Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура методического анализа учебного материала. 2 страница




•методического, включающего методические указания по усвоению/передаче учебного материала, методические рекомендации по организации / проведению лабораторных и практических работ, указания по проведению кон­троля и оценки деятельности обучающихся.

Структура обучающего модуля соответствует структуре учебной дея­тельности, описанной В.П. Беспалько следующей формулой:

УД=ОД+ИД+КД+ КорД, где УД - учебная деятельность; ОД - ориентировочные действия; ИД - исполнительские действия; КД - контролирующие действия; КорД - корректировочные действия.

Информация в информационном блоке может быть представлена в виде текста лекции, конспекта учебного материала, опорного конспекта, структурно-логической схемы и т.д. При этом учебная информация отбирается и конструи­руется по различным учебникам, пособиям. Информация представляется от­дельно для каждого учебного элемента.

Если содержание отдельных учебных элементов можно найти в учебнике, полная информация по модульной единице представляется в информационной карте модульной единицы.

Содержание исполнительского блока отбирается в соответствии с целями формирования простых умений по применению теоретических знаний для ре­шения конкретных практических задач. Для этого подбираются комплекты ти­повых, комплексных и ситуационных (проблемных) задач. При этом типовые задачи, формирующие умения, в соответствии с дидактическими целями моду­ля целесообразно выстраивать по принципу возрастания сложности. С помо­щью комплексных задач у обучаемого в соответствии с дидактическими целями формируется комплексное умение на основе сформированных ранее простых умений. В процессе решения ситуационных, или проблемных, задач у обучае­мых формируется умение выполнять уже известные им действия в нетипичных условиях. Для координации работы с задачами исполнительского блока разра­батываются ориентировочные основы действий обучаемого.

Для формирования практических умений в исполнительский блок могут быть включены практические и лабораторные работы, упражнения и инструк­ционные карты.

При разработке содержания контролирующего блока для выявления уровня сформированности знаний и умений используются контрольные вопро­сы, вопросы для самопроверки, контрольные работы, проверочные практиче­ские задания и специально сконструированные тесты.

Тесты состоят из задания и эталона выполнения задания. В модульном обучении используются тесты, которые можно классифицировать по трем уровням усвоения. Выделяют тестыI, II, III уровней. Тесты первого уровня подразделяются на тесты опознания, различения, соотнесения. Проверку усвое­ния знаний на II уровне можно производить с помощью конструктивных тес­тов, тестов-подстановок, типовых задач. Тестами III уровня являются нетипо­вые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.

Методический блок содержит элементы организации и управления дея­тельностью обучаемого и обучающегося. При формировании содержания ме­тодического блока следует учитывать вид работы обучаемого: • работа «под руководством» модуля; • работу с модулем во взаимодействии с педагогом.

В случае, когда работа с обучающим модулем ведется во взаимодействии с педагогом, в методический блок включаются рекомендации по проведению занятий с описанием конкретной методики. Если же обучаемый работает «под руководством» модуля, ориентирами в его самостоятельной работе служат только ориентировочные основы действия и методические рекомендации по работе с модулем.

Деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

В настоящее время широкое распространение получило модульное обучение, основанное на деятельностном подходе в изу­чении профессии. Наиболее ярко системно-деятельностный подход в модуль­ных технологиях выражен в концепции профессионального обучения «Модули трудовых навыков» (МТН-концепции).

Принципиальной особенностью МТН-концепции является ориентация на индивидуальное изучение обучающимися модулей в последовательности, устанавливаемой программой. Другой особенностью МТН-технологии является трехуровневая система контроля знаний и навыков, приобретаемых в процессе обучения: после каждого учебного элемента, модульного блока и итоговый контроль по содержанию всей МТН-программы.

Согласно МТН-концепции образовательная программа состоит из отдель­ных модульных блоков, представляющих собой единицы содержания профес­сиональной деятельное! и с точно обозначенным началом и концом. Модульные блоки выделяются путем анализа будущей профессиональной деятельности.

В каждом модульном блоке устанавливается последовательность шагов (опера­ций) в процессе выполнения конкретного производственного задания. Подоб­ный анализ позволяет определить объем знаний, необходимых для осуществле­ния данной профессиональной деятельности, навыки когнитивного, психомо­торного и эмоционального характера. Особенность данной модульной системы заключается в том, что она направлена на привитие практических навыков обу­чающемуся при оптимально необходимом объеме теоретических знаний.

