КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внимание
Тема 11. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из познавательных процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она, как в фокусе, сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности, они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознанию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Таким образом, мы можем определить внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Как определить наличие внимания у человека? Существует 2 группы признаков, по которым можно определить наличие внимания у человека: Субъективные – те признаки, которые каждый из нас может переживать: – Интенсивность ощущений, образов, их ясность, отчетливость. – Длительность удержания образов в сознании. – Количество объектов в сознании на момент восприятия. – Селективность, избирательность (фигуро-фоновые отношения). Объективные признаки: · Изменения в органах восприятия, например, фиксация глаз. · Выразительные движения – поворот головы, позы сосредоточенности, жесты, мимика («маска внимания»). · Мышечные реакции. · Вегетативные компоненты ориентировочной реакции (изменение сердцебиения, зрачковые реакции, изменения температуры, потовыделение). · Продуктивный критерий (характеризует не процесс, а результат внимания – повышение (улучшение) качества продукта внимательного действия). Только в комплексе можно рассматривать эти признаки как доказательства внимания. Функции внимания. 1. Функция селекции – внимание выбирает (отбирает) наиболее значимые объекты, явления, события (например, феномен вечеринки); 2. Внимание – реакция, моментально улучшающая восприятие. 3. Функция организации психической жизни и поведения. 4. Обеспечение регуляции, контроля деятельности. Классификации внимания. 1) по положению объекта, на который внимание направлено: · внешнее (объект находится в объективном мире); · внутреннее (во внутреннем мире личности, сознании); · чувственное (объекты: эмоции, переживания, ощущения); · интеллектуальное (объекты: мысль, понятие). 2) по основанию доминирующих сенсорных систем: – зрительное; – слуховое; – обонятельное; – осязательное; – тактильное и др. 3) по степени опосредованности: o непосредственное (сознание ничем не направляется, кроме самого объекта); o опосредованное (сознание регулируется с помощью дополнительных средств – слов, жестов). 4) по степени произвольности: – непроизвольное (Выгодский: «пассивное»); – произвольное; – послепроизвольное. О произвольном внимании можно говорить, если есть волевые усилия. Волевые усилия есть там и тогда, когда есть вероятность выбора (обязательное присутствие воли, следовательно, усилия, следовательно, борьба мотивов). Непроизвольное внимание – это ярко выраженный ориентировочный, наследственный рефлекс; эта реакция выполняется автоматически, без каких –либо усилий. Выготский Л. С. выделяет 2 группы факторов, определяющих непроизвольное внимание: 1) определенное внутреннее состояние человека; и 2) особенности внешних раздражителей. Особенности внешних раздражителей: · Сила раздражителя (высокая интенсивность и сигнал). · Внезапность (неожиданное событие). · Новизна явления или предмета, что–то специфическое, незнакомое. · Контрастность стимула (фигура-фон). · Характер, степень организованности объектов восприятия. Особенности состояний человека: Актуальные потребности человека. Интересы человека. Физическое состояние человека (степень энергичности, активности). Опыт и знания (мы обращаем внимание только на то, что знаем). Послепроизвольное внимание – оно начинается с волевых усилий, а характер протекания как у непроизвольного (т.е. человек начинает деятельность с усилием, заставляя себя включиться в работу, а затем возникает интерес). Особенности видов внимания Таблица 5
Свойства внимания: Объем внимания – количество простых, изолированных, четко воспринимаемых элементов, которые могут быть удержаны в поле сознания. В ходе экспериментов было выяснено, что объем зрительного внимания – 7 +/- 2; объем слухового внимания –4+/-2; объем осязательного внимания – 6-8 объектов. Объем внимания зависит от: · Степени связанности объектов между собой. · Степени знакомства с объектами (знакомое нам видится как более дифференциальное). · Расположения в поле восприятия (центр или периферия); · Внутренней установки. Концентрация внимания – степень интенсивности сосредоточения, степень отвлечения от одних раздражителей и направленность на другие. При большей концентрации снижается объем.Физиологические механизмы концентрации – это сильное возбуждение в определенных участках коры и сильное торможение в других. Выделяют разные уровни концентрации внимания: 1) слабая концентрация (сильные колебания); 2) поверхностная (есть колебания с малой амплитудой); 3) рабочая (колебания преодолеваются усилием воли); 4) полная поглощенность в объекте (колебания отсутствуют). Устойчивость внимания – длительность сохранения интенсивного восприятия объекта. Очень близко понятие помехоустойчивости – способность сохранять внимание при помехах. Физиологическими механизмами внимания является работоспособность нервных клеток в определенных участках коры. Устойчивость внимания зависит от: · Особенностей объектов внимания (изменчивость, яркость, подвижность). · Активности личности (внешняя активность способствует концентрации на тех объектах, которые необходимы, внутренняя - решение мыслительных задач). · Особенностей личности (свойства нервной системы, уровень мотивации, состояние организма в целом). Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности восприятия. Без всяких причин колебания происходят каждые 1,5 минуты. В зависимости от различных факторов эти колебания могут быть отодвинуты до 5 – 10 минут. Внимание аудитории может держаться 20 минут. Распределение внимания – свойство одновременного, успешного выполнения двух и более различных видов деятельности. 3 уровня распределения внимания: 1. Распределение внимания легкое, каждое действие автоматизировано (например, езда на велостпеде). 2. Среднее распределение – 2 вида автоматизированного умственного действия (например, конспектирование). 3. Сложное распределение – внимание распределяется между 2-мя сложными (новыми) мыслительными задачами, которые требуют максимальной включенности всех психических процессов. Факторы, влияющие на распределение внимания: · Свойства нервной системы (в частности, сила НС). · Состояние человека (уровень переживаний, аффекты, стрессы, утомляемость). Переключение внимания – сознательный, преднамеренный перенос внимания от одной деятельности к другой (с одного объекта на другой). Показатели переключения: – Время, затраченное на переход от одной деятельности к другой – Уровень продуктивности одной деятельности и другой. Успешность переключения зависит от: – Особенностей предыдущей и новой деятельности – Отношения к прежней и новой деятельности – Степени завершенности предыдущей деятельности (если прежняя не завершена, следующая замедляется) – Значимости целей предыдущей и новой деятельности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |