Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Дидактика. Образовательный процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса




Тема 2.1 Педагогический процесс в профессиональной школе как целостное явление. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса

План:

1. Дидактика.

2. Образовательный процесс.

3. Сущность, движущие силы и противоречия образовательного процесса.

4. Структурные компоненты образовательного процесса.

Дидактика (от греч. didaktikos – относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное преподавателем усвоение учащимися содержания образования. Все три субъекта обучения выступают предметом дидактики: педагог, ученик и обучающийся коллектив (класс, группа). Также сюда включают все основные дидактические отношения: «ученик - учитель», «ученик – изучаемый материал», «учитель – изучаемый материал», «учитель - класс», «ученик - класс».

Образовательный процесс – педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов обучения в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов, под которыми понимают внешние и внутренние продукты деятельности участников образовательного процесса. Образовательный процесс не ограничивается стенами учебного заведения и возрастом субъектов. Сущностной чертой образовательного процесса выступает его непрерывность (образование человека не прекращается до конца его жизни) и вариативность (образование изменяется по содержанию, целям, способам).

Наряду с понятием «образовательный процесс», используются понятия «процесс обучения», «педагогический процесс», «учебная деятельность» и др., которые либо связаны с ним, либо отражают определенные стороны образовательного процесса.

Обучение носит двусторонний характер. Представляет собой взаимообусловленную, взаимосвязанную деятельность педагога и учащегося, направленную на усвоение определенного социального опыта. В современной педагогике процесс обучения рассматривается как процесс формирования целостного и ценностного «образа мира» ученика на основе изучения целостной «картины мира».

Сущность, движущие силы и противоречия образовательного процесса:

Образование как процесс опирается на гносеологию (материалистическую, философскую теорию познания). Основным методом данной теории является диалектический метод, который предполагает рассматривать явление в развитии, в единстве и борьбе противоположностей, во взаимосвязи с другими явлениями и процессами. Гносеология предопределяет логику образовательного процесса. Согласно теории отражения, общий путь познания истины идет от живого созерцания (чувственного восприятия) к абстрактному мышлению (переход от чувственного восприятия к познанию сущности, установлению причинно-следственных связей; результаты обобщения выражаются в понятиях и законах) и от него к практике (проверка правильности выводов и обобщений).

Основные противоречия процесса обучения – между новыми познавательными и практическими задачами, выдвигаемыми педагогом, и возможностями учащегося. Они затрагивают все стороны процесса обучения: в области знаний, в области умений, в области мотивов, в области организации обучения и в области результатов обучения.

Познание – отражение объективной, целостной «научной картины мира» в субъективном сознании человека, где формируется целостный и ценностный «образ мира». В образовательном процессе ученик усваивает уже добытые научные знания о «научной картине мира», а не открывает истины; ученику создаются условия для овладения знаниями, где исключается ситуация ошибок, знания усваиваются в ускоренном темпе с учетом возрастных особенностей ребенка.

Сущность образовательного процесса можно рассмотреть через совокупность его особенностей: 1) образование – вид социальной деятельности, средство передачи и усвоения социального опыта; 2) образование носит конкретно-исторический характер: в каждой эпохе изменяются цели, содержание, способы получения образования; 3) образование – целенаправленный, планомерно организуемый процесс; 4) образование – процесс саморазвития личности; 5) образование есть процесс познания; 6) образовательный процесс диалектически противоречив, противоречия выступают в качестве его движущих сил.

Можно выделить ряд противоречий образовательного процесса: между задачами учебного процесса и наличным уровнем подготовленности и развития учащегося; между социальным опытом и наличным объемом знаний, умений и навыков учащегося; между знаниями, усвоенными учеником, и умениями их применять; между научными понятиями, суждениями и житейскими представлениями учащегося; между фронтальностью изложения материала и индивидуальным восприятием его учащимся.

Структурные компоненты образовательного процесса обучения: целевой (цель и задачи), содержательный (содержание образования), организационно-деятельностный (методы, средства, формы), оценочно-результативный (результат обучения).

В образовательном процессе можно выделить деятельность педагога – преподавание и деятельность учащегося – учение.

Основные компоненты процесса преподавания:

Знание преподавателем своего предмета; умение организовать учебный процесс; знание современных активных форм и методов обучения; глубокое понимание особенностей развития учащихся разного школьного возраста и путей формирования их личностных качеств.

Основные компоненты процесса учения:

Активный познавательный процесс; формирование умственных способностей; формирование моральных качеств личности; формирование свойств личности.