Модульный блок представляет собой логическую и приемлемую единицу содержания информации и определяется путем анализа конкретной профессио­нальной деятельности.

Модульный блок - это производственное задание, кото­рое представляет собой логически завершенную часть работы и имеет четко обозначенное начало и окончание.

Модуль трудовых навыков - совокупность производственных заданий или совокупность модульных блоков.

Основным средством обучения в МТН-концепции выступает учебный элемент, который представляет собой методическое пособие, содержащее блок целеполагания, блок формирования навыков и блок контроля и оценки.

Учебный элемент предназначен для освоения элементарной частицы дея­тельности. В зависимости от сложности навыка для его формирования могут использоваться от одного до нескольких учебных элементов.

Блок формирования навыков (или информационно-инструктивный блок) содержит теоретические положения или практические сведения по изучаемому вопросу. При отборе учебного материала этого блока происходит дифферен­циация содержания обучения. Здесь следует определить материал, который не­обходимо в достаточной степени раскрыть перед обучаемыми. Эффективность использования учебного элемента будет зависеть от полноты учебной инфор­мации, соответствующей конкретным дидактическим целям. При представле­нии информации целесообразно обратить внимание на механизм процесса ус­воения знаний, который определяет логический ряд: восприятие - понимание - осмысление - закрепление - применение.

Блок контроля и оценки включает проектирование контрольных заданий для проверки уровня усвоения изученного материала, достижения целей уче­ния, представленных в учебном элементе. Задания могут быть представлены в виде тестов, заданий.

Основную часть учебного элемента занимает информационно-инструктивный блок, состоящий из текста и иллюстраций. При формировании информационно-инструктивного блока используются принципы наглядности, доступности, научности.

 

 

11. Содержание общепрофессионального и профессионального циклов подготовки квалифицированных специалистов. Факторы, определяющие содержание профессиональной подготовки.

 

 

12. Методы теоретического обучения учащихся в системе начального профессионального образования.

 

Методы устного изложения учебного материала.

Рассказ – изложение материала в повествовательной форме, он имеет описательный характер, отличается логической стройностью и не требует разъяснений.

Беседа – вопросно-ответный метод организации учебно-познавательной деятельности. Эвристическая беседа, цель сообщить учащимся новые знания.

Объяснение – при изложении учебного материала применяется сравнение, сопоставление, анализ, вывод закономерностей, обоснование, решение задач, методы дедукции и индукции.

Лекции – характеризуется строгостью построения, целостным, последовательным изложением, раскрывает целую систему закономерностей, устанавливает связи между разделами, читается по крупным вопросам учебной программы, требует конспектирования и большого внимания учащегося.

Работа учащихся с книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, заполнение таблиц.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

метод иллюстраций предполагает показ учащийсяам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Наглядные пособия помогают лучше усвоить принцип, основную идею. При изучении технических предметов на первый план выступает конкретное устройство объекта, рабочая схема взаимодействия деталей и механизмов. Для тех.предметов наглядное средство часто является основным источником знания.

Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Одним из основных практических методов являются упражнения. Основная цель упражнений, проводимых в процессе изучения общетехнических и специальных предметов – формирование у учащихся умений практического использования полученных знаний. Упражнения являются также эффективным способом закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся.

Все разнообразие упражнений можно свести к трем основным типам: репродуктивные, творческие и поисковые упражнения.

Репродуктивные упражнения. Существенным их признаком является ограниченность заданного содержания области применения знаний. Это в основном задачи на выделение, понимания и выражения содержания понятого в заданном объекте.

Творческие упражнения. Выполняя упражнения такого типа, учащиеся используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, способы действия, приобретают умения решать субъективно новые для них проблемы познавательного и практического характера.

Поисковые упражнения – это тоже упражнения в творческом применении полученных знаний и умений, но проводимые на более высоком уровне мыслительной активности учащихся. Выделяются следующие виды поисковых упражнений: диагностические и конструкторские.

