Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уфимский филиал 3 страница




С ростом и развитием крупного капиталистического производства потребовалась массовая подготовка рабочих кадров. Технология производства становилась сложнее. Новую систему разработали инженеры Д.К.Советкин и В.П.Макаров, ее суть состояла в следующем: на основе анализа содержания труда токаря, слесаря и т.д. ими были выделены составные элементы – приемы труда, входящие в состав трудовой деятельности. Данная система привлекла внимание педагогов Европы и Америки. Позднее она стала называться операционной.

Однако в «чистом» виде операционная система применялась недолго. В 1890г. С.А.Владимирский предложил новую систему обучения – предметно-операционную (при изготовлении первого предмета осваивались наиболее легкие 3-4 операции, а при изготовлении последующих – наиболее сложные). Недостаток - уч-ся не усваивали отдельные трудовые операции, т.к. недостаточно упражнялись в их выполнении.

Дальнейшее совершенствование методики производственного обучения привело к созданию новой системы. В начале 40-х гг., была разработана операционно-комплексная система. Суть - при исследовании трудового процесса выделялись отдельные операции и комплексы операций.

При рыночных отношениях предполагается формирование рынка труда, ориентированного на квалифицированный труд. Это привело к созданию новой системы. Блочно-модульное профессиональное обучение рабочих – это, по существу, ступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве, позволяющая осуществлять их непрерывное обучение. Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деят-ть м.б. прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства. Непрерывное обучение должно гарантировать профессиональное продвижение рабочих, которое предусматривает: рост в рамках одной профессии до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.

 

 

27. Сущность проблемно-развивающего обучения. Общая характеристика и классификация методов проблемно-развивающего обучения.

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором преподавателем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Сущность проблемного обучения заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателе», «исследователей». При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он, доводит, в необходимых случаях, объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

Методы проблемно-развивающегося обучения:

Монологический метод. Изучаемый материал излагается преподавателе в словесной форме; у учащихся доминирует исполнительская деятельность или деятельность по образцу. Широко распространен, т.к. его реализация проста.

Показательный метод. Осмысление, решение проблем, активная постановка демонстрационного эксперимента при объяснении учебного материала; репродуктивная деятельность учащихся, направленная на осмысление логики изложения учебного материала.

Диалогический метод. В диалоге между преподавателем и учащимся решаются поставленные проблемы, в то же время в ходе диалога учащимся задаются репродуктивные вопросы, активизирующие работу памяти, предусматривающие повторение опорных понятий.

Эвристический метод. Материал изучается в ходе беседы; деятельность преподавателя носит инструктивный характер; объяснение учебного материала сочетается с постановкой проблемных вопросов. Проблемные задачи (вопросы) решаются с учащимися с помощью преподавателя.

Исследовательский метод. Организация учебно-воспитательной деятельности учащихся по изучению учебного материала; инструктаж со стороны преподавателя при ведении учебного эксперимента; учебно-познавательная деятельность учащихся носит в основном исследовательский характер.

 

 

28. Педагогические технологии. Функции, принципы, классификация.

Педагогическая технология -это междисциплинарный конгломерат идей, тенденций, концепций, систем, подходов, способов, методов и средств обучения, используемых для повышения эффективности образования и имеющих связи (отношения)со всеми отраслями педагогической теории и практики.

Технология - это научное знание о мастерстве, дающем конкурентоспособную продукцию, т.е. э т о -признак высшей технологичности процесса обучения. Одним из факторов интенсивного обучения является модульная форма организации учебного процесса.

Предметом педагогической технологии является конструирование высокотехнологичных педагогических систем (ПС). Уровень технологичности ПС зависит от двух главных условий: подготовленный персонал + развитая инфраструктура. Последний термин является сложным (от лат. Infra - ниже + structura - строение) и означает комплекс подструктур, обслуживающих ПТ как отрасль педагогического знания.

В инфраструктуру ПТ входят:

1. Учебные заведения (преимущественно, университеты), готовящие профессиональных педагогов-технологов по специальным программам.

2. Центры ПТ, действующие при высших учебных заведениях и других педагогических организациях.

 

 

30. Построение понятийно-терминологического аппарата методики профессионального обучения.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

1. Понятие о личности. Естественная природа и социальная сущность человека как личности.

2. Основные компоненты структуры личности.

3. Потребности как источник активности личности. Виды потребностей, их классификация.

4. Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов.

5. Понятие о направленности личности. Интересы, убеждения, установки.

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем опре­деленного общества, определенной социальной группы, занимающийся опре­деленным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

· развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и дейст­виях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни,

· активностью - стремлением выйти за пределы реализованных воз­можное, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности;

· наличием «Я-образа» - системы представлений человека о себе реаль­ном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоува­жения, уровне притязаний и т.д.;

· направленностью - устойчивой системой мотивов: потребностей, ин­тересов, идеалов, убеждений и т.д.;

· способностями, свойствами и качествами обеспечивающими успеш­ность в выполнении определенной деятельности;

· характером, представляющим собой совокупность устойчивых инди­видуальных свойств человека, обуславливающих типичные для него способы поведения и эмоциональное реагирования.

Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее не­повторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

 

Структура личности (К.К. Платонов)

  Подструктура личности Подструктура подструктур Соотношение биолог. соц. Способ формирования
I Направленность личности Интересы, склонности, способ, идеал, мировоззрение, интересы, т.д социальное Воспитание
II Соц. уровень ЗУН, привычки и т.д. Учение
III Псих. уровень Память, внимание, мышление, чувства, эмоции и т.д.   биологическое Упражнение (с каждым разом все лучше)
IV Биопсих. уровень Пол, возраст, темперамент, травматизм (крыша) Тренировка (повторение пройденного)

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.

Наиболее известной, является динамическая функциональная психологи­ческая структура личности К.К. Платонова.

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формиру­ется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремле­ния, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности про­являются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды по­требностей.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с за­метным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная под­структура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.

Биопсихологические свойства. Это биологически обусловленная под­структура объединяет типологические свойства личности, половые и возрас­тные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной сте­пени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга.

Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процес­сов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изу­чает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды.

Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко вы­раженный конец.

Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, воспри­ятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), эмоциональные и воле­вые.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного че­ловека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, ха­рактер, способности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в дан­ный момент времени. К психическим состояниям относятся: 1) проявления чувств - настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и прочее; 2) про­явления внимания — сосредоточенность, рассеянность; 3) проявления воли — решительность, собранность; 4) проявления мышления — сомнения; 5) проявле­ния воображения - грезы и прочее.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. К психическим образованиям относятся реакция, подражание, навык и т.д.

Социально-психологические явления и процессы - это психологиче­ские феномены обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга, их принадлежностью к определенным социальным общ­ностям. К ним относятся идентификация, конформность, межличностное вос­приятие и т.д.

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обес­печивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности.

Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуж­дой в объектах необходимых для его существования и развития, и выступаю­щая источником его активности.

В отличие от представителей животного мира, удовлетворение потребно­стей у которых непосредственно связано с той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора и т.д.), человеческие потребности явля­ются следствием развития производства и культуры. Если потребности живот­ных можно назвать органическими, то человеческие потребности преобразуют­ся в «надорганические», опосредованные предметной деятельностью.

Потребности человека имеют и общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потреб­ностей используются результаты общественного труда. Сочетанием личного и общественного в потребностях можно объяснить тот факт, что большинство потребностей тесно связано с потребностями общества, коллектива, группы, к которым он принадлежит.

Потребности различают по происхождению и по предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятель­ности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей отно­сятся как предметы, которые служат удовлетворению какой-либо естественной потребности в условиях той или иной сложившейся культуры, так и предметы необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По характеру предмета потребности могут быть материальными и ду­ховными.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов обществен­ного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем матери­альной по предмету, культурной по происхождению - либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обес­печивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности.

Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуж­дой в объектах необходимых для его существования и развития, и выступаю­щая источником его активности.

В отличие от представителей животного мира, удовлетворение потребно­стей у которых непосредственно связано с той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора и т.д.), человеческие потребности явля­ются следствием развития производства и культуры. Если потребности живот­ных можно назвать органическими, то человеческие потребности преобразуют­ся в «надорганические», опосредованные предметной деятельностью.

Потребности человека имеют и общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потреб­ностей используются результаты общественного труда. Сочетанием личного и общественного в потребностях можно объяснить тот факт, что большинство потребностей тесно связано с потребностями общества, коллектива, группы, к которым он принадлежит.

Потребности различают по происхождению и по предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятель­ности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей отно­сятся как предметы, которые служат удовлетворению какой-либо естественной потребности в условиях той или иной сложившейся культуры, так и предметы необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По характеру предмета потребности могут быть материальными и ду­ховными.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов обществен­ного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем матери­альной по предмету, культурной по происхождению - либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Мотивы - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотив - это способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Мотивация - это совокупность мотивов, побуждающих человека к ак­тивной деятельности.

Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетво­рить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Мотив и есть промежуточное средство удовлетворе­ния потребности, побуждающее человека к конкретной деятельности.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или во­все неосознаваемыми.

Осознанные - человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к дея­тельности, что является содержанием его потребности. Характеризуется: инте­ресами, убеждениями, идеалами.

Интересы - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо облас­ти, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать всоответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Неосознанные - человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

Характеризуется: установками, влечением.

Влечение - инстинктивное желание, побуждающее индивида действо­вать в направлении удовлетворения этого желания.

По мнению психологов, влечение - первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмысле­нием и в результате осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности. По своему содержанию влечение обычно прими­тивны, элементарны, связаны с биологическими потребностями. Например, по­ловое влечение, влечение к огню и т.д.

