Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уфимский филиал 4 страница




Нонконформизм — выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущая независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека.

Социально-психологический климат — относительно устойчивый эмо­циональный настрой, преобладающий в группе или коллективе, в котором со­единяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отноше­ние друг к другу, к работе и окружающим событиям.

Сплоченность групповая - один из процессов групповой динамики, ха­рактеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве кон­кретных показателей сплоченности, как правило, рассматриваются:

1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях;

2) степень привлекательности группы для ее членов.

Ценностно-ориентационное единство — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимыми для группы в целом.

 

8. Межличностные конфликты. Способы их разрешения и предотвращения.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Конфликт - наличие противоречия, разногласия интересов, потребно­стей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствую­щее достижению их целей, приводящее к противоборству

Типы конфликтов: Конфликт внутриличностный - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов.

Конфликт межличностный - самый распространенный вид конфликта, в основе которого лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей.

Конфликт между личностью и группой. Каждая группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Отступление от принятых норм группа рас­ценивает как негативное явление, что приводит к конфликту между личностью, и группой.

Конфликт межгрупповой. Учебное заведение, как и любая другая орга­низация, состоит из множества формальных и неформальных групп, между ко­торыми могут возникать конфликты (например, между руководством и испол­нителями, между сотрудниками различных подразделений и т.д.)

Конфликты могут иметь как негативные, так и позитивные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимо­отношений, то их называют функциональными(конструктивными) Кон­фликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений называют дисфункциональными(деструктивными). Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, по­нимать их причины и возможные последствия.

Конфликты могут быть реалистическими(предметными) и нереали­стическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сто­рон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения како­го-либо результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереали­стический, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся от­рицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, придать им конструктивный характер.

Выделяют следующие основные функциональныепоследствия кон­фликтов:

· проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них про­блемы:

· совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь,

· стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;

· улучшаются взаимоотношения между людьми.

Основные дисфункциональныепоследствия конфликтов:

· непродуктивные, конкурентные отношения между людьми;

· отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям;

· представление о противоположной стороне как о "враге", о своей по­зиции - как об исключительно положительной, о позиции оппонента - только как отрицательной;

· сворачивание или полное прекращение взаимодействия с другой сто­роны, препятствующее достижению общих целей:

· убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальных

проблем,

· чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, снижение мотивации учебной деятельности у учащихся.

Методы исследования межличностных отношений в группах:

Социометрия - (разработан Дж. Морено) социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в груп­пе. В результате социометрической процедуры составляются социометрическая матрица, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты груп­повой сплоченности, понимаемой как коммуникативной общностью.

Референтнометрическийметод - способ выявления референтности чле­нов группы для каждого входящего в нее индивида. Важной стороной референтнометрического метода является глубокая мотивированность поведения испытуемого, поглощенного способностью ознакомится с позицией, высказан­ной референтным для него лицом по поводу значимого объекта. Поэтому рефентнометрический метод позволяет выявить мотивы межличностных выборов, предпочтений в группе.

Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

1. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

2. Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека, повторяя: “Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв.

3. Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.

4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.

5. Решениепроблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, отличным от вас. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми... Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.

 

9. Понятие об общении. Виды и формы общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятель­ности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаи­модействия, восприятия и понимания партнера.

Общение - это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых обра­зованиях партнера.

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек стано­вится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопре­деляется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Общение полифункционально, что отражается во множестве существую­щих классификаций его функций.

Стороныобщения. В наиболее обобщенных классификациях выделяют­ся три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с уче­том отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.

Важная характеристика коммуникативного процесса - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); не­обходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии парт­неров при организации и выполнении совместной деятельности. Эта сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия -имеют значение и мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими харак­теристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека — идентификация и рефлек­сия.

Виды общения.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, ин­струментальное и целевое.

Деловоеобщение обычно включен как частный момент в какую-либо со­вместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Личностноеобщение сосредоточено в основном вокруг психологиче­ских проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, раз­решение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.

Инструментальное общение - это общение, которое не является само­целью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме удовлетворения от самого акта общения.

Целевое общение — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности в общении.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невер­бальное.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязатель­ного условия предполагает освоение языка.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или те­лесные контакты.

Функции общения

Информационно-коммуникативная - охватывающая процессы приема-передачи информации.

Регуляторно-коммуникативная - связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности.

Аффективно-коммуникативная - относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального со­стояния.

Главным средством общения в человеческом обществе является речь.

Речь - сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сто­ронами человеческого сознания.

Речь - могучий фактор психического развития человека, формирование его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды и убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи ста­новятся произвольными, управляемыми.

Речь - явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъ­ективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней

Язык - система знаков, функционирующих в качестве средств общения и орудия мысли.

 

10. Речь как форма коммуникативной деятельности.

Главным средством общения в человеческом обществе является речь.

Речь - сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сто­ронами человеческого сознания.

Речь - могучий фактор психического развития человека, формирование его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды и убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи ста­новятся произвольными, управляемыми.

Речь - явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъ­ективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней

Язык - система знаков, функционирующих в качестве средств общения и орудия мысли.

Виды речи: Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Внутренняя речь - это разговор человека с самим собой, который выра­жает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ей.

Внешняя речь бывает устной и письменной.

Устная речь - общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь - развернутая и связная речь (ораторское выступле­ние, доклад, лекция).

При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается, пере­страивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь имеет большую компози­ционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюде­ния грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложе­нии того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь - речь, при которой активны в равной степени все ее участники.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются го­ворящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, допол­нения, пояснения.

Письменная речь - это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).

Пользование письменной речью создает необходимость добиваться мак­симально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

Функции речи: В общении (коммуникация, экспрессия); В мышлении (сигнализация, обобщение).

Коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействии друг на друга.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к со­держанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явле­нии.

Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и что это позволяет реализоваться мышлению.

 

11. Понятия о деятельности. Структура деятельности

Деятельность - это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта (рис 39).

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

Основные черты деятельности:

1) Обеспечивает создание мат. условий жизни человека, удовлетворение естественных чел. потребностей.

2) Становится фактором развития дух-го мира чел-ка, формой и условием реализации его куль-х потребностей.

3) Является сферой реализации чел-ком своего личностного потенциала, достижения жиз-ных целей, успехов.

4) Создает условия для самореаизации чел-ка в системе общ-ных отношений, для реализации его соц. отношений.

5) Является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития.

6) Обеспечивает познание и преобразование окруж-го мира.

 

 

Особенности деятельности:

Общественных хар-р. Все виды деятельности по своему содержанию и способам выполнения – продукт общ. – исторического развития чел-ка.

Целенаправленность. Человек в своей деятельности всегда руководствуется сознательно поставленными целями, которые достигаются им с помощью сознательно организуемых средств или способов действия.

Плановость. Любые действия представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Систематичность. Деятельность человека носит длительный, повседневный, систематический хар-р.

Основные аспекты анализа деятельности:

Генетический. Исходной формой любой чел-кой деятельности является соц-я совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю.

Структурно-функциональный. В основе такого рассмотрения лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности «на единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется содержание психического отражения.

Динамический. При рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка обуславливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.

Структура деятельности.

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы цель и результат (рис.).

Близкие - далекие

 

12. Психологические характеристики учебной и профессиональной деятельности.

 

 

13. Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание как психический феномен. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет контроль над своим поведением. Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой – психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности.

Основные характеристики внимания: Направленность – человеческому сознанию свойствен выбор, выделение, избирательность. У бодрствующего человека психическая деятельность всегда на что-либо направлена. В трудовой деятельности, учебных занятиях и т.д. люди постоянно выделяют объекты, на которые направляется их деятельность.

Сосредоточенность – человек почти всегда бывает на чем-то сосредоточен. Эта сосредоточенность проявляется в том, что определенная часть окружающего более ясно и отчетливо осознается, чем все остальные. Все постороннее, не относящееся к тому, чем занято человеческое сознание, отражается смутно и неотчетливо.

Активность – способность произвольно направлять и сосредоточивать внимание выражает активность человека. Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.

Различают виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное (пассивное, эмоциональное) – не требует приложения усилий (возникает непреднамеренно), оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем (ориентировочный рефлекс или «рефлекс что такое?»). Особое значение имеет контрастность раздражителей. Внезапно наступившее молчание настораживает, а при полной тишине даже самый слабый шорох привлекает внимание. Непроизвольное внимание вызывают объекты, связанные с потребностями, чувствами и желаниями, переживаемыми человеком в данный момент. Зависит от знаний человека, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений, от всего богатства его прошлого опыта. Основная функция заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение.

Произвольное (активное, волевое) внимание свойственно только человеку и носит отчетливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что непосредственно их интересует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью (заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо»). причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей. Основной функцией является активное регулирование протекания психических процессов. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему ведения, выделять главное, принимать решения.

Послепроизвольное внимание возникает после того, как вызвано произвольное внимание, обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними условиями и внутренними условиями деятельности.

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны рассматриваться как независимые друг от друга.

Преподаватель сталкивается с коллективным вниманием – одновременной сосредоточенности самостоятельно работающих учащихся, на него нельзя механически переносить особенности индивидуального внимания.

Основные свойства внимания:Устойчивость – способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Внимание устойчиво до тех пор, пока выполняемая работа активизирует деятельность человека, дает пищу для мышления, фантазии т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, воспринимаемых одновременно. Зависит от степени знакомства с материалом, заинтересованности, от наличия или отсутствия связи между одновременно воспринимаемыми объектами. При восприятии множества простых объектов в течение 1-1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7-9- элементам.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, который в данный момент оказывается теснее связанным с потребностями. Может обуславливаться необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха.

Распределение внимания – возможность одновременно выполнять две или несколько деятельностей, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам. Зависит от степени автоматизации привычных действий.

Избирательность внимания – способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация (интенсивность) внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем концентрации является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

 

14. Понятие о памяти. Виды и процессы памяти. Способы развития памяти.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закрепле­нии, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Различают следующие процессы памяти: Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной ин­формации, которая является необходимым условием обогащения опыта челове­ка новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание протекает в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольноезапоминание - сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренноезапоми­нание (заучивание) - запоминание с целью сохранения материала в памяти.

В соответствии с целями деятельности, в которую включено запомина­ние, оно может быть:

произвольным, когда определяется сложной, целенаправленной умствен­ной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче;

непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. В соответствии с этим обычно различают ме­ханическое и смысловое (логическое) запоминание. Осмысленное запоминание основывается на логических связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.