Лабораторно-практические работы. В профессиональном обучении лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служит одним из важных средств осуществления теории и практики. При этом, в одной стороны, достигается закрепление и совершенствование знаний учащихся, с другой – у них формируются определенные профессиональные умения, которые затем применяются в процессе производственного обучения.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

По дидактическим целям лабораторно-практические работы разделяются на иллюстративные и исследовательские; по способам организации – на фронтальные и нефронтальные.

Активные методы обучения. Основная цель деловой игры – формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. В ходе проведения деловых игр учащиеся в специально смоделированных условиях обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия и применять оптимальные решения, вести поиск неисправностей на основе заданных параметров, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс, решать экономические проблемы и т.п.

Особой разновидностью деловых игр являются ролевые и управленческие игры, когда учащиеся становятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами.

Семинар - один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Семинарские занятия обеспечивают: решение, углубление, закрепление знаний, полученных на лекции и в результате самостоятельной работы; формирование и развитие навыков творческого подхода к овладению знаниями и самостоятельному изложению их перед аудиторией; развитие активности студентов в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия; семинарам присуща также функция контроля знаний.

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором преподавателем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой учащийся усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Система общих методов проблемного обучения: 1) Объяснительно иллюстративный; 2) Репродуктивный; 3) Проблемное изложение; 4) Частично-поисковый; 5) Исследовательский метод.

Система методов проблемного обучения представляющая собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах):

1) монологическом. При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция;

2) рассуждающем; Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

3) диалогическом; Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

4) эвристическом; Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

5) исследовательском; Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Учащийся совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

6) метод программированных заданий. Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Факты, влияющие на выбор методов обучения. Условием эффективности выбора методов обучения является комплексный учет критериев их оптимального сочетания.

Первым из таких критериев является соответствие методов дидактическим принципам обучения.

Следующий критерий это соответствие методов целям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся. Реализуется этот критерий путем сравнительной оценки различных методов в решении данного круга задач, имею в виду, что эти возможности у различных методов различны.

Третьим критерием выбора методов является их соответствие специфике содержания обучения. Одно содержание может быть лучше раскрыто с помощью индуктивного, другое – дедуктивного метода, одно может позволить поисковое изучение его, другое окажется недоступным для применения такого метода.

Критерием выбора методов является также соответствие их избранным формам организации учебного процесса, так как общегруппные, бригадные, и индивидуальные формы работы потребуют различных методов обучения.

Каждый конкретный метод используется в учебном процессе в соответствии с определенными задачами.

При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дадут нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации учащихся, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала.

Одно из требований, которое определяет выбор методов и методологических приемов обучения – из разнообразие.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.
Выбор метода обучения зависит:

• от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ве­дущих установок современной дидактики;
• от особенностей изучаемого предмета;
• от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
• от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
• от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
• от возрастных особенностей студентов;
• от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);
• от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
• от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.

 

13. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели, структура планирование и организация совмещенного урока.

?

Совмещенный урок (4-6 ч.) Идея совмещения уроков ПО и спецтехнологии родилась в практике обучения. При традиционном сводно-тематическом планировании ПО и спецтехнологии разрыв в изучении смежных тем 2-4 недели. Изменить соответствующее положение можно корректировкой сводно-тематического планирования. Это одна из особенностей бинарного урока. Вторая - в планировании совмещенных уроков СТ и ПО по конкретной теме. Суть в том, что преподаватель СТ отбирает содержание теоретического материала, который целесообразно изучать одновременно с формированием практических умений (30-40 % целесообразно совмещать с ПО). Третья особенность касается структуры урока совмещенного обучения. Структура урока совмещенного обучения не совпадает со структурой урока ТО или ПО. Содержание нового теоретического материала дается порциями, за каждой из которых следует практическая деятельность.

Структуру СУ можно представить как последовательное чередование фаз. Каждая фаза состоит из двух шагов: 1)формирование знаний; 2) формирование умений и навыков.

Шаг теории - 10-15 минут, шаг практики - 20-30 минут.

В начале урока преподаватель, формируя интерес к изучению нового материала должен раскрыть всю изучаемую технологию работ в целом. Затем преподаватель переходит к блокам технологического процесса. Завершает урок заключительным инструктажем. Таким образом мы имеем следующую структуру СУ:

У = Фо + Ф1 +Ф2 +... + Фn + ФЗ; Ф1= Шт+Шп

где Фо - организация и целевая установка ориентировка учащихся в предстоящей работе, Ф1, Ф2, Фn

- 1-й шаг краткие теоретические знания;

- 2-й шаг практические упражнения. Залогом перехода от теории к практике явл. контрольные вопросы.

