Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ




Читайте также:
  1. Acedia — предшественница современной скуки
  2. All. Все растения, населяющие Землю, объединяют в система­тическую группу
  3. I I I. Система счетов и двойная запись.
  4. II - образование сквалена из мевалоновой кислоты.
  5. II Слуховая система
  6. II. История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России
  7. II. Лекция №2
  8. II. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания.
  9. ISO 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».
  10. IV. система педагогических исследований с методологической точки зрения
  11. PR как рационально структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности организации
  12. T Представление видеоинформации информации в вычислительных системах

Тема 1. 2 Образовательная система России. Профессиональное образование в России

План:

1. Типы образовательных учреждений.

2. Деятельность дошкольных образовательных учреждений.

3. Общеобразовательное учреждение. Учреждения начального профессионального образования. Учреждения среднего профессионального образования Высшее профессиональное образование.

4. Послевузовское образование.

5. Система профессионального образования.

6. Начальное профессиональное образование в России.

7. Другие типы профессионального образования.

8. Перечень образовательных учреждений начального профессионального образования.

 

В современной России социальный институт образования функционирует в рамках образовательных учреждений следующих типов:

1. Дошкольные;

2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего – полного – общего образования);

3. Начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования ;

4. Дополнительного профессионального образования взрослых;

5. Специальные (коррекционные) для учащихся с отклонениями в развитии;

6. Дополнительного образования;

7. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8. Дополнительного образования детей.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений основана на Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995г.), в нем изложены задачи данного вида учреждений: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. ДОУ выступает подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательное учреждение включает в себя различные уровни общеобразовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень – начальное общее образование; 2 ступень – основное общее образование; 3 ступень - среднее (полное) общее образование. Основная школа является обязательной. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, с этой целью учебный план, кроме обязательных предметов, включает предметы по выбору учащегося. Федеральной программой развития образования предусмотрен последовательный переход к профильной старшей школе, с раннего возраста учащимися будет определена сфера определенной области знания, в которой они видят практическое применение. Специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера создаются для обучающихся с отклонениями в развитии. Оздоровительные и санаторно-лесные школы создаются для реабилитации детей с определенными заболеваниями. Наряду с обычными школами, существуют другие организационные формы общеобразовательных учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи. Частные, альтернативные общеобразовательные учреждения, существующие на основе государственного лицензирования и последующей государственной аккредитации, действуют на основании Устава Российской ассоциации негосударственного образования.



В учреждениях начального профессионального образования учащиеся получают профессиональную подготовку. Также профессиональную подготовку можно получить в других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), образовательных подразделениях, имеющих соответствующие лицензии.

В учреждениях среднего профессионального образования готовят специалистов среднего звена на базе основного общего (2 ступень), среднего (полного) общего (3 ступень) или начального профессионального образования. Данные образовательные учреждения могут существовать в формах: училище, колледж, техникум, а также на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование можно получить на базе среднего (полного) общего (3 ступень), среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в вузах, в России существуют следующие виды данных образовательных учреждений – классические и специализированные университеты, академии, институты, консерватории, высшие профессиональные школы. Структура высшего образования России имеет три ступени (уровня): 1 уровень – общее высшее образование со сроком обучения 2 года; 2 уровень – базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года; 3 уровень – дипломированный специалист со сроком подготовки 5 лет и «магистр» со сроком подготовки 6 лет.

Послевузовское образование предоставляется в аспирантурах, ординатурах, адъюнктурой - повышение научной квалификации, и в институтах, факультетах при вузах, курсах повышения квалификации. Также система ДПО предоставляет возможность повысить квалификацию, пройти переподготовку, получить второе высшее образование.

Всем образовательным учреждениям предоставляется право оказывать дополнительные образовательные услуги населению при наличии лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязательной образовательной работы с детьми, которая определяется учебным планом учреждения, и программой, принятой для него в качестве основной.

В настоящее время система профессионального образования находится в стадии реформирования, что является закономерным процессом на новом историческом этапе. Таковы мировые тенденции. В принятой в 1989 году ЮНЕСКО «Конвенции по техническому и профессиональному образованию», говорится о необходимости «периодически пересматривать структуры технического и профессионального образования, учебные планы и программы, методы обучения и учебные материалы, а также формы сотрудничества между школьной системой и миром труда с тем, чтобы обеспечить их постоянную связь с достижениями научно-технического прогресса и развитием культуры, с изменением потребности в области занятости в различных секторах экономики».

Начальное профессиональное образование в России общедоступно и бесплатно, что зафиксировано Указом Президента РФ от 8 июня 1994 г. «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», а затем внесено в ФЗ «Об образовании». На базе данного закона, принятого в июле 1992 г., предполагалось принять законы, обеспечивающие правовое регулирование отдельных отраслей образования (общее образование, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование и т.д.). Пока для начального профессионального образования отдельная законодательная база находится в виде проектов. Существует «Типовое положение об учреждении начального профессионального образования» от 1994 года. В законе «Об образовании», наряду с правовыми нормами, регулирующими деятельность всех отраслей образования, сформулированы также нормы, регулирующие правоотношения в системе профессионального образования.

Важно различать:

1. Начальное профессиональное образование, которое должно базироваться на общем образовании (основном или полном) и обеспечивать подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно- полезной деятельности. Для граждан РФ среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатно.

2. Профессиональную подготовку, которая не ограничена условием стартового уровня образования обучающихся. Данный вид подготовки не фиксирует ее срок, ограничивая его понятием «ускоренное приобретение». Цель данной подготовки – ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Может предоставляться как на платной, так и бесплатной основах.

3. Среднее профессиональное образование.

1. Высшее профессиональное образование.

2. Дополнительное профессиональное образование.

В «Программе реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ» (1992г.), основная задача системы профессионального образования -реформировать цели, характер деятельности, социально-педагогический облик системы профессионального образования для образовательных потребностей рынка труда. Переориентировать систему профессионального образования (преимущественно отраслевого) для интегрирования в производственный комплекс регионов, чтобы она могла реагировать на местные потребности и запросы рынка труда. Данные процессы, в результате неблагоприятного положения в стране, продолжаются с 1990 года по настоящее время. С 1997 принята Концепция реформирования системы начального профессионального образования, в соответствии с которой происходит постепенная передача данных учреждений на уровень субъектов РФ, на муниципальный уровень, в собственность предприятий и организаций. Часть ПУ, осуществляющих межрегиональную и межотраслевую подготовку, а также обеспечение кадрами высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, должны остаться на федеральном финансировании и в федеральной собственности. По принципу формы собственности, уровню и характеру управления и финансирования учреждения начального профессионального образования подразделяются на четыре категории образовательных учреждений: государственные федерального уровня; государственные уровня субъектов федерации; муниципальные; негосударственные.

Типовое положение об учреждении начального профессионального образования содержит следующий перечень образовательных учреждений начального профессионального образования: профессиональное училище; профессиональный лицей; учебно-курсовой комбинат (пункт); учебно-производственный центр; техническая школа; вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня. Первые два типа в современной системе начального профессионального образования являются основными. Профессиональные училища созданы на основе средних профессионально-технических училищ, которые, давая определенную профессию и квалификацию, не ориентировались на получение учащимися полного общего среднего образования, осуществляют массовую подготовку квалифицированных рабочих и служащих различного профиля. Профессиональный лицей осуществляет интеграцию образовательных программ начального и среднего профессионального образования, где учащиеся могут получить среднее профессиональное образование, кроме профессии и повышенного уровня квалификации. Также ПЛ рассматриваются как центры непрерывного профессионального образования и опорные центры развития НПО на базе которых проводятся исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации. На базе ПЛ решаются проблемы интеграции начального, среднего, высшего профессиональных образований. Профессиональные колледжи – профессиональные образовательные учреждения интегрированного типа, обеспечивающие разнопрофильную, разноуровневую и ступенчатую подготовку кадров. Данный тип учебных заведений относится к инновационным, формально входит в систему среднего профобразования или структурного подразделения высшего профессионального учреждения. В настоящее время между ПЛ и ПК нет принципиальной разницы. Также к инновационным учебным заведениям относятся высшие профессиональные училища (ВПУ). Они обеспечивают повышенную подготовку квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена, осуществляемую по гибкой многоуровневой и одновременно ступенчатой системе.

С 90-х годов для системы профессионального образования характерна тенденция размывания границ между учебными заведениями разных уровней и ступеней: высшего, среднего специального, начального и дополнительного профессионального образования, что характерно для аналогичных учебных заведений за рубежом. Данная система соответствует понятию непрерывного образования.

Контрольные вопросы по теме:

1. Перечислите типы образовательных учреждений в современной России.

2. Расскажите о деятельности дошкольных образовательных учреждений, о деятельности общеобразовательных учреждений, о деятельности профессиональных учреждений разного уровня.

3. Расскажите о системе профессионального образования.

4. Что вы знаете о системе начального профессионального образования в России?

5. Перечислите все типы профессионального образования.

6. Какие вы знаете образовательные учреждения начального профессионального образования?

 

 

Раздел 2 Теория обучения





Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Acedia — предшественница современной скуки
  2. All. Все растения, населяющие Землю, объединяют в система­тическую группу
  3. I I I. Система счетов и двойная запись.
  4. II - образование сквалена из мевалоновой кислоты.
  5. II Слуховая система
  6. II. История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России
  7. II. Лекция №2
  8. II. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания.
  9. ISO 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».
  10. IV. система педагогических исследований с методологической точки зрения
  11. PR как рационально структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности организации
  12. T Представление видеоинформации информации в вычислительных системах




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.82.79.137
Генерация страницы за: 0.003 сек.