2. Система закономерностей и принципов по Ю.К. Бабанскому.
3. Схема разработки принципов обучения.
4. Содержание принципов обучения.
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере её предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.
Благодаря этому она осуществляет две функции:
1) теоретическую (дидактическую и прогностическую)
2) практическую (нормативную и инструментальную)
Выделяют общую и частную дидактику. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а так же результатами к которым он приводит.[1]
Частные дидактики (конкретные) называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания форм и методы преподавания различных учебных предметов.
Закономерности и принципы обучения:
Закономерность – связь или упорядоченность явлений. Закономерность обучения – это внутренняя, существенная связь явлений обучения, которая обуславливает их развитие. Специфика дидактических закономерностей заключается в отражении зависимости между деятельностью преподавателя, деятельностью учащихся и содержанием образования. Закономерности можно условно разделить на две группы. К первой относятся те закономерности, которые присущи всякому обучению, - воспитывающий характер обучения; целенаправленность взаимодействия преподавателя и учащегося; единство педагогического руководства преподавателя и самостоятельности учащегося; включение учащегося в познавательную деятельность; цель, определяющая содержание и методы обучения. Ко второй относятся те закономерности, которые присущи определенному характеру деятельности преподавателя и учащегося и их взаимодействию, зависящему от средств, содержания и методов обучения: опора в обучении на предшествующую информацию; повторение пройденного материала; учет значимости содержания материала для учеников; опора на достигнутый уровень усвоения нового материала; соблюдение оптимального уровня усвоения трудности; осознанность познавательных действий учащимся.
На основе закономерностей должны быть определены принципы, реализуемые путем выполнения определенных правил. Способы передачи и усвоения содержания материала должны подчиняться этим правилам. Ю.К. Бабанский разработал систему закономерностей и принципов в соответствии с компонентами обучения.
Принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики и носят объективный характер. Незнание принципов или нежелание следовать их требованиям делает процесс противоречивым и малоэффективным.
Система закономерностей и принципов по Ю.К. Бабанскому:
Компоненты обучения
Закономерности обучения
Принципы обучения
Цель и задачи
Процесс обучения обусловлен потребностями общества
Принцип связи обучения с жизнью, с практикой
Мотивы
Эффективность обучения определяется характером, мотивом учения
Методы и средства организации, стимулирования и контроля взаимосвязаны и зависят от задач и содержания обучения
Наглядность, сознательность и активность, сочетание различных методов и средств обучения
Контроль, корректировка
Обратная связь в обучении определяется уровнем организации контроля и корректировки
Объективность, сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
Результат
Взаимоконтроль компонентов обучения при необходимых условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные знания, умения, навыки
Прочность, осознанность и действенность результатов обучения
Принципы обучения – общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения. В современной дидактике можно выделить такие принципы обучения: социальная обусловленность и научность обучения; социальная обусловленность и научность обучения; целеустремленность, систематичность и последовательность в обучении; доступность и высокий уровень трудности обучения; практическая направленность в обучении; прочность овладения компонентами профессиональной компетенции; дифференцированный и индивидуальный подход в обучении; комплексность и единство обучения и воспитания; демократизация; положительный эмоциональный фон педагогического процесса; культуросообразности; сотрудничество; субъектность; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; эстетизация детской жизни.
Схема разработки принципов обучения (В.А. Беликов):
1. Название принципа;
2. Компонент обучения, характеризуемый этим принципом;
3. Закономерности, лежащие в основе принципа;
4. Сущность принципа;
5. Правила, вытекающие из данного принципа;
6. Возможные способы выполнения правил.
Распишем содержание принципов:
Принцип
Суть принципа
Правила реализации
1. Научность в обучении и воспитании
Обучаемым предлагаются для усвоения прочно установленные наукой знания, ПП при этом строится на строго научной основе.
1. Используйте современные научные понятия, теории, учения, методы познания.
2.Знакомьте с историей важнейших открытий, современными идеями и гипотезами.
3. Организуйте ПП на основе новейших достижений педагогики, психологии; методик и технологий обучения.
