КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4.2 Воспитание как целостная система. Методы, формы, средства воспитания
ЛЕКЦИЯ № 10. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И ЛОГИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ. Тема 4.1 Воспитание как педагогическое явление. Цели и задачи воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса План: 1. Воспитание как педагогическая категория. 2. Базовые компоненты воспитания. 3. Взаимосвязь между воспитателем и воспитанником. 4. Гуманистическое воспитание. 5. Вклад отечественных и западных педагогов в науку о воспитании. 6. Цель и задачи воспитания. 7. Одна из современных концепций цели воспитания (О. С. Гребенюк). 8. Этапы постановки цели воспитания. Главная цель воспитания. 9. Движущие силы и логика воспитательного процесса. 10. Основные компоненты воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. 11. Диагностика в воспитании.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения,некоторые думают, что для него нужны врождённаяспособность и уменье, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания»: К. Д. Ушинский. Воспитание как педагогическая категория. Воспитание - основная категория педагогической науки и практики. С первобытнообщинных времён воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания. Термин «воспитание» в современной педагогике рассматривается как процесс, общественное явление, составляющая целостного педагогического процесса. С философской точки зрения воспитание- это целенаправленное взаимодействие одного поколения с другим. Психологический аспект воспитанияимеет своё содержание, так как отражает способность человека отражать окружающий мир в сознании. Воспитание в специальном педагогическом смысле рассматривается как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский). Воспитаниев широком социальном смысле — это воздействие на личность общества в целом (А. В. Мудрик). Важными базовыми компонентами воспитания являются следующие: 1. Воспитание свободной личности (предполагает высокий уровень самосознания; чувство собственного достоинства; гражданственность; самоуважение; ориентированность в духовных ценностях жизни; самостоятельность в принятии решений). 2. Воспитание гуманной личности (способность к состраданию; сопереживанию; доброта; милосердие; альтруизм; терпимость). 3. Воспитание духовной личности (потребность в красоте, познании и самопознании, рефлексии; цельность внутреннего мира; поиск смысла жизни). 4. Воспитание творческой личности (предполагает развитие способностей, потребностей в преобразующей деятельности; развитие интеллекта, интуиции, жизнетворчество). 5. Воспитание практичной личности (предполагает знание основ экономики; компьютерную грамотность; владение языками мира; знание народных, религиозных обычаев и обрядов; здоровый образ жизни; эстетический вкус; обеспечение благосостояния семьи) (Е. В. Бондаревская). Взаимосвязь между воспитателем и воспитанником: Современная теория и методика воспитания опирается на гуманистическую концепцию воспитания личности. Гуманистическое воспитание ставит своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Наибольшее распространение идеи гуманистического воспитания получили в педагогике конца 19- начала 20 веков. В советской педагогике идеи гуманистического воспитания получили развитие в трудах и практической деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Воспитание, опирающееся на гуманистическую концепцию,означает: · возвращение к человеку как основному предмету воспитания, насыщение содержания воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности, нравственности; · поддержку самобытности и индивидуальности обучаемого; признание каждого отдельного ребёнка высшей ценностью воспитания; · осуществление воспитания в контексте национальной культуры как среды, которая питает духовное и нравственное развитие учащегося; · возвращение воспитания в семью, признание в родителях главных воспитателей, взаимообучение педагогов и родителей; · повышение педагогической культуры воспитателя, овладение гуманистическими технологиями воспитания (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков). В соответствии с гуманистической концепцией современного процесса воспитания обусловлена важность реализации следующих подходов( подходрассматривается как средство раскрытия сущности процесс, его структуры, условий функционирования, соответственно конкретным условиям, требованиям времени) в воспитании: • личностно- ориентированный подход предполагает отношение к ребёнку как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Е. Н. Степанов, И. С. Якиманская); • индивидуально-творческий подход предполагает мотивацию деятельности ребёнка, осознание собственного роста и развития (Н. М. Таланчук, Н. Е. Щуркова); • диалогический подход предполагает создание условий равноправного сотрудничества, взаимодействия (В. С. Библер); • деятельностный подход рассматривает деятельность личности как механизм внутреннего и внешнего изменения личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. М. Борытко); • системный подход (сущность подхода заключается в ориентации на деятельность, которая рассматривается как система) (В. А. Караковский, А. Н. Аверянов); • философско-антропологический подход разрабатывает проблемы с использованием всех достижений человекознания (Б. М. Бим-Бад, Л. М. Лузина, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). Вклад отечественных и западных педагогов в науку о воспитании. На протяжении столетий российские педагоги развивали идеи воспитания, заложенные в историческом и культурном наследии народа. КонстантинДмитриевич Ушинский(1824 - 1870)автор педагогической концепции, построеннойна знании психологии ребёнка. Педагог доказал, что нельзя ставить одну общую цель для воспитания всех детей, поскольку каждый ребёнок - индивидуальность. К. Д. Ушинский видел цель воспитания в стремлении человека к счастью, а счастье - в занятии любимым трудом. Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939)в области воспитания стала разработка теории воспитания личности в коллективе. Свою теорию педагог применил в практической деятельности, организовав и возглавив в 20 - 30-е годы ХХвека колонию им. А. М. Горького и коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Элементы педагогической теории и опыта Макаренко используются и в наши дни в образовательных учреждениях России и зарубежья. Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970),который осуществил непрерывный педагогический эксперимент, в Павлышской средней школе на Украине в 50 - 70-е годы ХХвека. В системе работы педагогического коллектива он реализовал идею единства интеллектуального, физического, нравственного, эстетического воспитания ребёнка. Из западных педагогов особый вклад в развитие теории и практикивоспитания внесли: Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский педагог-гуманист, философ, священник. Требовал создания единой школы для всех детей без различия сословий. Основоположник классно-урочной системы обучения. Разработал возрастную периодизацию, дал теоретическое обоснование дидактическим принципам, в основу воспитания положил принцип природосообразности; принцип наглядности сформулировал как золотое правило дидактики. Создал первые учебники. Предъявлял к личности учителя высокие требования, полагая профессию «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Система педагогических взглядов данного ученого выделила педагогику как самостоятельную науку. Ж. - Ж. Руссо (1712 - 1778), его заслугой стало создание теории свободного воспитания. В воспитании, по идее Руссо, необходимо учитывать интересы, склонности ребёнка, создавать условия для самостоятельного выбора жизненного пути. И. Г. Песталоцци (1746 - 1827) заложил основы создания методики элементарного обучения, основываясь на принципе природосообразности воспитания. Его концепция вошла в историю как теория развивающего обучения во взаимодействии с физическим, нравственным и трудовым воспитанием ребёнка. И. Ф. Гербарт (1776 - 1841) ввёл в педагогику понятия воспитывающее обучение и управление педагогическим процессом. Дж. Дьюи (1859 - 1952), его школа известна как школа труда, школа-лаборатория. Дж. Дьюи положил основу развитию прагматическому направлению в педагогике. Он говорил, что именно труд должен лежать в основе учебной и воспитательной работы школы. Воспитание как педагогическая категория в современной педагогике рассматривается как общественное явление, процесс и составная часть целостного педагогического процесса. Каждая историческая эпоха трансформировала цели, идеалы воспитания, создавала неповторимый механизм воспитания и вырабатывала критерии эффективности воспитательного процесса. Цель и задачи воспитания. Цель воспитания - идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; это предвосхищаемый результат воспитательной деятельности (В. И. Смирнов). Цели воспитания подчиняются все составляющие воспитательного процесса: содержание воспитания, организация воспитательного процесса, формы и методы, средства воспитания. Одна из современных концепцийцели воспитания (О. С. Гребенюк) предполагает обеспечение каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе. По данной концепции школа опирается на три рода ценностей: 1) уважение к культурному наследию, 2) ценности социальной интеграции, 3) ценности индивидуального развития. Процесс постановки цели может быть представлен следующими этапами: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности воспитателя и воспитанника; 2) моделирование педагогами и воспитанниками целей и задач, возможных результатов; 3) уточнение, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы воспитательных действий с учётом предложений учащихся, родителей, прогнозируемых результатов (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова). Практическое воплощение цель воспитания находит в системезадач,поэтому можно привести и такое положение: цельвоспитания - система воспитательных задач. Главная цель воспитания определяет следующие задачи: 1.Гармоничное развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической сфер личности. 2.Воспитание культуры семейных отношений: семейные традиции, поддержание здорового образа жизни подготовка детей к самостоятельной семейной жизни. 3.Формирование качеств, помогающих ребёнку найти себя в обществе: гражданская позиция, уважительное отношение к законам, нормам социальной жизни. 4.Формирование у ребенка осознания себя как части человечества и природы, понимание ответственности перед человечеством за своё будущее. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности, реализуемая во взаимодействии педагога и воспитанника.