Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 9. Теоретические и методические основы педагогического проектирования




Тема 3.1 Теоретические и методологические основы дидактического проектирования

План:

1. Педагогическая система.

2. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций.

3. Схема и последовательность моделирования педагогической системы.

4. Проектирование педагогического процесса.

5. Проект учебного процесса.

6. Профессиональное педагогическое проектирование.

7. Система форм педагогического проектирования.

8. Этапы педагогического проектирования.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность, совершаемая как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Педагогическая система - целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Термин «система» в педагогике используется в двух смыслах:

1. Как обозначение качественного состояния компонента педагогических явлений (педагогический процесс, личность студента, деятельность педагога - это системы);

2. Как обозначение некоторых педагогических образований (система образования, система профобразования и т.п.).

Первый признак педагогической системы - полнота компонентов, причастных к достижению цели. Второй признак педагогической системы - наличие связей и зависимостей между компонентами. Проектируя систему, педагог подходит к этому процессу примерно так, как инженер к созданию машины, где каждая деталь выполняет свою роль. Третий признак системы - наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения всех компонентов. Четвертый признак системы - появление у ее компонентов общих качеств.

Педагогическая система как объект проектирования - это сложное образование, состоящее из разнокачественных компонентов. В рамках систем создаются педагогические процессы.

Схема и последовательность моделирования педагогической системы:

1. Определяются и подробно описываются цели функционирования педагогической системы, которая будет воссоздаваться с помощью учебника;

2. Выполняется описание содержания обучения с учетом общедидактических требований: последовательности, научности, доступности, наглядности, прочности. В содержании обучения отражается та необходимая информация, которая составляет ориентировочную основу (свойства, правила, принципы, алгоритмы, методы, особенности) усваиваемой студентами деятельности. Отбор содержания обучения осуществляется соответственно цели обучения;

3. Выбор и разработка дидактических процессов (этап состоит в подборе и задании вполне определенной системы познавательных действий студентом и обеспечении управления этой деятельностью, гарантирующей заданные цели обучения);

4. Разграничение организационных форм обучения (те внешние условия, в которых организуется и протекает познавательная деятельность студента - в аудитории, в мастерских, лаборатории, дома, очно и т.д.).

Проектирование педагогического процесса - создание развивающих процессов, удаление мешающих или негативных факторов, создание им противодействующих.

Проект учебного процесса - многошаговое планирование: от программирования шаговой учебной процедуры в обучающей программе до создания оптимальной педагогической системы.

Профессиональное педагогическое проектирование - стремление инженера-педагога организовать для своих студентов такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успеха, чувствовали себя комфортно. Проектирование призвано приблизить педагогический процесс к реальным условиям будущей профессиональной деятельности студентов. Происходит адаптация студентов к производству и профессиональному труду.

Посредством проектирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса.

Педагогический процесс - объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию студентов и педагогов в их непосредственном взаимодействии (конференции, олимпиады, заседания, смотры, педагогические чтения, занятия, беседы и т.д.).

Педагогический процесс проектируется в определенной форме его организации или комплексе форм. Так, каждое занятие, имеет цель, реализует определенные принципы, имеет содержание, методы и средства их воплощения. Задача инженера-педагога - выбрать необходимые компоненты из всего педагогического арсенала и обеспечить их логическую взаимосвязь. Любая организационная форма имеет структуры: методическую, педагогическую, психологическую. Они многогранны, накладываются друг на друга, не существуют сами по себе, влияют друг на друга. Через единство структур создается технология воспитания и обучения.

При проектировании создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов.

Система форм педагогического проектирования:

Формы педагогического проектирования - документы с разной степенью детальности создания и действия педагогических систем, процессов или ситуаций (концепция - идеи, взгляды,...; мечта, план - учебный, урочный,...).

Занятие является основной формой организации педагогического процесса в учебном заведении. Педагог на занятии организует познавательную деятельность студентов и свою собственную.

 

Этапы педагогического проектирования Объекты педагогического проектирования
Педагогические системы Педагогические процессы Педагогические ситуации
Этап 1 Моделирование (создание модели) - разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов, ситуаций и основных путей их достижения Законы, уставы, концепции Теоретические взгляды, установки, учебные программы Мысленно-чувственные формы: мечта, стремление, представления, личный дневник педагога
Этап 2 Проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования Квалификационные характеристики, прфессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др. Расписания, графики контроля, графики междисциплинарных связей, требования к урокам, поурочно-тематический план Конспекты уроков, методические рекомендации, учебные пособия
Этап 3 Конструирование (создание конструкта) - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками процесса Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др. Конспекты уроков, планы уроков и др. формы, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия  

Организовать - значит придать структуру, определить временные рамки, состав участников, разработать программу взаимодействия со студентами, обеспечить средствами проведения и т.д. С помощью всего этого занятие как бы спрессовывает, концентрирует познание студентами опыта поколений, а педагогом - самих студентов. Деятельность студентов в познавательном процессе на занятии принято называть учебно-познавательной, а деятельность педагога - дидактической.

Занятие не только организует процесс познания студентов и педагога, с его помощью идет управление познавательной деятельностью. Управлять - значит ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на занятии, отбирать и дозировать учебный материал, методы и средства преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что понимают под проектированием педагогических систем, процессов или ситуаций?

2. Как раскрыть понятие: педагогическая система?

3. Какова схема и последовательность моделирования педагогической системы?

4. Что вы знаете о проектировании педагогического процесса?

5. Опишите этапы педагогического проектирования.

Раздел 4 Теория и методика воспитания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.