Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность процесса обучения 1 страница




Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности. Учение - ребенок познает мир. Преподавание - руководство педагогическим процессом познава-тельной и учебной деятельности ребенка. Т.о., пед-кая Дея-тельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником. Обучение основывается на следующих принципах:

Принцип сознательности и активности

Принцип наглядности обучения

Принцип систематичности и последовательности

Принцип прочности

Принцип доступности

Принцип научности

Принцип связи теории с практикой

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоцио-нально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развиваю-щая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманистических и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызвать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большой мере способствует формированию мировоззрения, единой карты мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

12 –сравнительный анализ совр. Пед-х теорий.

Сравнительный анализ подходов

 
Под-ход Цель подхода Роль учителя в данном подходе Роль ученика в данном подходе Традиционное обучение Современный подход обучения Недостатки  
Компетентностный подход Подход предполагает не усвоение учащимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе и описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности. переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. предоставление обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. «выращивание» личностного потенциала учащихся. рассматривается как фактор повышения качества образования теоретическому обучению не уделяется достаточного внимания. Такой подход требует ломки стереотипов, а это - самое трудное. И еще не во всех школах внедрен этот метод обучения.  
Деятельностный подход решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. Перевод обучающегося на режим самообразования Учитель в такой модели обучения обеспечивает ученикам достаточно высокую степень деятельностной самостоятельности 1)Ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. 2)обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество. учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки.    
Личностный подход 1)когнитивное развитие личности 2)оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Выявление и учитывание психофизиологических особенностей ученика, его интересы, жизненные цели, личные потребности и тд. Возможность изучить учебный материал на различных уровнях(но не ниже базового) в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений Таблица 1 (раздел: личностный подход,с.49) Таблица 1 (раздел: личностный подход, с49) Нет коллективной работы, либо сведена к минимуму.  
Коммуникативный подход Практически на каждом уроке у учителей имеется возможность для формирования классических коммуникационных навыков, к которым относятся публичные выступления, межличностное общение и совместная работа в группах. 1)содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса 2)обеспечении разнообразия видов деятельности и предъявляемых обучаемым текстов. Ученик может развивать свои коммуникационные способности.   учитель-словесник при подготовке урока продумывает соотношение различных видов деятельности учащихся, способствующих формированию и развитию основных компетенций, в том числе коммуникативной. некоторые учащиеся не владеют коммуникативными навыками даже на базовом уровне. Значит, ещё не все учителя-словесники осознают важность этих навыков для будущей жизни подрастающего поколения или, осознавая, не ведут целенаправленную и системную работу по овладению ими.  
Социокультурный подход Необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основу для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры. Знать и любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство. процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении. Узкопредметная Направленность. Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями.    
               

Сравнив 5 современных подходов к организации школьного процесса обучения, я сделала вывод, что если в процессе обучения учитывать в целом все эти 5 подходов, то обучение было бы полноценным, т.к. в каждом подходе в каждом подходе есть своя направленность, свои цели, недостатки и преимущества.

Например:

- В личностном подходе: мало уделяется времени на коллективную работу;

- В коммуникативном подходе: все обучение основывается на формировании коммуникативных навыков;

- В деятельностном подходе: ученики максимально самостоятельны;

- В Социокультурном подходе: одна главная цель- это формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру;

- В компетентностном подходе: предполагается комплексное овладение знаниями отдельных друг от друга предметов.

Из этого можно сделать вывод, если в процессе обучения будет использоваться какой - либо из предложенных подходов в отдельности, то личность не будет развиваться всесторонне, гармонично и полноценно. Следовательно, в инновационной форме обучения следует использовать современные подходы в комплексе.

 

В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных традиций страны или региона. Известны разные типы, виды и стили обучения, которые нельзя оценивать по признаку -- «лучше» или «хуже». Их выбор зависит от образовательной политики в стране, доминирующей в обществе образовательной парадигмы или доктрины, дидактической концепции или теории обучения, целей, задач обучения, индивидуально-личностных и профессиональных возможностей, склонностей и предпочтений преподавателя.

Концепция обучения - это система взглядов на дидактику и её основные категории, базирующиеся (основанные) на различных философских основаниях. В педагогике концепцию обучения часто называют дидактическими системами (система Коменского). В дидактике к настоящему времени выделяют три основных концепции обучения:1) традиционная - доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя (Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт). Целью данной концепции является передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков применения полученных знаний; 2) педоцентрическая - доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников (Л. Толстой. Д. Дьюи, В. Лай и др.). Целью является развитие личности ребёнка и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого. 3) современные дидактические системы - в центре обучения - взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так и ученика (Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонашвили). Цель - формирование системы знаний и обеспечение развития личности обучаемого