ФЗ - заключительная, сбор работ, анализ работ, выставление оценок по теории и практике.

План совмещенного урока:

1. Цель.

2. Задачи (образовательная, воспитательная, развивающая).

3. Вид урока - совмещенный.

4. Оснащение (дидактическое: плакаты, планшеты...; материально-техническое:...).

5. Структура (по фазам - между темами - вопросы).

«+» Совмещенное обучение ведет к сокращению времени, которое целесообразно использовать для совершенствования знаний и умений учащихся. Обычно эти уроки ведут мастер и преподаватель.

«-» Большой объем времени.

 

14. Урок теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.

Типы уроков теоретического обучения: урок (учебное занятие); учебно-практич. занятие;консультация;экзамен, зачет.

Способы проведения: уроки-лекции;киноуроки;уроки-беседы; и т.д.

По хар-ру познават. дея-ти уч-ся: уроки первичного восприятия фактов;уроки образования понятий; и т.д.

По основным дидактическим целям: уроки овладения новыми знаниями;уроки формир. и усвоения У и Н;уроки обобщения и систематизации знаний;уроки повторений;комбинированные уроки.

Традиционная структура урока – совок-ть его элементов, обеспечивающие целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах: 1)Организационный момент; 2) Опрос по пройденному материалу; 3) Объяснение нового материала; 4)Закрепление материала; 5) Домашнее задание.

При такой стр-ре ведущую деят-ть в процессе обуч-я выполняет препод-ль, который реализует объяснительно-иллюстративный подход к обуч-ю.

После 60-х гг. прошла апробацию стр-ра урока в условиях проблемно-развиваю-щего обуч-я.

Структура современного урока: 1) Организационный момент;2)актуализация (восстановление в памяти) опорных понятий;3)формирование новых знаний;4)применение сформированных знаний;5)Домашнее задание (носит творческий ха-р. Треб-ть от уч-ся не просто заучивания уч. мат-ла, а его систематизацию, обобщение).

Особенности стр-ры урока в ПТУ: Дидактическая стр-ра урока (актуализация опорных знаний; формир-е новых понятий; примен-е знаний, формир-е УН) не претерпевает изменений. Взаимосвязь общего и профес.образ-я влияет, галавным образом, на содерж-е первого (актуализация…) и третьего (применение…) этапов современного урока. Преподаватель в современной профес.школе свободен в выборе стр-ры, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обуч-я и восп-я. Однако здесь есть опасность, что в условиях произвольного сочетания этапов урока могут иметь место нарушения закономерностей познават.деят-ти уч-ся, которые приводят к снижению пед.эффекта.

Факторы, влияющие на выбор типа и стр-ры урока ТО.

Зависит: от поставленных целей, содержания изучаемого мат-ла, методов и приёмов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития уч-ся, места урока в уч. процессе, творческий хар-р работы уч-ля, конкретные условия работы в данном классе.

Для современного урока характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым уч.мат-ом и его практическим применением. Самостоятельная работа уч-ся орг-ся не только на этапе повторения и закрепления, на уже при изучении нового мат-ла, осущ-ся тесная связь м/д преподаванием и учением. На уроке повышается роль самсто-ой дея-ти уч-ся, применения приобр. ЗУН. Элементы поисковой дея-ти уч-ся исп-ся не только на уроках проблемного хар-ра, но и на отдельных этапах уроков всех типов (комбинированных, контрольных и т.д.).

Стр-ра современного урока поэтому отличается большим разнообразием, отражая специфику организации познават-ой дея-ти уч-ся и руководящей роли уч-ля.

Урок усвоения новых знаний: восприятие и осознание уч. мат-ла;осмысление в нём связей и отношений;обобщение и систематизация знаний.

Особенности построения методической подструктуры урока: 1)постановка целей и задач урока;2)организация начала урока;3)актуализация опорных знаний: (опрос; постановка демонстрационного эксперимента с целью повторения; решение задач для повторения формул.);4)формирование новых понятий, способов деятельности: (знакомство с новым материалом, постановке проблемы; обеспечение формирования планируемого уровня электротехнических знаний.); 5)применение сформированных знаний и умений: (решение электротехнических задач; задач с межпредметным содержанием; опрос.); 6).Д/3.

