КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уфимский филиал 3 страница
С ростом и развитием крупного капиталистического производства потребовалась массовая подготовка рабочих кадров. Технология производства становилась сложнее. Новую систему разработали инженеры Д.К.Советкин и В.П.Макаров, ее суть состояла в следующем: на основе анализа содержания труда токаря, слесаря и т.д. ими были выделены составные элементы – приемы труда, входящие в состав трудовой деятельности. Данная система привлекла внимание педагогов Европы и Америки. Позднее она стала называться операционной. Однако в «чистом» виде операционная система применялась недолго. В 1890г. С.А.Владимирский предложил новую систему обучения – предметно-операционную (при изготовлении первого предмета осваивались наиболее легкие 3-4 операции, а при изготовлении последующих – наиболее сложные). Недостаток - уч-ся не усваивали отдельные трудовые операции, т.к. недостаточно упражнялись в их выполнении. Дальнейшее совершенствование методики производственного обучения привело к созданию новой системы. В начале 40-х гг., была разработана операционно-комплексная система. Суть - при исследовании трудового процесса выделялись отдельные операции и комплексы операций. При рыночных отношениях предполагается формирование рынка труда, ориентированного на квалифицированный труд. Это привело к созданию новой системы. Блочно-модульное профессиональное обучение рабочих – это, по существу, ступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве, позволяющая осуществлять их непрерывное обучение. Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деят-ть м.б. прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства. Непрерывное обучение должно гарантировать профессиональное продвижение рабочих, которое предусматривает: рост в рамках одной профессии до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.
27. Сущность проблемно-развивающего обучения. Общая характеристика и классификация методов проблемно-развивающего обучения. Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором преподавателем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Сущность проблемного обучения заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателе», «исследователей». При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он, доводит, в необходимых случаях, объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. Методы проблемно-развивающегося обучения: Монологический метод. Изучаемый материал излагается преподавателе в словесной форме; у учащихся доминирует исполнительская деятельность или деятельность по образцу. Широко распространен, т.к. его реализация проста. Показательный метод. Осмысление, решение проблем, активная постановка демонстрационного эксперимента при объяснении учебного материала; репродуктивная деятельность учащихся, направленная на осмысление логики изложения учебного материала.
Диалогический метод. В диалоге между преподавателем и учащимся решаются поставленные проблемы, в то же время в ходе диалога учащимся задаются репродуктивные вопросы, активизирующие работу памяти, предусматривающие повторение опорных понятий. Эвристический метод. Материал изучается в ходе беседы; деятельность преподавателя носит инструктивный характер; объяснение учебного материала сочетается с постановкой проблемных вопросов. Проблемные задачи (вопросы) решаются с учащимися с помощью преподавателя. Исследовательский метод. Организация учебно-воспитательной деятельности учащихся по изучению учебного материала; инструктаж со стороны преподавателя при ведении учебного эксперимента; учебно-познавательная деятельность учащихся носит в основном исследовательский характер.
28. Педагогические технологии. Функции, принципы, классификация. Педагогическая технология -это междисциплинарный конгломерат идей, тенденций, концепций, систем, подходов, способов, методов и средств обучения, используемых для повышения эффективности образования и имеющих связи (отношения)со всеми отраслями педагогической теории и практики. Технология - это научное знание о мастерстве, дающем конкурентоспособную продукцию, т.е. э т о -признак высшей технологичности процесса обучения. Одним из факторов интенсивного обучения является модульная форма организации учебного процесса. Предметом педагогической технологии является конструирование высокотехнологичных педагогических систем (ПС). Уровень технологичности ПС зависит от двух главных условий: подготовленный персонал + развитая инфраструктура. Последний термин является сложным (от лат. Infra - ниже + structura - строение) и означает комплекс подструктур, обслуживающих ПТ как отрасль педагогического знания. В инфраструктуру ПТ входят: 1. Учебные заведения (преимущественно, университеты), готовящие профессиональных педагогов-технологов по специальным программам. 2. Центры ПТ, действующие при высших учебных заведениях и других педагогических организациях.
30. Построение понятийно-терминологического аппарата методики профессионального обучения.
ПСИХОЛОГИЯ
1. Понятие о личности. Естественная природа и социальная сущность человека как личности. 2. Основные компоненты структуры личности. 3. Потребности как источник активности личности. Виды потребностей, их классификация. 4. Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов. 5. Понятие о направленности личности. Интересы, убеждения, установки. Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется: · развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни, · активностью - стремлением выйти за пределы реализованных возможное, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности; · наличием «Я-образа» - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.; · направленностью - устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.; · способностями, свойствами и качествами обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности; · характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающих типичные для него способы поведения и эмоциональное реагирования. Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.
Структура личности (К.К. Платонов)
Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Наиболее известной, является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова. Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Биопсихологические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний. Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), эмоциональные и волевые. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер, способности. Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К психическим состояниям относятся: 1) проявления чувств - настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и прочее; 2) проявления внимания — сосредоточенность, рассеянность; 3) проявления воли — решительность, собранность; 4) проявления мышления — сомнения; 5) проявления воображения - грезы и прочее. Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. К психическим образованиям относятся реакция, подражание, навык и т.д. Социально-психологические явления и процессы - это психологические феномены обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга, их принадлежностью к определенным социальным общностям. К ним относятся идентификация, конформность, межличностное восприятие и т.д. Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности. Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития, и выступающая источником его активности. В отличие от представителей животного мира, удовлетворение потребностей у которых непосредственно связано с той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора и т.д.), человеческие потребности являются следствием развития производства и культуры. Если потребности животных можно назвать органическими, то человеческие потребности преобразуются в «надорганические», опосредованные предметной деятельностью. Потребности человека имеют и общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей используются результаты общественного труда. Сочетанием личного и общественного в потребностях можно объяснить тот факт, что большинство потребностей тесно связано с потребностями общества, коллектива, группы, к которым он принадлежит. Потребности различают по происхождению и по предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат удовлетворению какой-либо естественной потребности в условиях той или иной сложившейся культуры, так и предметы необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную. По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта). Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.). Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурной по происхождению - либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных. Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности. Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития, и выступающая источником его активности. В отличие от представителей животного мира, удовлетворение потребностей у которых непосредственно связано с той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора и т.д.), человеческие потребности являются следствием развития производства и культуры. Если потребности животных можно назвать органическими, то человеческие потребности преобразуются в «надорганические», опосредованные предметной деятельностью. Потребности человека имеют и общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей используются результаты общественного труда. Сочетанием личного и общественного в потребностях можно объяснить тот факт, что большинство потребностей тесно связано с потребностями общества, коллектива, группы, к которым он принадлежит. Потребности различают по происхождению и по предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат удовлетворению какой-либо естественной потребности в условиях той или иной сложившейся культуры, так и предметы необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную. По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта). Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.). Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурной по происхождению - либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных. Мотивы - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив - это способ проявления потребности, психологическая форма ее существования. Мотивация - это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности. Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Мотив и есть промежуточное средство удовлетворения потребности, побуждающее человека к конкретной деятельности. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе неосознаваемыми. Осознанные - человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. Характеризуется: интересами, убеждениями, идеалами. Интересы - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать всоответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Неосознанные - человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Характеризуется: установками, влечением. Влечение - инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. По мнению психологов, влечение - первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмыслением и в результате осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности. По своему содержанию влечение обычно примитивны, элементарны, связаны с биологическими потребностями. Например, половое влечение, влечение к огню и т.д. Установка - неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка - это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним, сформированная в прошлом опыте. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно необоснованных выводов из некоторых фактов личного опыта человека, либо это результат некритичного усвоения стереотипов мышления - стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения. В структуре установки выделяют три подструктуры: · когнитивная подструктура - есть образ того, что готов познать и воспринимать человек; · эмоционально-оценочная подструктура - есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; · поведенческая подструктура - готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия. Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрения, установки и цели ее жизни и деятельности. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности: · влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности; · желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному; · стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента; · интерес - познавательная форма направленности на предметы; · при включении в интерес волевого компонента он становится склонностью, · конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности есть идеал, · мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир; · убеждение - высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Методы исследования личности 1. L - методы (от life - жизнь): а) данные наблюдения; б) генетический метод; в) психобиографический; г) анализ оценки экспертов и т.д.; 2. Q - метод (от question - вопрос): а)опросники; б) шкалы самооценок и т.д. 3. Т - метод (от test - испытание) Изучение личности с помощью объективных тестов в контролируемой экспериментальной ситуации.
6.Понятие о группах. Виды и классификация групп. 1. По размеру: Большая группа (условная) - количественно не ограничиваемая общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.) Большая группа (реальная) - значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.). Малая группа - (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. 2. По непосредственности взаимосвязей Условная группа — объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту и т.д.). Реальная группа - это объединение, где люди связанны реальными контактами (например, группа однокурсников). 3. По общественному статусу. Формальная (официальная) группа - реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд. Неформальная (неофициальная) группа - реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий. 4. По значимости Референтная (эталонная) группа - под воздействием которой человек оформляет свои оценки, взгляды, находит образцы для подражания и им следует, которой он дорожит. Нереферентная группа - это такая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Антиреферентная группа - это такая группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает. 5. По уровню развития низкий уровень Диффузная группа - общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников (например, экскурсия, попутчики в вагоне и т.д.). Ассоциация - группа, в которой отсутствует объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности различают: Просоциальные ассоциации — общность, где высокий уровень развития социальных ценностей лишь в очень слабой мере опосредствует групповые процессы. Возможно, это только что созданная группа с далеко еще не сложившейся совместной деятельностью. Здесь успех одного человека не определяет успешности деятельности других и неудача одного не влияет на результаты другого. Нравственные ценности в такой группе функционируют, но не отработанные в процессе общения и совместного труда, а привнесенные из широкой социальной среды. Асоциальные ассоциации - это группа, где обнаруживается зависимость от асоциальных взглядов и представлений. Корпорация - это организованная группа, характеризующая замкнутостью, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям. Межличностные отношения в корпорации опосредствуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями, высокий уровень Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистическим самоопределением, коллективистической идентификацией и т.д.
7. Феномены межличностных отношений. Социалъно-психологи-ческий климат. Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека человеком.Важнейшие из изученных механизмов восприятия межличностного следующие: 1) идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) рефлексия социально-психологическая - понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания, 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и пр. Коллективистическая идентификация - это феномен межличностных отношений, который предполагает такую мотивацию отношений к товарищу как члену коллектива, когда субъект, исходя из высоких нравственных мировоззренческих принципов, реально, действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе. Коллективистическое самоопределение - особая форма самоопределения личности; избирательное отношение индивида воздействием конкретной группы, выражающиеся в принятии им одних и отвержением других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, идеалов и т.д. Конформность - подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость - это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Конформизм - это сознательная уступчивость человека мнению, большинства группы, для избежания конфликта с ней. Различают а) внутреннюю личную конформность - действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная; б) внешнюю конформность - демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |