Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уфимский филиал 5 страница




Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относи­тельно длительного периода времени. Сохранение имеет две стороны: собст­венно сохранение и забывание.

Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографи­ческой) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информа­ция о различных событиях нашей жизни. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроиз­ведения ранее закрепленного в памяти.

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее. Воспроизведение имеет несколько уровней: узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта; воспоминание, которое осуществляется в отсутствие восприятия объекта; припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспро­изведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач; реминисценцию - как бы непроизвольное воспроизведение давно, каза­лось бы, забытого.

Различают следующие виды памяти:

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности.

Наглядно-образная память - это память на представления, которые воз­никают на основе ощущений и восприятий (зрительных, слуховых, осязаемых, вкусовых).

Словесно-логическая память - это память на смысл изложения, его ло­гику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме ин­формации.

Двигательная память - память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки.

Эмоциональная память - это память на переживания.

2. По продолжительности закрепления и сохранения материала.

Мгновенная память - это память связана с удержанием точной и полной картины только воспринимаемого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это -память образ.

Кратковременная память - это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.

Долговременная память - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Оперативная память - это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

3. По характеру целей деятельности

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в кото­ром отсутствует цель что-то запомнить или припомнить.

Произвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором присутствует цель что-то запомнить или припомнить.

4. По способу запоминания

Механическая память - это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Смысловая (логическая) память - это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

 

15. Понятие о мышлении. Логические формы мышления и мыслительные операции. Условия размышления.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремле­нии к познанию всего окружающего шире, вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.

Основные формы логического мышления:

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов По­нятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо Суждения могут быть ис­тинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Мыслительные операции:

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на со­ставляющие его части или характеристики.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мыс­ленно переходить от частей к целому.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сход­ства и различия между объектами.

Обобщение - мыслительное объединение предметов и явлений по их об­щим и существенным признакам.

Абстрагирование - отвлечение - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

Виды мышления:

Наглядно(конкретно) - действенное мышление - вид мышления, опи­рающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразова­ние ситуации в процессе действий с предметами

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся на представление и образы, функции образного мышления связаны с представлением ситуации и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобра­зуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление - направлено на решение теоретических за­дач, лишь опосредовано связанных с практикой.

Практическое мышление - направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Аналитическое (дискурсивное) мышление - совершается путем логи­ческих умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрения» решения без осознания путей и условий его получения. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, подчеркнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения

 

 

16. Понятие воли. Функции воли. Волевые свойства личности.

Понятие воля возникает в новое время, время «возрожденческих страстей» одновременно с личностью. За человеком признается право на творчество и даже на ошибку. Только отклонившись от нормы, выделившись из рода, он становится личностью. Главной ценностью личности является свобода воли. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутрен­ние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Определенный интерес представляет трактовка воли И.П. Павловым, который рассматривал ее как «инстинкт» (рефлекс) свободы, как проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность.

Функции воли.

- сверхмотивация – эмоциональное напряжение, придающее дополнительную энергию мотиву, встречающему трудности на пути своего удовлетворения;

- свобода выбора между несколькими притягательными стремлениями;

- сознательная саморегуляция активности человека в затрудненных условиях жизнедеятельности; в основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы; в соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие - активизирующую и тормозящую; иногда первую функцию обозначают термином побудительная или стимулирующая.

Волевые свойства личности. Волевое действие каждого человека является отражением относительно устойчивой структуры личности. Воля позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами.

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего - в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли. Сила воли проявляется также и в том, от каких соблазнов и искушений отказывается человек, как умеет сдерживать свои чувства, не допускать импульсивных действий.

Обобщенной характеристикой волевого действия является и целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности, которая является важнейшим мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение личности руководствоваться определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процесс исполнения.

Первый пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность и самостоятельность. Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Инициативность тесно связана с самостоятельностью. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

На этапе побуждения волевого действия важно такое качество воли, как выдержка. Выдержка позволяет затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации. Сдержанный человек сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. Выдержка - это проявление тормозной функции воли. Понятие выдержка гораздо шире понятия самообладание - способность человека внешне не проявлять свои реакции.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется и в выборе доминирующего мотива, и в выборе правильных действий, и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Однако к нужному сроку все переживания отбрасываются, и своевременно принимается правильное решение. Существенной предпосылкой решительности является смелость как умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

Важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичные люди могут сконцентрировать все свои силы на достижении целей. Однако нередко энергичное поведение наблюдается лишь на начальных этапах выполнения действия. Настойчивость - умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов - над мгновенными импульсами и минутными желаниями. Однако в зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно изменяются. Так, отрицательная самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты, потеряет веру в себя и совсем откажется от деятельности. Положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование.

Совершая то или иное волевое действие, личность несет ответственность за все его последствия. В зависимости от существующих критериев действие может рассматриваться как благодеяние или как злодеяние. Люди различаются между собой не только в зависимости от валентности производимых деяний, но также по тому, кому они склонны приписывать ответственность за свои деяния.

Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам (внешняя, экстернальная, локализация контроля) или же собственным усилиям и способностям (внутренняя, интернальная локализация контроля).

 

17. Понятие о темпераменте. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.

Темперамент - это совокупность индивидуальных, относительно устой­чивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наи­более устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особен­ностями человека. От этих свойств зависит динамика психических процессов и состояний, психической деятельности в целом. Свойства нервной системы и обусловленные ими свойства темперамента влияют на память, внимание, пер­цептивные процессы, двигательные навыки человека. Эти свойства в большей степени определяют не то, что он делает, а то, как он это делает.

Ученый И.П. Павлов теоретически обосновал и экспериментально под­твердил роль в динамических процессах центральной нервной системы. Им бы­ло выделено три основных свойства нервной системы: сила (возбуждения и торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Соотношение типов нервной системы и темперамента, по И.П. Павлову.

Типы нервной системы Сильные Слабые
Безудержный Живой Инертный
Особенности нервных процессов: Сила Уравновешенность Подвижность Сильный Неуравнове­шенный Подвижный Сильный Уравнове­шенный Подвижный Сильный Уравновешенный Инертный Слабый Неуравнове­шенный Подвижный или инертный
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

 

Кроме указанных выше были выявлены и другие свойства нервной систе­мы, связанные с темпераментом:

•сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

•реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние или внутрен­ние раздражители;

•активность свидетельствует о том, насколько энергично человек воз­действует на окружающий мир, познает его, преодолевает препятствия на пути к поставленной цели;

• соотношение реактивности и активности показывает: чем в большей степени определяется поведение человека - случайными факторами (настрое­ние, поведение окружающих и т.д.) или его стойкими намерениями, убежде­ниями;

• пластичность и ригидность свидетельствует, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или на сколько инертно и косно его поведение (ригидность);

• темп реакций характеризует скорость протекания различных психиче­ских реакций и процессов;

• экстравертированность - интровертированность определяет от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от направленно­сти личности на внешний мир, на окружающих людей, события (экстраверт), или от направленности личности на свой внутренний мир, на собственные пе­реживания и мысли (интроверт);

• эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой силой она возникает.

Общая психологическая характеристика типов темперамента.

Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладая высокой психической активностью, работоспособностью, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Это продуктивный деятель, но лишь тогда, когда деятельность представляет для не­го интерес. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом. Эмоции сангвиника, преимущественно положительные, быстро возникают и быстро сменяются. Высокая пластичность у него проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. Сангвиник лепсо сходится с новыми людьми, быстро при­выкает к новым требованиям и обстановке. Без особых усилий он не только пе­реключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события.

Холерик. Человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляя нетерпение, вспыльчивость, несдержанность. Не­уравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в плане активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и после недолгого "всплеска" наступает упадок сил. Чередование положительных циклов подъема настроения с отрицательными циклами спада обуславливают неровность поведения и са­мочувствия холерика, его повышенную подверженность невротическим срывам и склонность к конфликтам с людьми.