В ходе планирования урока пре-ль конструирует методическую подструктуру конкретного урока исходя из целевой установки, отбора и конструирования содержания и управляет учебно-познват. дея-ью уч-ся в ходе формирования ЗУН.

Метод. подст-ра хар-ся сочетанием методов и метод. приёмов, наиболее оптимальных для каждого конкретного урока и каждого конкретного преп-ля.

 

15. Наблюдение и анализ урока теоретического обучения.

Анализ уроков теоретического обучения. Анализ урока, как правило, начинается с определения его места в системе уроков по теме, разделу и формулировки темы урока — насколько она соответствует его содержанию.

Анализ целей урока. Здесь отмечаются два момента: насколько полно и четко сформулированы цели урока — образовательная, вос­питательная, развивающая в поурочном плане преподавателя и как они реализованы непосредственно на уроке.

Анализ структуры и организации урока. Оценивая рациональность структуры урока, руководитель должен учитывать место и роль данного урока в системе уроков по изучаемой теме программы, его дидактическую, воспитательную и развиваю­щую цель, особенности содержания и характер учебного материала, состав учащихся, оснащенность учебного кабинета. Необходимо так­же оценить соответствие реальной структуры урока запланирован­ной, целесообразность отступлений преподавателя от плана, если такие имели место.

Наряду с оценкой рациональности избранной последовательности элементов урока важно оценить оптимальность количества времени, выделенного на каждый из них.

Анализ содержания урока. Анализируя урок по содержанию учебного материала, необходимо определить соответствие его требованиям учебной программы. При этом важно, во-первых, установить полноту, целостность охвата содержани­ем урока соответствующих положений программы, во-вторых, — не упустить из виду нежелательное превышение программных требова­ний, что порою имеет место и ведет к перегрузке учащихся.

Анализ методики проведения урока. Центральным звеном анализа урока является оценка выбора и эффективности применения методов и приемов учебной работы пре­подавателя и учащихся, их сочетания.

С этой целью выясняются следующие вопросы: какие методы и методические приемы были использованы на уроке, в какой степени эти методы соответствовали учебно-воспитательным задачам данно­го урока, содержанию учебного материала, степени его сложности, уровню подготовленности учащихся; какие сочетания методов ис­пользовались и насколько они рациональны; в какой степени осуще­ствлялись обучающие, воспитывающие и развивающие функции ме­тодов, применяемых преподавателем на уроке; как используемые методы способствовали развитию мышления, памяти, речи учащих­ся, углублению интереса к изучаемому предмету; в какой степени методы преподавания стимулировали познавательную активность учащихся; как они формировали навыки и умения самостоятельной учебной работы (умения самостоятельно приобретать знания).

Важными компонентами педагогического анализа урока являются оценка его воспитательного влияния на учащихся, анализ содержа­ния, методики и организации контроля и оценки знаний и умений учащихся, содержания и процедуры выдачи учащимся домашних за­даний.

Необходимым элементом педагогического анализа урока является заключение о его эффективности. Из других способов проверки ре­зультатов урока можно выделить краткий опрос учащихся проверяю­щим, выполнение учащимися миниконтрольных работ по заданию руководителя, ознакомление с тетрадями учащихся и др.

 

16. Методы производственного обучения.

Методы производственного обучения в целом аналогичны методам теоретического обучения. Тем более что в процессе производственного обучения присутствуют многие методические приемы теоретического обучения

Словесные методы:

Инструктаж – словесный метод, который реализуется через объяснение, беседу, иногда рассказ, работу с письменными источниками информации с одновременной демонстрацией трудовых приемов и наглядности пособий.Различают устный и письменный. Письменный – это информационные карты: справочный материал, изображение технологических процессов

Показ приемов трудовых действий. Этот метод имеет целью создание в сознании учащегося точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которыми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.

Упражнения - навыки и умения, как и их компоненты, формируются путем упражнений, являются в этом смысле основным методом произв. обучения. Под упражнениями понимается многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования.

Упражнения на тренажерах - проводятся в отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовывать такие упражнения в реальной производственной обстановке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.