Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по




Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие (по С. Л. Рубинштейну) – чувственное отображение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства предметов, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) синтез разнообразных ощущений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе их активного отражения.

Наиболее важные особенности (свойства) восприятия: предметность, целостность, категориальность, константность и осмысленность.

предметность (способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения);

целостность (образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов);

1. 2.

 

категориальность (восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу, в соответствии с этим, в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса);

константность (выражается в относительном постоянстве формы, цвета предмета при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия);

осмысленность (восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета; сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове). Иллюстрацией в данном случае будут так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимается то фигура, то фон – выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза):

Все эти свойства восприятия человеку с рождения не присущи. Они складываются постепенно в жизненном опыте.

 

 

Классификация восприятия.

1. по модальности (вид анализатора, играющего ведущую роль в восприятии):

- зрительное;

- слуховое;

- осязательное;

- обонятельное;

- вкусовое;

- кинестетическое.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

2. по форме существования материи:

 Восприятие пространства (необходимое условие ориентировки человека в окружающем пространстве; включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся).

 Восприятие времени (отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности).

 Восприятие движения (отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве).

Иллюзии восприятия.

Иллюзии – неправильное, ошибочное восприятие, искаженные восприятия отдельных предметов.

Оптические иллюзии (наиболее изученный вид иллюзий):

- Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными:

 

 

 

Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры - правильные заштрихованные квадраты с равными сторонами:

 

– Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, к котором они даны:

круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

 

внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга – это объясняется особенностями восприятия фигуры и фона (иллюзия Эббингауза).

 

 

– Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части (воспринимаемые размеры отдельных линий оказываются зависимыми от размеров тех фигур, в состав которых они входят).

левый отрезок на линейке кажется нам длиннее правого, хотя они

равны.

– Иллюзия параллельных линий

 

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

 

– Перспективы:

Верхний отрезок кажется длиннее, чем

нижний, хотя на самом деле они

одинаковы.

 

– Параллелограмма:

 

отрезок АВ кажется короче, чем отрезок АС, хотя они имеют одинаковую длину.

 

– Иллюзии деформации (1 - круга; 2 - линии)

1. 2.

 

 

Круг на первом рисунке кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата, а линия на втором рисунке – вогнутой.

– Иллюзии веера

 

 
 

 


Параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра – вогнутыми.

Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия.

Иллюзия тяжести А. Шарпантье – если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по объему будет казаться более тяжелым. В основе лежит связь (из жизни): чем больше предмет, тем он тяжелее, когда же это ожидание не срабатывает, возникает контрастная иллюзия.

Иллюзия Аристотеля – иллюзия осязания: небольшой предмет (шарик, наперсток) помещают между скрещенными пальцами так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, другого – с наружной. При движении пальцев кажется, особенно с закрытыми глазами, что в руке два предмета.

Иллюзия контраста в области вкусовых и температурных ощущений (после холодного теплый кажется горячим, после ощущения кислого/соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.д.).

Кроме названных существует еще очень большое количество иллюзий (например, портретные иллюзии, «иллюзия луны» и т.п.).

 

[ 7; 76; 69, с. 130 –132]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.