Флегматик. Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего все психические процессы его протекают замедлен­но. Настроение стабильное, ровное. Его речь равномерна, без резко выражен­ных эмоций, жестикуляции и мимики. Флегматик обладает большой работоспо­собностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражите­лям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожида> шых новых си­туациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от вырабо­танных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, тяжело приспосабливается к новым условиям.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающей повы­шенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержан­ностью моторики и речи. Настроение его очень изменчиво, но чаще он бывает, грустен, подавлен, тревожен. Незначительный повод может вызвать обиду, сле­зы. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолик обна­руживает такие ценнейшие качества личности, как мягкость, тактичность, де­ликатность, чуткость, отзывчивость.

Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности. Роль темперамента в труде заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызванных неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существует 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализует лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения.

 

18. Понятие о характере. Формирование характера Акцентуации характера.

Характер - это целостное образование личности, определяющее особен­ности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности. Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обуславливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Характер возникает и формируется в обществе. Типические черты общест­ва проявляются в характере человека по-разному, в зависимости от его интере­сов, способностей, чувств, мотивов. На разных возрастных этапах человека формирование его характера зави­сит от жизненного опыта, условий жизни, преобладающих форм деятельности, условий воспитания и самовоспитания. Характер - это не простая совокупность, случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны и образуют цело­стное структурное образование. Структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт: некоторые из них являются основными, определяющими, ведущими, дру­гие - второстепенными. Основные черты в той или иной мере подчиняют себе второстепенные, влияют на них, обуславливая их проявление или не проявле­ние.

В структуре характера выделяются следующие группы черт, выражаю­щих различное отношение личности к действительности.

К первой группе относятся черты, проявляющиеся по отношению к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малозна­комым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, так­тичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к деятельности. Так к числу наиболее ценных черт характера относятся добро­совестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

Третья группа — это система отношений человека к самому себе. Скром­ность и самовлюбленность, самокритичность и самоуверенность, гордость и приниженность, неуверенность в своих силах.

Четвертая группа включает черты, характеризующие отношения личности к вещам, не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.п.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные компоненты, кото­рые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

• динамикой воли (решительность, настойчивость, самообладание, само­стоятельность, инициативность, твердость при осуществлении намеченной це­ли);

• спецификой проявления эмоций человека, которые сопровождают те или иные его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие);

• интеллектуальными особенностями человека (глубокомыслие, сооб­разительность, находчивость, любознательность);

• взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важното, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречащие друг, другу).

Акцентуация характера (акцентуированные свойства характера) - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении опре­деленного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной ус­тойчивости к другим. Поэтому акцентуация всегда предполагает усиление сте­пени выраженности определенной черты характера субъекта на фоне других особенностей.

В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, она не проявляется в поведении и не препятствует социальной адаптации. Это так называемая скрытая (латентная) акцентуация, которая представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выра­женный совсем. Такая акцентуация может появиться неожиданно под воздейст­вием каких-то одних стрессогенных (психогенных) факторов. Определение уровня выраженности вида акцентуации позволяет увидеть какие трудности социальной адаптации испытывает человек, какие побуждения в мотивационной сфере являются у него ведущими, позволяет прогнозировать его поведение, особенно в социально неблагополучных, осложненных ситуаци­ях. Человек, знающий "трудности" своего характера, может при желании кон­тролировать свое поведение, вовремя подавляя те или иные нежелательные для себя и окружающих формы реагирования.

Классификация акцентуаций характеров подростков, по Личко.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии.

3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью на­строения.

4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью, капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Осо­бенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рас­суждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больпе сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них со­четается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с поспешно­стью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осто­рожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкну­тость.

8. Эсилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружаю­щих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда по­стоянного внимания к собственной особе.

10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повы­шенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к без­делью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе и профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

 

19. Понятия о способностях. Структура способностей Возможности формирования и развития способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения ЗУН, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Задатки как предпосылки для развития способностей. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формирует их. Анализ проблемы способностей был дан Тепловым. Согласно развитой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности – не статичные, а динамические образования, из формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Задатки весьма многозначны, они – лишь предпосылки развития способностей. Способности развиваются на из основе, обусловливаются, но не передаются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обуславливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.