Возвращаясь к этапам процесса познания, выделим этапы образовательного процесса:

1) подготовка учеников к восприятию; 2) восприятие учениками нового материала; 3) осмысление воспринятого материала; 4) обобщение; 5) закрепление; 6) применение знаний на практике; 7) контроль, анализ результатов.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение дидактики.

2. Расскажите об образовательном процессе.

3. В чем сущность, движущие силы и противоречия образовательного процесса?

4. Каковы структурные компоненты образовательного процесса?

 

Тема 2.2 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

ЛЕКЦИИ № 4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.

План:

1. Понятие и компоненты содержания образования.

2. Содержание образования.

3. Функции компонентов содержания образования.

4. Концепции содержания образования.

5. Подходы к определению сущности образования.

6. Принципы построения содержания образования.

7. Структура государственного образовательного стандарта.

8. Учебные планы. Учебные программы. Учебники и учебно-методические пособия.

Понятие и компоненты содержания образования.

Образование как специальная сфера социальной жизни создает внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого и их взаимодействие, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Методологически образование - это творение Человека в индивиде. Существующая ныне система образования в значительной мере распадается и требуется правильно понять задачи выживания, и точно определить последовательность решения возникающих в связи с этим задач:

- стабилизации деятельности учебных заведений в условиях углубляющегося кризиса;

- существование образовательных учреждений в рыночной экономике;

- вхождения в мир высоких технологий;

- создания образования, адекватно отражающего в своем содержании сущность глобальных проблем современности.

В обучении и самостоятельно осуществляемом учении осваиваются технологические навыки, приобретаются знания, как продукт мыслительной деятельности.

Обучение, воспитание, развитие - эти процессы неразделимы, это многоуровневое пространство, созданное педагогом для саморазвития личности. Личность разрабатывает стратегию своей жизни, проектируя соответственный образовательный маршрут.

Содержание образования мы рассматриваем как:

- совокупность знаний о мире, то есть о человеке, обществе, природе, технике;

- опыт осуществления способов деятельности;

- опыт проектной деятельности;

- опыт творческой деятельности, преобразующей действительность - материальную и духовную;

- опыт рефлексивной деятельности;

- опыт эмоционально-ценностногоотношения к деятельности, ее объектам;

- опыт профессионального самоопределения.

Какие же функции выполняют вышеозначенные компоненты содержания образования в развитии личности?

Знания служат основой ориентировки в действительности, условием осуществления вектора действий.

Опыт осуществления способов деятельности обеспечивает реализацию действия согласно усвоенному алгоритму.

Опыт проектной деятельности может стать основным инструментом взаимодействия учащегося с социумом.

Опыт творческой деятельности создает предпосылки для самостоятельного переноса знаний и условий, способов деятельности, видения проблемы в знакомой ситуации, видения альтернативы решения задачи, комбинирования известных способов.

Опыт рефлексивной деятельности осуществляется через самопознание, обнаруживает сложившиеся способы и стереотипы жизнедеятельности, противоречия личностного роста.

Опыт эмоционально-ценностных отношений влияет на мотив образовательной деятельности.

Опыт профессионального самоопределения способствует становлению у учащихся представлений о ценностях культурной жизни сообщества, поддерживает стремление к успешной самореализации.

Содержание образования - это не сами по себе знания, умения, навыки, а человеческая культура, выраженная через них.

Одна из целей модернизации отечественного образования на современном этапе - это осуществление личного, смысла, жизненной значимости образования, деятельностного компонента, что обеспечивает:

- реализацию ученического компонента в образовании, т. е. учет индивидуальных особенностей, личных целей и уровня развития ученика в ходе его образования, а также планирования и корректировки обучения;

- индивидуальную образовательную траекторию учащихся, определяемую на основе их личностных особенностей и социально обусловленных заданностей окружающего мира, в том числе и образовательных норм;

- продуктивную образовательную деятельность ученика, позволяющую фиксировать, диагностировать, осознавать и оценивать его личностное образовательное приращение в каждой образовательной области.

Основная черта культуры (а значит и образования) в XXI веке - ее диалогичность. НТР и вторая эпоха Возрождения (новое гуманистическое мышление) открыли для человечества возможность и необходимость общения «на равных» с культурами как прошлых исторических эпох (по вертикали), так и многообразием современных культур (по горизонтали).

Многообразие технологий, идеологий, научных концепций, религиозных взглядов, нравственных оценок, политических пристрастий, художественных форм и направлений ставит человека перед необходимостью самоопределения - выработки своей позиции и ее защите. И то, и другое возможно лишь в свободном диалоге.

Содержание образования - не только знания основ наук, но и нормы, цели, условия и понятия, адекватные им реальные действия и поступки, которые станут не только методом обучения, но содержанием образования. Сами же знания получат целостную гуманистическую направленность, будут, как бы вплетены в мотивационную сферу.

