Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система Гербарта




ЛЕКЦИЯ № 6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕРБАРТА, ДЬЮИ.

Тема 2.4 Дидактические системы

План:

1. Дидактическая система обучения.

2. Дидактическая система Гербарта.

3. Дидактическая система обучения Дьюи.

Под дидактической системой (от греческого «целое», составленное из частей, соединение) понимается выделенное по определённым критериям целостное образование. Необходима для целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами

Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структурных элементов: субъектов и объектов, целей, принципов, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания. Может быть организована в масштабах страны, отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, деятельности отдельного преподавателя. Самые известные и распространенные дидактические системы, после классно-урочной системы Я.А.Коменского:

Традиционную дидактическую систему – связывают с именем немецкого учёного, философа и педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), автор авторитарной системы обучения, используемой в педагогике до сих пор. Основные педагогические труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике» и другие. Целью обучения по Гербарту, является формирование теоретических знаний, интеллектуальных умений, представлений, понятий. Гербарт ввёл понятия «ассоциация», «апперцепция», «воспитывающего обучения»: учебное заведение должно формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности. Цель воспитания, считал Гербарт, заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цели делят на: возможные, нужные для будущей профессии, и необходимые, нужные в любой сфере.

Цель обучения: развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Виды интересов: 1-я группа – эмпирический, умозрительный, эстетический; 2-я группа – симпатический, социальный, религиозный. Виды обучения: описательное – выявить опыт ребенка и дополнить его; аналитическое – исправить и усовершенствовать мысли ученика; синтетическое – построение стройной системы мысли. Для достижения указанных целей, согласно Гербарту, процесс обучения должен строиться по четырем формальным ступеням, которые определяют его структуру:

Ступень ясности: выделение материала и углубленное его рассмотрение.

Ступень ассоциации: связь нового материала с прошлыми знаниями.

Ступень системы: обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.

Ступень метода: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

Говоря современным языком, структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются как обязательные. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Схема большинства уроков не изменилась и до настоящего времени: движение материала через объяснение к пониманию и обобщению.

Гербарт выделял основные пути воспитательного воздействия на воспитанников: обучение, управление и воспитание.

Цель обучения мы рассмотрели выше. Цель управления: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний. Средства управления делят на основные и вспомогательные. Основные: угроза, надзор, приказание, запреты, физические наказания. Вспомогательные: авторитет и любовь.

Воспитание должно основываться на следующих этических нормах:

- совершенство, определяющее направление, область и силу устремлений личности;

- доброжелательность, обеспечивающая согласие и подчинение собственной воли воле других;

- справедливость, полагающая компенсировать неприятности и обиды, нанесённые другими людям;

- внутренняя свобода, позволяющая согласовать волю человека с его желаниями и убеждениями.

Из современной ему психологии Гербарт взял два основных положения:

- не существует никаких наследственных или приобретённых психических предрасположений;

- вся психическая жизнь складывается на основе представлений.

Главная задача школы – это забота об индивидуальном развитии учащихся, а воспитание – дело семьи. Формированию сильных с моральной точки зрения характеров сложит правильное педагогическое руководство, дисциплина. Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учащихся, организацию их общения, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приучение к порядку.

К началу 20 века эта система подверглась резкой критике за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребёнка в активную умственную работу, не способствует развитию мышления; за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика; за то, что процесс подчиняется руководству учителя, регламентирован, упорядочен им; за то, что этическая нагрузка носила идеалистический и метафизический характер.

По современным оценкам, она оказала неблагополучное влияние на развитие школы. Но без дидактики Гербарта, данного ею толчка, без критического осмысления опыта гербартского воспитания не было бы современной теории и практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.