маленьких городах и давали воз­можность подготовиться к поступлению в старшие классы гимназии.

В соответствии с Положением о земских учреждениях от 1 января 1864 года в ведение уездных и губернских земств переходили учреждения, тесно связанные с хозяйствованием, в том числе и учебные заведения. Земства должны были материально поддерживать начальные школы. Учебно-вос­питательная работа в них находилась в ведении училищных советов. 2. В 1870 году было издано Положение о женских гимназиях, согласно кото­рому все женские гимназии стали подразделяться на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и гимназии Мини­стерства народного просвещения. Учреждались четырехклассные женс­кие прогимназии, обучение в которых соответствовало младшим клас­сам гимназий. Программа обучения для обоих типов гимназий практически ничем не различалась. Новым было создание в женских гимназиях дополнительного, восьмого класса - педагогического.

В 1871 году был издан новый Устав гимназий и прогимназий, в соответ­ствии с которым название "гимназия" сохранялось лишь за классичес­кими гимназиями, реальные гимназии ликвидировались. Содержание обучения в классических гимназиях осталось традиционным. Право приоритетного поступления в университеты по-прежнему сохранялось за выпускниками гимназий.

В 1872 году вышел Устав реальных училищ, которые стали новым типом учебного заведения, дававшего общее и специальное образование. Весь курс обучения был рассчитан на 7 лет. Содержание обучения в реальных училищах отличалось от гимназического отсутствием в учебном плане древних языков, значительно большим количеством часов, отводимых на изучение математики, физики, химии, естествознания, новых язы­ков.

В 1872 году было издано Положение, согласно которому преобразовыва­лись уездные училища - на их базе создавались:

• двухклассные начальные училища, с пятилетним сроком обучения;

• городские училища, с шестилетним курсом обучения.

Самым распространенным типом начальной школы оставались церковно-приходские школы, курс обучения в которых был, как правило, рас­считан на два года.

Бурная общественно-педагогическая жизнь 40 - 60-х гг. стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовящих учителей.

Еще в 1861 году на базе разработанного К.Д. Ушинским проекта учи­тельской семинарии на средства земств стали открываться земские учи­тельские семинарии и учительские школы, среди которых наиболее из­вестны Санкт-Петербургская земская учительская школа и Тверская земская учительская школа П.П. Максимовича.

В 1870 году вышло Положение об учительских семинариях, дополненное в 1875 году инструкцией. Учащимся семинарий предписывалось неук­лонно исполнять установления Русской Православной Церкви, посе­щать богослужения, читать книги религиозного содержания.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 344 - 349.

 

Вопрос 62. Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о воспитании и образовании

 

1 Педагогические идеи Д.И. Писарева

2. Педагогические воззрения Н.П.Чернышевского и Н.А.Добролюбова

1. Дмитрий Иванович Писарев (1841 - 1868) в статьях "О журнале для вос­питания", v0 Русском педагогическом вестнике", "Наша университетс­кая наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь" и др. настаи­вал на изучении ребенка и защите его прав.

Писарев

• склонялся к идеям "свободного воспитания", считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка;

• отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы;

• полагал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.

2. Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) и Николай Александро­вич Добролюбов (1836 - 1861) сходились во взглядах на воспитание и образование.

Н.Г. Чернышевский

• вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием;

• недостатки школы видел в низком научном уровне обучения, схоласти­ческих методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по срав­нению с мужским и в казарменном духе воспитания;

• говоря о воспитательных идеалах, вставал на позиции революционной переделки общества и человека. Новый человек, по Чернышевскому, должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполнен­ным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя общественного блага;

• руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию -считал человека высшим созданием природы, изменчивым существом, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего соци­альной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и лите­ратуры, семьи и школы;

• полагал, что нравственные свойства невозможно наследовать. Каждому человеку природа дает особый темперамент, что сказывается на осо­бенностях его поведения, не обусловливая, однако, самый характер;

• одним из ведущих свойств человека считал активность, а важными ис­точниками активности - потребность в ней и осознание этой потребно­сти. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных по­знавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становле­ния личности.

Н.А. Добролюбов

• написал несколько специальных работ по вопросам образования и вос­питания ("О значении авторитета в воспитании", "О народном воспита­нии" и др.);

• критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых;

• стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удов­летворении "естественных стремлений" человека, которые "могут быть выражены в двух словах: чтобы всем было хорошо";

• полагал, исходя из принципа антропологизма (человек - "целое, нераз­дельное существо"), что умственное, физическое и нравственное вос­питание никоим образом не следует обособлять друг от друга;

• указывал на необходимость воспитания активного общественного че­ловека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. При этом делались радикальные, далеко идущие выводы;

• в центр воспитания помещал заботу о личности ребенка, о ее разносто­роннем развитии, о подготовке юного человека к активной и счастли­вой жизни.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 285 - 288.

 

Вопрос 63. Педагогические воззрения Н.И. Пирогова и П.Г. Редкина




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.