Закон РФ "Об образовании" определяет: школа - социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворить образовательные запросы общества, личности и государства. Школа - колыбель народа. Социальный заказ, данный образованию, предельно ясен: воспитывать творческую, инициативную, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах. Посильна ли эта задача сегодняшней школе? Да! Но при условии, что из школьной, а может быть и шире - из педагогической деятельности будет окончательно изгнан авторитаризм, опутавший все сферы жизнедеятельности школы, ответственные за создание личности. Демократизация общества ведёт за собой демократизацию школы. Этот процесс - цель, средство и гарантия необратимости обновления, преобразования школы, всех сторон её жизни. Основой демократизации школы является гуманистическая идея кооперированной образовательной деятельности детей и взрослых на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности, в своей сути направленной на развитие личности. Современную гуманистическую дидактику характеризуют следующие особенности:1. Методологическую основу её составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии), благодаря чему современной дидактике свойственно преодоление одностороннего подхода к анализу и интерпретации процесса обучения, присущий философским системам прагматизма, рационализма, эмпиризма, технократизма. Современная концепция основывается на системном подходе к пониманию процесса понимания и осмысления усваиваемого, практическая применимость знаний и умений органически сливаются в познавательном процессе, в учебной деятельности обучающихся. Системно-структурный подход преобладает в современных исследованиях всех дидактических проблем. С каждым годом крепнет и понимание целостного подхода к решению учебно - воспитательных задач. Педагогическая деятельность убеждает, что только та дидактическая система будет пригодна для решения современных проблем образования, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности, которая исследует целостные, неразъединимые процессы обучения, а не вырванные из него отдельные элементы. 2. В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Её отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой, самостоятельностью и активностью школьников. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Её идеал и главная цель - выводить учащихся на заданный уровень образования с минимальными затратами времени, сил, средств. 3. Иным стал подход к определению содержания образования, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составления учебных курсов. Сегодня основательность прежнего подхода к определению содержания образования во всём мире расширяется внедрением дифференцированных планов, программ, дисциплин, учитывающих персональные запросы школьников на образовательные услуги. Одновременно углубляются процессы интеграции учебных курсов, адаптации их к разнообразным потребностям и интересам учащихся. 4. Набирают силу прогрессивные тенденции технологизации обучения и образования. Из накопившего опыта и знаний извлечён вывод: нельзя создать универсальную систему обучения, пригодную для решения всех учебно-воспитательных задач во всех случаях школьной жизни. Должна быть гибкая система отдельных технологий, специально созданных для решения конкретных проблем. Наиболее целесообразные технологические решения могут существенно ускорить и облегчить процесс приобретения знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности. Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие концепции обучения, являющиеся основанием современных дидактических систем:

nассоциативно-рефлекторная концепция;

nтеория поэтапного формирования умственных действий;

nконцепция проблемно-деятельностного гуманного обучения;

nконцепция развивающего обучения;

nконцепция программированного обучения;

nконцепция личностно-ориентированного образования;

nконтекстное обучение;

nбихевиористская теория научения;

nгештальттеория усвоения;

nсуггостопедическая концепция обучения;

nобучение на основе нейролингвистического программирования и

nдругие.

Рассмотрим одну из них: Теория развивающего обучения восходит ко времени Конфуцция, который в своих дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - обеспечение всестороннего развития человека, Эту идею развивали в своих философских трудах Сократ, Квинтилиан. Наибольшее развитие идеи развивающего обучения в XVI - XVIII вв. Заслуга в этом выдающихся педагогов и философов. - М. Монтеля, Я. А. Колинского, Ж. - Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега и др. Среди руских педагогов, изучавших эту проблему, следует отметить Н. И. Новикова, Н. И. Пирогова, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого. Весомый вклад в становление теории развивающего обучении внёс Л. С. Выготский1. Идеи развития, как считал учёный, имеет непосредственное отношение к одному из центральных периодов социальной жизни человека - к обучению, которое организуют для него другие люди. По Выготскому, существует единство, не тождественность процессов обучения и внутренних процессов развития. "... Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, - писал Л. С. Выготский, - тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... " Между процессами развития и обучения устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой наперёд данной, априорной умозрительной формулой. Одно из первых определений понятия развивающего обучения было дано В. В. Давыдом, определявшим развитие как воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которые реализуются в процессе их присвоения. Тем самым присвоение представлено учёным, как процесс воспитания и обучения в широком смысле, как всеобщая форма психического развития человека. Современная дидактика в развитии теории развивающего обучения основывается на выделении двух типов мышления: рассудочно-эмперического и теоретического. Главная цель развивающего обучения - развитие теоретического мышления, имеющего своё особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления. Теоретическое мышление - область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему мира. Эмпирическая мысль ориентирована на внешние, чувственно - воспринимаемые свойства: обобщения, выполняемое на материале многих задач, также базируется на внешних признаках (размер, цвет и пр.). Теоретическое мышление - это другой способ ориентации, обеспечивающий выделения всеобщего для этого класса задач, отношений, то есть первый аналитический уровень обобщения. По мере развития концепции развивающего обучения на первый план исследований вышло понятие учебной деятельности. Освоение учебной деятельности, наряду с развитием теоретического мышления, - одна из главных задач обучения, по крайней мере, на уровне начальной школы. Концепция развивающего обучения позволяет утверждать, что процесс развития - это процесс формирования определенного набора познавательных процессов личности и операций деятельности, и обучение должно быть направлено на формирование таких структур и операций. Подобное стремление достаточно чётко просматривается в идеях Л. В. Занкова, в работах Н. Ф. Талызиной и др. Технология этого направления в развивающем обучении предусматривает отработку выделения признаков объекта, операций с понятиями и классами объектов и т. п. Разные подходы к развивающему обучению не исключают, а дополняют друг друга, поскольку очевидно, что в процессе обучения должна создаваться определённая система знаний, должен отрабатываться определённый стиль мышления, должна формироваться прогрессивная технология деятельности по получению, усвоению и использованию опыта. К сожалению, используемые в отечественном образовании (дошкольном, школьном, профессиональном) технологии в целом ближе к знания - суммирующим, чем к интеллектуальноразвивающим. И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые - насущная задача образования на всех уровнях, весомый его вклад в оздоровление общества. С термином развивающее обучение обычно не связаны никакие конкретные системы развивающего обучения, оно понимается как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется большое внимание процессу интеллектуального развития человека и который направлен на формирование его знаний в виде разумно организованной системы, на отработку познавательных структур и операций в рамках этой системы.