2.Систематичность и последовательность
Соблюдение логических связей в процессе обучения, изложение знаний в системе; чтобы все «сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» (Я.А.Коменский)
1. Новое изучайте на основе хорошо усвоенного предыдущего.
2. Излагайте материал по частям, устанавливая логические связи и отношения между ними.
3. Постоянно диагностируйте уровень образования, развития и формирования личности, оценивайте результаты, прогнозируйте ПП.
3. Связь теории с практикой
Необходимость связи научных знаний с практикой повседневной жизни; приучение учащихся к использованию полученных знаний на практике.
1. При раскрытии нового опирайтесь на конкретные, реальные факты и явления окружающей действительности.
2. Учите обучаемых методам получения знаний на практике.
3. Создавайте условия для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно.
4. Сознательность
и активность
Собственная познавательная активность обучаемого – важный фактор обучения и воспитания, влияет на темп, глубину и прочность ЗУНов.
1. Обеспечивайте понимание учащимися всего содержания ПП.
2. Формируйте у учащихся активное отношение к окружающей действительности.
3. Развивайте самостоятельность и творчество учащихся.
4. Развивайте у обучаемых потребность в самообразовании и самовоспитании.
5. Наглядность
Обеспечение связи между конкретными и абстрактными предметами, между предметами реального мира и абстрактного, приближающим процесс познания к живому созерцанию реального мира.
1. Используйте различные виды наглядности (словесную, предметную, изобразительную, звуковую, лабораторно-практические занятия и т.д.).
2. Обеспечивайте возможность восприятия окружающего мира различными анализаторами.
3. «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами» (Я.А.Коменский – «золотое правило дидактики»).
6. Доступность
Постепенное увеличение трудностей
1. Продвигайтесь при работе с обучаемыми от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
2. Стройте ПП на высшей грани возможности обучаемого, учитывая их возрастные, индивидуальные, половые особенности; уровень обученности и воспитанности.
3. Объясняйте суть задания, виды деятельности и суждений.
7. Прочность, осознанность и действенность усвоения знаний
Овладение ЗУНами и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти.
1. Не перегружайте память в ущерб мышлению.
2. Приучайте учащихся работать со словарями справочниками, чтобы не заучивать вспомогательный материал, а также плохо осмысленные понятия и положения.
3. Новое связывайте с ранее пройденным.
4. «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком» (Я.А.Коменский).
8. Природосообразность
Ведущим звеном воспитательного взаимодействия и ПП выступает личность с ее конкретными особенностями и уровнем развития.
1. Изучайте воспитанников всесторонне и систематически.
2. Сравнивайте результаты в образовании, развитии, формировании личности с ней самой, а не с другими учащимися.
3. Каждая личность развивается по своему пути, имеет собственные интересы, склонности, способности и особенности характера и пр., следовательно, содержание, формы, методы, средства, способы взаимодействия в ПП должны быть особенные с каждым из воспитанником.
9. Единство знаний
и поведения
Существует закон единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности
1. Необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социальном поведении
2. Умение планировать свою деятельность.
10. Коллективный характер воспитания и обучения
Организация коллектива учащихся с целью создания условий для самореализации каждой отдельной личности, социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.
1. Работайте с коллективом учащихся в соответствии с основным законом его развития - движение вперед (термин А.С.Макаренко).
2. Создавайте условия для развития каждой отдельной личности в коллективе.
3. Опирайтесь на актив, развивая в нем самостоятельность, творчество, расширяя его до рамок всего коллектива.
11. Гуманизация
Социальная защита растущего человека, приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях как между учащимися, так и между педагогом и учащимися.
1. Уважайте воспитанников, его интересы, склонности, права и взгляды.
2. Предъявляйте ему разумные и необходимые требования.
3. Не используйте в своей работе унижающих личность способов работы. Наказание как мера воздействия может быть допустима лишь в исключительных (крайне необходимых случаях) к отдельной личности.
Контрольные вопросы по теме:
1. Перечислите известные вам закономерности обучения.
2. Перечислите известные вам принципы обучения.
3. Какова система закономерностей и принципов по Ю.К. Бабанскому?
4. Что включено в схему разработки принципов обучения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление