КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 1. Педагогика как наука. Предмет, объект, категории, задачи, функции педагогики. Образование и культура. Методология, методы и подходы в педагогических исследованиях
Тема 1.1 Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи, функции, методы педагогической науки План: 1. Объект и предмет педагогики. 2. Система педагогических наук. 3. Отрасли педагогики. 4. Задачи, функции педагогики. 5. Связь между педагогикой и культурой. 6. Методология педагогики. 7. Функции методологии. Проблемы методологии. Уровни методологии. 8. Методика исследования. 9. Методы педагогического исследования. 10. Методы научного исследования. Наука – совокупность знаний, лежащих в основе научной картины мира. Педагогика – тоже наука, которая имеет предмет исследования; систему объективных методов исследования; связи (законы, закономерности) между факторами, условиями, процессами, явлениями, а также обладает категориальным аппаратом. Название свое наука получила от греческого paidagogike от pais (paidos) – дитя и ago - веду, буквально: детоводство или детовождение. Этим понятием в древней Греции обозначали раба, приставленного к ребенку своего господина, в обязанности которого входило его сопровождение в школу. Педагогика – совокупностьтеоретических и прикладныхнаук, изучающих воспитание, образование и обучение; наука о сущности, условиях, законах педагогического процесса. Объект педагогики – целенаправленный процесс образования и воспитания личности человека. Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического процесса. Другими словами, исследование педагогического процесса. Как видно из определений, педагогика как наука имеет свои категории, т.е. понятия, отражающие сущность педагогики, ее устоявшиеся типичные формы отражения действительности: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогический процесс. Развитие индивида – процесс внутренне последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие индивида неизбежно приводит к переходу на более высокие стадии развития индивида, - саморазвитие. Воспитание в отечественной педагогике рассматривается в узком и широком смыслах слова. В широком – общественное явление, цель которого является передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком смысле – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников в условиях педагогического процесса, отвечающего социальному заказу, сформулированному в виде цели. Обучение -это конкретный вид педагогической деятельности по передаче опыта поколений в виде знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Данный процесс двусторонний, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение). Образование – целенаправленно организованный процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности, в интересах общества и государства, сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней. Различают по уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, средне-специальное, высшее, послевузовское. По форме получения образование: стихийное и формальное (организованное). По содержанию: общее, профессиональное (учитель, врач), специальное (учитель физики, врач-хирург). Существуют различные подходы к толкованию образования: 1. Это создание, обретение образа личности; 2. Это ценность развивающегося человека и общества; 3. Это процесс воспитания и обучения человека; 4. Это результат обучения; 5. Это система и др.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |