Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 7. Методы и приемы обучения, формы и средства организации и осуществления педагогического процесса




Тема 2.5 Методы, средства, формы организации и осуществления педагогического процесса

План:

1. Метод обучения как педагогическая категория.

2. Структура методов обучения.

3. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.

4. Подход Ю.К.Бабанский к классификации методов обучения.

5. В. А. Сластенин о сущности и закономерностях методов обучения.

6. Выбор методов обучения.

7. Формы организации обучения.

8. Средства обучения.

9. Классификация средств обучения.

Методы обучения:

Слово «метод», в переводе с греческого языка, означает исследование, способ, путь к достижению цели. В области науки «метод» есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь гипотезой. Своими корнями метод восходит к деятельности, выступающей для него родовым понятием. Метод деятельности - это способ ее осуществления, путь, ведущий к достижению цели. От применяемых методов обучения зависит успех всего образовательного процесса. Этим обусловлено особое внимание к методам обучения. Метод в философии - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В педагогике метод - элемент системы действий обучающегося, имеющей целью управление процессами, формирования новых понятий в мышлении обучаемых.

В педагогике категория «метод обучения», пожалуй, самая важная для развития педагогической теории и образовательной практики.

Традиционно методобученияопределяют как способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.

При стихийном обучении преобладали методы, основывающиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы. С момента организации школ появились словесные методы, которые особенно доминировали в средние века. Слово, сначала устное, затем письменное и, наконец, печатное, становится главным носителем информации, обучение по книгам, - одним из основных методов. Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод - процессуальная характеристика деятельности. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач. Деятельность, осуществляемая на основе метода, учитывает закономерности и принципы, которые трансформируются в приемы.

Различные виды деятельности имеют свои методы. Обучение предполагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавание и учение, проявляемых в их диалектическом единстве. Методы обучения характеризуются тремя признаками: обозначают цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Правомерным является бинарный подход к разработке методов обучения (методов преподавания и учения), который в отечественной дидактике представлен в работах М. М. Левиной, М. И. Махмутова, Т. И. Шамовой и др.

Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических задач. Методы учения должны быть составной частью методов преподавания.

Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Один и тот же метод может включать различные приемы. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся.

Также необходимо определить понятие «правило», - это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить прием деятельности. Правило выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил для решения определенного типа задач - это уже нормативно описательная модель метода.

Структура методов обучения. Роль и место методов в обучении определяется его функциями:

· информационная (изложение знаний, объяснение материала, рассказ, самостоятельный поиск знаний и их присвоение);

· практическая (формирование умений и навыков, освоение способов деятельности);

· познавательная (обогащение знаний, приобретение опыта, познавательной деятельности);

· управленческая (метод предписывает средства, организует деятельность, обеспечивает результат);

· воспитательная (формирует убеждения, систему взглядов, качества личности, мировоззрение).

Любой метод предполагает осознанную цель, без нее невозможна целенаправленная деятельность.

Можно выделить внешнюю и внутреннюю сторону метода обучения. Внешняя сторона метода представляет деятельность с материальными предметами (слушают, читают, наблюдают, пишут); внутренняя - с идеальными (осмысливают, размышляют, анализируют, усваивают и т. д.).

Существуют различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. Актуальным вопросом является классификация методов. Наличие разных классификаций обусловлено выбором подхода или признака, выбранного в качестве основания классификации.

Перцептивный подход, при котором за основание берегся источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение: 1) словесных, 2) наглядных,3) практических методов обучения (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.).

Классификация методов в соответствии с концепцией содержания образования, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих иобусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся.

Классификация, в которой за основу взяты дидактические цели и соответствующие им виды деятельности, предложенная В. А. Онищук.

Управленческий подход имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или другом этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала педагогом и логику восприятия его обучающимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А. Н. Алексюк).

Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т. А. Ильина, Л. Н. Ланда и др.). В основах этих методов лежит управление деятельностью обучающихся в учебном процессе.

Ю. К. Бабанский среди возможных оснований классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и распределил с данной точки зрения все методы обучения на методы:

· репродуктивной деятельности;

· эвристической деятельности, методы исследовательской деятельности;

· стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований;

· организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы;

· контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, методы самоконтроля.

В. А. Сластенин и его ученики раскрыли сущность и закономерности методов осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:

методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера);

методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);

методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).

Выбор методов обучения. Каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

Выбор оптимального метода обобщен в алгоритме выбора оптимального метода обучения, предложенного Ю. К. Бабанским. Он состоит из семи шагов:

1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога. Если ученик может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, то в помощи педагога он нуждаться не будет. В противном случае в той или иной форме она необходима.

2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам.

3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, то использовать их целесообразно. Дедуктивные и синтетические методы вполне по силам учащимся старших классов и тем более студентам. В данном случае эти методы предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.

4. Выбор способов сочетания словесных, наглядных, практических методов.

5. Решение о необходимости введения методов стимулирования учебной деятельности.

6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.

7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.

Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи. Выбор методов обучения и логика их применения характеризует стиль деятельности участников процесса обучения.

Формы организации обучения:

Формы организации процесса обучения раскры­ваются через внешние способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. Деятельность обучения является и коллективной, и индивидуальной, формы обучения объединяют обе эти стороны. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. Главными факторами, определяющими выбор формы обучения является цель, содержание обучения, необходимый уровень усвоения, а также оказывает влияние характер взаимодействия преподавателя и учащихся, численность обучаемых, место формы в общей системе обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, в системе начального профессионального образования наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, экскурсия, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обуче­ния - семинар, лабораторная работа, НИРС, консультация, дополнительные занятия, самостоятельная учебная работа студентов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зарубежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

Средства обучения:

Средства обучения - это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Вообще под педагогическими средствами понимают «предметы, действия, явления в природе и обществе, в мышлении человека, весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящий в его окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, а затемв педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью» (В. Б. Ежеленко).

Применение тех или иных средств обучения обусловлено целями, содержанием, методами педагогического процесса, возможностями учебного заведения и учащихся.

В качестве общих для всех средств обучения дидактических функций следует отметить:

наглядность- обеспечивающая осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися информации;

информативность - способность выступать источником информации;

компенсаторность - то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

интегративность - рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и вцелом;

инструментальность -безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

Классификация средств обучения. В дидактическом плане нам представляется наиболее обоснованной классификация средств обучения по характеру представления в них окружающей действительности, предложенная С. Г. Шаповаленко:

1. Натуральные объекты — включают предметы объективной действительности для непосредственною изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, чучела, микропрепараты, реактивы и др. К этой группе средств обучения относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, а так же учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.

2. Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображения, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи), мультимедийные средства.

В свою очередь, каждая из указанных подгрупп может быть также классифицирована по определенным основаниям.

Например, модели: 1) по способу замены оригинала — материальные и идеальные (мыслительные, знаковые или символические); 2) по внутренней организации объекта (структурные, функциональные и смешанные); 3) по функциональному назначению (демонстрационные, раздаточные); 4) по способу отображения предмета (динамичные, статичные, плоские, объемные, смешанные); 5) средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки, графики), включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.

Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). Это средства обучения — носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. К ним относятсятранспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, компьютерные программы и др.

К группетехнических средств (ТС) относится различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны); тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника, если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы, которая и является в строгом смысле слова средством обучения.

Отдельно следует выделить различного рода информационные среды, например, телекоммуникации (электронная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Интернет, мультимедиа системы), которые в прямом смысле средствами обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития учащихся.

Классификация средств обучения может быть произведена и по другим признакам, например:

• по составу объектов — материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные объекты, препараты, гербарии);

• по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

• по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

• по особенностям строения - плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

• по характеру воздействия - визуальные (диафильмы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

• по носителю - бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);

• по уровням содержания образования - средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

• по отношению к технологическому прогрессу - традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение метода обучения как педагогической категории.

2. Какова структура методов обучения?

3. В чем состоит различие в подходах к классификации методов обучения в современной дидактике?

4. От чего зависит выбор методов обучения?

5. Перечислите формы организации обучения.

6. Дайте определение средств обучения, какая классификация средств обучения вам наиболее близка?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 11732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.