Личность ученика в результате стремления «познать себя» станет предметом самоанализа, самосовершенствования и изучения. В содержание образования будут включены сами способности личности в их единстве с духовными качествами ученика.

Содержание образования должно отражать в себе всю культуру, понимаемую как совокупность достижений человечества в познании природы, общества и человека, в творении духовных ценностей, в создании общественных институтов и в разработке техники, технологии в системе воспитания человека.

В отечественной педагогике сформировались различные концепции содержания образования:

1. Содержание образования - педагогически адаптированные основы наук. Данная концепция ориентирует на приобщение учащихся к науке и производству. Ведущими принципами отбора и построения содержания образования выступают общие методы и принципы построения знания, свойственные, прежде всего, естественным и точным наукам. Данная концепция характеризуется как технократическая, сциентистская, продолжающая отчасти теорию диалектического материализма.

2. Содержание образования - система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. Знания, умения и навыки, относящиеся к основам наук и соответствующим учебным предметам, необходимы для передачи учащимся, чтобы те умели жить и действовать в социуме (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, В. А. Онищук и др.).

3. Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. В данном случае содержание образования состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта репродуктивной деятельности - в форме способов ее осуществления (умений, навыков); опыта творческой деятельности - в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т. п.; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский).

4. Содержание образования - содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности. Набор общеобразовательных курсов обусловливается структурой изучаемой области действительности (живая и неживая природа, человек, общество, системы и структуры, техника и технологии и др.) и структурой деятельности, отражаемой в инвариантных сторонах культуры личности - познавательной, коммуникативной, эстетической, нравственной, трудовой, физической (В. С. Леднев).

5. Содержание образования - образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. Содержание образования делится на внешнее - среду, и внутреннее - создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой. Внешнее и внутреннее содержания образования не совпадают. Диагностике и оценке подлежит не полнота усвоения учеником внешнего содержания, а приращение его внутреннего содержания образования за определенный учебный период (А. В. Хуторской).

Во второй половине XX века обозначились два подхода к определению сущности образования, определявших и соответствующий выбор содержания.

Знаниево-ориентированный подход. Содержание образования рассматривается как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

Личностно-ориентированный подход. Абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Содержание образования - не только знания основ наук, но и нормы, цели, условия и понятия, адекватные им реальные действия и поступки, которые станут не только методом обучения, но и содержанием образования. Сами же знания получат целостную гуманистическую направленность, встроенные в мотивационную сферу. Личность учащегося в результате стремления «познать себя» станет предметом самоанализа, самосовершенствования и изучения. Таким образом, содержанием образования станут также сами способности личности в их единстве с духовными качествами ученика.

Принципы построения содержания образования.

Анализ имеющихся дидактических подходов позволяет выделить следующие общие принципы формирования содержания образования:

Принцип учета социальных условий и потребностей общества. Например, усиление роли человека в современном социуме выражается увеличением гуманитарного аспекта содержании образования. В соответствии с данным принципом, в зависимости от потребностей общества различное влияние на отбор содержания образования могут оказывать другие принципы: гуманитарный, личностной ориентации, научности и др.Законодательным отражением данного принципа являются государственные образовательные стандарты.

Принцип соответствия содержания образования целям выбранной модели образования. Каждая модель или концепция образования задает требования к особенностям структуры и содержания образования. Например, в одной концепции содержание может быть предметом усвоения, в другой средой для выращивания личностного содержания образования. Дидактические принципы и закономерности выбранной модели образования находят отражение на всех уровнях конструирования его содержания: учебного плана, программ, учебников, уроков.

Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне. Структурное единство требуется во всех иерархически взаимосвязанных элементах содержания образования: от уровня обшей теории и учебного предмета до уровня процесса обучения и личности учащегося. Связи между различными предметами также устанавливаются на общих основаниях: межпредметных, метапредметных и др.

Принцип единства содержательной и процессуально-деятелъностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельностных компонентов - целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения. Этот принцип выражается в необходимости включения в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся - исследований, дискуссий, конструирования и т. п.

Принцип доступности и природосообразности содержания образования проявляется в структуре и объемах учебных планов, программ, учебников, в оптимальном количестве изучаемого материала. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а также школьным и региональным условиям обучения. Наиболее общим принципом отбора содержания образования является соотношение общественно значимых ценностей, знаний, способов деятельности с реализацией права ученика на выбор взаимозаменяющего разнообразия предметного содержания. Этот принцип предполагает учет соотношения внешнего и внутреннего содержаний образования, то есть вносимого в образовательный процесс извне и создаваемого самим учеником.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.