 

13- понятие о логике и структуре

Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий "логика учебного предмета" и "логика учебного предмета".

Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы деятельности, которые составляют предметное содержание учебной дисциплины.

Логика учебного предмета во многом определяет логику учебного процесса. Между тем логика учебного процесса не совпадает полностью с логикой учебного предмета. Логика учебного предмета предполагает постоянное движение от старого к новому. В логике учебного процесса часто, а подчас обязательно происходит движение от нового к рассмотрению уже усвоенного материала под новым углом зрения.

Логика учебного процесса определяется составом класса, уровнем подготовки групп учащихся, методическим подчерком учителя, оснащенностью техническими средствами обучения. Однако основными факторами, определяющими логику процесса обучения, являются элементы содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений) и соответствующие способы их усвоения.

В соответствии с изложенным И.Я.Лернер намечает следующую логику процесса обучения:

1) предъявление информации для осознанного восприятия;

2) воспроизведение способов деятельности и применение знаний в знакомой ситуации, по образцу;

3) творческое применение знаний и умений в нестандартных, нетипичных ситуациях.

Вся эта деятельность сопровождается формированием ценностно-эмоционального отношений к усваиваемым компонентам содержания образования.

Описанную логику учебного процесса можно схематически изобразить следующим образом:

____________________ - предъявление и воспроизведение информации;

--------------------------- - применение знаний и умений в типичных ситуациях;

//////////////////////////////// - творческое применение знаний и умений;

................................... - формирование ценностно-эмоциональных отношений.

Общая схема логики учебного процесса (при полном незнании обучающихся учебного материала) примет следующий вид:

____________________ ------------------------- /////////////////////////////////////////
........................................................................................................................

Эта общая схема в реальном процессе обучения может приобретать различные варианты:

а) ----------------------- ____________________ /////////////////////////////////////////
.........................................................................................................................

Занятие начинается с воспроизведения информации или упражнений, после чего предъявляется новая информация, эа которой следует ее творческое применение.

б) ///////////////////////////////////////// ____________________ -----------------------
.........................................................................................................................

Занятие начинается с создания проблемной ситуации, после анализа которой предъявляется новая информация, закрепляемая в ходе упражнений.

Во всех вариантах этапы учебного процесса сопровождаются формированием педагогически целесообразных ценностно-эмоциональных отношений. Поскольку учебный процесс длителен, то в ходе его представленные варианты сменяют друг друга в различных сочетаниях:

__________ ---------------- ////////////////// __________ ------------- ___________ /////////////////// ------------- ___________
.........................................................................................................

Приведенные схемы отражают логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.

Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры.

Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.

Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.

Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.

Процесс обучения - это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление.

Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:

1) целевой;

2) стимулирующе-мотивационный;

3) содержательный;

4) операционно-действенный;

5) контрольно-регулировочный;

6) оценочно-результатовный.

Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.

Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых и материально-технической базы учебного заведения.

Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.

Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое госудаpственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.

Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.

Характеристика перечисленных компонентов процесса обучения дает представление лишь о его составе. Ориентация педагога на проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.

Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения.

14-понятие и сущность метода и приёма обучения

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает:

– цель обучения;

– способ усвоения;

– характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

– способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

– специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.