Установка - неосознаваемое личностью состояние готовности, предрас­положенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установка - это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним, сфор­мированная в прошлом опыте. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно необосно­ванных выводов из некоторых фактов личного опыта человека, либо это ре­зультат некритичного усвоения стереотипов мышления - стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.

Установки по отношению к различным фактам общественной жизни мо­гут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубежде­ния.

В структуре установки выделяют три подструктуры:

· когнитивная подструктура - есть образ того, что готов познать и вос­принимать человек;

· эмоционально-оценочная подструктура - есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

· поведенческая подструктура - готовность определенным образом дей­ствовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в кото­ром выражаются потребности, мотивы, мировоззрения, установки и цели ее жизни и деятельности.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами лич­ности. Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются моти­вами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

· влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленно­сти;

· желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне оп­ределенному;

· стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

· интерес - познавательная форма направленности на предметы;

· при включении в интерес волевого компонента он становится склонно­стью,

· конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склон­ности есть идеал,

· мировоззрение — система философских, эстетических, этических, есте­ственнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

· убеждение - высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Методы исследования личности

1. L - методы (от life - жизнь): а) данные наблюдения; б) генетический метод; в) психобиографический; г) анализ оценки экспертов и т.д.;

2. Q - метод (от question - вопрос): а)опросники; б) шкалы самооценок и т.д.

3. Т - метод (от test - испытание)

Изучение личности с помощью объективных тестов в контролируемой экспериментальной ситуации.

 

6.Понятие о группах. Виды и классификация групп.

1. По размеру:

Большая группа (условная) - количественно не ограничиваемая общ­ность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

Большая группа (реальная) - значительная по размерам и сложно орга­низованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную дея­тельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.).

Малая группа - (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

2. По непосредственности взаимосвязей

Условная группа — объединенная по определенному признаку (характе­ру деятельности, полу, возрасту и т.д.).

Реальная группа - это объединение, где люди связанны реальными кон­тактами (например, группа однокурсников).

3. По общественному статусу.

Формальная (официальная) группа - реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в ус­ловиях общественного разделения труда объединены социально заданной дея­тельностью, организующий их труд.

Неформальная (неофициальная) группа - реальная социальная общ­ность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объеди­ненная на основе интересов, дружбы и симпатий.

4. По значимости

Референтная (эталонная) группа - под воздействием которой человек оформляет свои оценки, взгляды, находит образцы для подражания и им следу­ет, которой он дорожит.

Нереферентная группа - это такая группа, психология и поведение ко­торой чужды для индивида или безразличны для него.

Антиреферентная группа - это такая группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

5. По уровню развития низкий уровень

Диффузная группа - общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников (например, экскурсия, попутчики в ва­гоне и т.д.).

Ассоциация - группа, в которой отсутствует объединяющая ее совмест­ная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опо­средствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

В зависимости от общественной направленности различают:

Просоциальные ассоциации — общность, где высокий уровень развития социальных ценностей лишь в очень слабой мере опосредствует групповые процессы. Возможно, это только что созданная группа с далеко еще не сло­жившейся совместной деятельностью. Здесь успех одного человека не опреде­ляет успешности деятельности других и неудача одного не влияет на результа­ты другого. Нравственные ценности в такой группе функционируют, но не от­работанные в процессе общения и совместного труда, а привнесенные из широ­кой социальной среды.

Асоциальные ассоциации - это группа, где обнаруживается зависи­мость от асоциальных взглядов и представлений.

Корпорация - это организованная группа, характеризующая замкнуто­стью, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противо­поставляющая себя другим социальным общностям. Межличностные отноше­ния в корпорации опосредствуются асоциальными, а зачастую антисоциальны­ми ценностными ориентациями, высокий уровень

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отно­шений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистическим самоопределением, коллек­тивистической идентификацией и т.д.

 

7. Феномены межличностных отношений. Социалъно-психологи-ческий климат.

Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека человеком.Важнейшие из изученных механизмов восприятия межличностного следующие: 1) идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) рефлексия социально-психологическая - понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания, 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на не­го характеристик какой-либо социальной группы и пр.

Коллективистическая идентификация - это феномен межличностных отношений, который предполагает такую мотивацию отношений к товарищу как члену коллектива, когда субъект, исходя из высоких нравственных миро­воззренческих принципов, реально, действенно относится к другим, как к са­мому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе.

Коллективистическое самоопределение - особая форма самоопределе­ния личности; избирательное отношение индивида воздействием конкретной группы, выражающиеся в принятии им одних и отвержением других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, идеалов и т.д.

Конформность - подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость - это непроизвольная податливость че­ловека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Конформизм - это созна­тельная уступчивость человека мнению, большинства группы, для избежания конфликта с ней. Различают а) внутреннюю личную конформность - дейст­вительное преобразование индивидуальных установок в результате внутренне­го принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная; б) внешнюю конформность - демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.