Воспитательный процесс - неотъемлемая часть педагогической деятельности образовательного учреждения. В основе воспитательного процесса лежат характеристики, которые составляют его движущие силы и логику. Среди них основополагающими являются диалектичность, целенаправленность, противоречивость, систематичность, вариативность и оптимистичность. (Л. И. Маленкова). Целенаправленность воспитательного процесса - одна из главных его характеристик. Цель воспитания должна быть понята и осознана как воспитателями, так и воспитанниками. Диалектичность воспитательного процесса проявляется во взаимосвязи социальных, психологических и педагогических закономерностей; в непрерывности, динамичности, изменчивости всех компонентов процесса в целом. Противоречивость поддерживает непрерывное течение воспитательного процесса. В теории воспитания принято различать внутренние и внешние противоречия. Внутренние противоречия возникают как проявление конфликта внутри самого человека, его борьбы с самим собой. Внешние противоречия порождаются взаимодействием личности с окружающим миром. Кроме того, выделяют общие противоречия как источник развития каждого человека и всех людей в целом, и индивидуальные противоречия, обусловленные развитием каждого отдельно взятого человека. Систематичность воспитательного процесса - важнейший показатель отлаженности механизма воспитания, когда все элементы находятся во взаимодействии друг с другом. Вариативность - возможность выбора классических и авторских концепций воспитания, интересных педагогических технологий, в процессе которого у педагога формируется своя профессионально-педагогическая позиция. Оптимистичность - ориентирована на создание благоприятной атмосферы для творчества, веру в безграничные возможности ребёнка. Как любой процесс, воспитательный процесс имеет свою структуру. Основными компонентами воспитательного процесса являются: · Целевой компонент - предполагает определение педагогами и воспитанниками целей воспитания, это возможно на основе учёта интересов ребёнка, тенденций общественного развития, требований, которые предъявляет общество к воспитательным учреждениям. · Содержательный компонент - обеспечивает готовность человека к реализации социальных ролей, предполагает формирование качеств, которые лежат в основе его взаимоотношений с людьми, обществом, государством. · Операционно-деятельностный компонент определяет комплекс средств воспитания, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания на основе поставленных целей. · Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса; выявление изменений в уровне воспитанности учащихся; определение важных причин недостатков в поведении. Закономерности и принципы воспитания. Закономерности - постоянно проявляющиеся связи между явлениями. Принципы - основополагающие требование, правило. К педагогическим закономерностям воспитания относят: · зависимость воспитания от сложившихся в обществе воспитательных отношений; · зависимость конечного результата воспитания от постановки воспитательных целей и организации деятельности воспитанников; · зависимость взаимодействия процессов воспитания и самовоспитания; · зависимость эффективности процесса воспитания от эффективности неотъемлемых составляющих - процессов развития и обучения; · зависимость эффективности воспитания от профессионализма воспитателя. В практической деятельности закономерности находят своё отражение в системе принципов воспитания, среди которых основополагающими в деятельности педагогов являются следующие: · Принцип природосообразности предполагает в процессе воспитания опираться на возрастные и потенциальные возможности воспитанников, зоны их ближайшего развития; направлять воспитание на самовоспитание, саморазвитие. · Принципкультуросообразности предполагает, что воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиций культурологической. · Принцип гуманизации воспитательного процесса предполагает ориентацию на ценности и интересы личности, признание приоритета личности. · Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение задач, соответствующих его особенностям. · Принцип персонификации в воспитании обеспечивает учёт потребности личности в самоидентификации. В основу его содержательного наполнения положены положения о многофакторном и многостадийном процессе образования учащихся. Диагностика в воспитании. Без знания результатов воспитания ни планирование, ни управление осуществлять невозможно. Выявить соответствие результата поставленным целям помогает диагностика. Диагностика в воспитании - это оценочная процедура, направленная на выяснение истинного уровня воспитанности. Современный педагог-профессионал должен владеть методиками диагностики различных сторон воспитуемых. Диагностике могут подлежать мотивация поведения воспитанников, уровень притязаний, эмоциональность, социальное поведение, уровень воспитанности. Критерии воспитанности - теоретически обоснованные показатели уровня сформированности различных качеств личности или коллектива, оценке подлежат не теоретические знания ребёнка, а примеры поведения в различных ситуациях. По разным классификациям выделяют: жёсткие и мягкие критерии, содержательные и оценочные критерии, общие и частные критерии. Контрольные вопросы по теме: 1. Какова цель воспитания? 2. Расскажите о тех концепциях образования, которые наиболее близки вам. 3. Перечислите этапы постановки цели воспитания. 4. Как можно определить главную цель воспитания? 5. В чем состоит логика воспитательного процесса? 6. Перечислите основные компоненты воспитательного процесса. 7. Вспомните основные закономерности и принципы воспитания.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |