Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методический комплекс 1 страница




Содержание и формы промежуточной аттестации

Содержание и формы текущего контроля знаний

Содержание и формы проведения входного контроля

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

1. http://socpedagogika.narod.ru

2. http://social-teacher.ucoz.ru/index/0-11

3. http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Liter/lit.htm

4. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/socped

5. http://fictionbook.ru/author/d_v_aljev/socialnaya_pedagogika_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=1

6. http://www.psylist.net/pedagogika/

7. http://www.biblioclub.ru

8.5. Материально-техническое обеспечение:

· оборудованный компьютерный класс;

· ноутбук, мультимедийный портативный переносной проектор, настенный экран;

· учебные и методические пособия;

· банк тестовых заданий по дисциплине, позволяющий проводить рубежный контроль через внутривузовское компьютерное тестирование в системе AST-Test.

Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):

· по направлению подготовки ВПО «050400 Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования»):

ОК-4 - готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОПК-4 - готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

ПКПП -2 - готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачИ

ПКПП-6 - способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности

Для изучения дисциплины студент должен:

знать: современные теории обучения и воспитания и подходы к их организации; возрастные особенности детей, подростков и молодежи; специфику профессиональной социально-педагогической.

уметь:

· работать с первоисточниками;

· анализировать факты, ситуации и делать выводы;

· формулировать основные задачи выполняемой работы;

· оформлять результаты в виде отчета, реферата, доклада;

· публично выступить с итогами проделанной работы;

· занимать позицию в дискуссиях и высказывать собственное мнение;

· уметь сотрудничать и работать в группе.

владеть: навыками самостоятельной работы и взаимодействия.

Проведение входного контроля осуществляется в форме контрольных вопросов; семинарских и практических занятий, позволяющих определить сформированные навыки.

 

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля
Контрольная (проверочная) работа Компьютерное тестирование Исследовательский (курсовой) проект (работа) Работы на семинарских занятиях Работы на практических занятиях Лабораторная работа Самостоятельная работа ….
Социальная педагогика как область научного знания, практическая деятельность и учебный предмет                 +    
Развитие человека в социуме         +   +    
Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы               +    
Социализация как социально-педагогическая проблема             +    
Сущность процесса социализации             +    
Факторы социализации       +     +    
Социально- педагогическое сопровождение социального развития несовершеннолетних             +   +    
Сущность социального воспитания и обучения         +   +    
Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Социальные отклонения от нормы         +     +    
Социально-педагогическая виктимология         +   +    
Общие основания построения методики социального воспитания и обучения               +    
Методика организации социального воспитания в различных воспитательных организациях системы образования         +     +    
Социальные службы для несовершеннолетних             +    
Модели социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях           +   +    

 

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Раздел I. Методологические основы социальной педагогики

Тема 1. «Социальная педагогика как область научного знания, практическая деятельность и учебный предмет»

1. Исторически термин «социальная педагогика» имеет два значения:

а) социальный аспект воспитания и благотворительность;

б) социальный аспект воспитания и педагогическая помощь нуждающимся в определенных социальных условиях;

в) педагогическая помощь нуждающимся в определенных социальных условиях и благотворительность.

2. Социальная педагогика – это отрасль педагогического знания, изучающая

а) социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией;

б) причины формирования и развития отклоняющегося поведения человека и методы его предупреждения, преодоления и исправления;

в) развитие, воспитание, обучение человека с учетом его биологических особенностей.

3. Определение объекта и предмета социальной педагогики как научной области знания

а) объект – человек; предмет – его социализация;

б) объект – процесс социализации; предмет – социально-педагогическое управление социализацией, ее коррекция и оптимизация.

4. Накопление знаний об изучаемых социально-педагогических явлениях и процессах, их описание и объяснение предполагает реализацию функции СП:

а) теоретико-познавательной, б) прикладной, в) прогностической; г) гуманистической.

5. Соответствие понятий определениям:

1) социально-педагогическая деятельность; 2) социальное обучение, 3) социализация; 4) социальная адаптация А) разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи человеку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и создание условий для его самореализации в обществе; Б) развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества; В) целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации человека; Г) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации в процессе его социализации; Д) активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

 

6. Раздел социальной педагогики, исследующий общество как воспитательную среду, процесс и факторы социализации человека, – это...

а) социология воспитания; б) теория социально воспитания, в) методика социального воспитания.

7. Раздел социальной педагогики, исследующий социальное воспитание как социальный институт, – это...

а) философия социального воспитания, б) теория социально воспитания, в) методика социального воспитания.

8. Внимание к особенностям социализации, социальной адаптации и реабилитации детей с отклонениями в развитии связывает социальную педагогику

а) с возрастной педагогикой; б) коррекционной педагогикой; в) педагогикой дополнительного образования.

9. Соответствие методов социально-педагогического исследования классификационным группам

А) теоретические Б) эмпирические В) математические 1) наблюдение 2) моделирование 3) ранжирование 4) шкалирование 5) анкетирование 6) сравнение  

 

Тема 2. «Развитие человека в социуме»

1. Процесс стадиальных (этапных) количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной, духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов – это...

2. Соответствие внутренних и внешних факторов развития человека

А) внешние Б) внутренние 1) окружающая среда и воспитание; 2) наследственность и активность человека; 3) окружающая среда и активность человека

3. Социальная среда влияет на развитие

а) практически всех сфер личности;

б) исключительно духовно-нравственной и интеллектуальной сферы;

в) главным образом эмоционально- волевой и интеллектуальной.

Тема 3. «Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы»

1. Целенаправленная последовательность действий социального педагога, обеспечивающая наиболее оптимальное достижение социально-педагогической цели в социальном развитии, воспитании, овладении умениями и навыками самообслуживания -....

 

2. Социально-педагогический процесс как система включает в себя

а) социальное воспитание, б) социальное обучение, в) социальную защиту, г) социальную политику.

3. Подготовительный этап социально-педагогического процесса предполагает:

а) диагностику условий протекания процесса;

б) постановку конкретных задач, достижимых в имеющихся временных и социальных условиях;

в) создание благоприятных условий для протекания процесса;

г) проектирование и планирование развития социально-педагогического процесса;

д) внесение в процесс необходимых корректив в соответствии с данной социально-педагогической ситуацией.

 

4. Основной этап социально-педагогического процесса предполагает:

а) диагностику условий протекания процесса;

б) стимулирование и включение объекта в процесс самоизменения.

в) постановку конкретных задач, достижимых в имеющихся временных и социальных условиях;

г) создание благоприятных условий для протекания процесса;

д) мониторинг хода реализации процесса и результативности отдельных мероприятий;

е) внесение в процесс необходимых корректив в соответствии с данной социально-педагогической ситуацией.

 

Раздел II. Теоретические основы социальной педагогики

Тема 4. «Социализация как социально-педагогическая проблема»

1. Соответствие науки и изучаемого ею аспекта социализации

А) педагогика Б) социология В) психология 1) рассматривает процесс социализации как процесс социальной адаптации в соотношении с социальной структурой общества; 2) рассматривает социализацию как развитие индивидуальных свойств и качеств человека в процессе взаимодействия со средой; 3) изучает два аспекта социализации: воспитание как часть процесса социализации и общество как социализирующую среду

 

2. Соответствие концепции социализации ее сути

А) когнитивная Б) критическая В) ролевая Г)социального научения 1) человек - активный субъект социализации, который стремится к самореализации и самоутверждению; 2) социализация есть процесс интеграции молодого поколения в систему социальных ролей; 3) социализации есть процесс научения через наблюдение за поведением окружающих

 

3. Соответствие концепции социализации ее сути

А) психоаналитическая, Б) психодинамическая, В) когнитивная, Г) критическая 1) социализации есть процесс развития морального сознания, усвоения норм и правил социальной жизни; 2) социализацию есть процесс обуздания энергии либидо в соответствии с традициями культуры и социальными нормами общества; 3) в процессе социализации человек психологически упрощает реальность для более эффективного восприятия влияний социума  

4. Понимание социализации как адаптации человека к обществу представляет собой сущность

а) субъект-субъектного подхода; б) субъект-объектного подхода.

 

5. По мнению сторонников... подхода (Г. Мид, К. Роджерс), человек активно участвует в процессе социализации, влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого

1) субъект-субъектного подхода; 2) субъект-объектного подхода.

6. Возрастные аспекты социализации разрабатывали отечественные ученые:

а) Л.С. Выготский; б) Ю.К. Бабанский, в) А.Н. Леонтьев; г) Д.И. Фельдштейн;

д) В.Г. Бочарова.

 

7. Механизмы социализации разрабатывались отечественными учеными:

а) А.В. Мудриком; б) Л.Е. Никитиной; в) С.А. Беличевой; г) М.А. Галагузовой.

Тема 5. «Сущность процесса социализации»

 

1. Адаптируясь к обществу, к социальным условиям жизнедеятельности, человек в процессе социализации занимает позицию:

а) объекта; б) субъекта; в) жертвы.

 

2. Человек, не только усваивающий социокультурные нормы, но и воспроизводящий социальные связи и социальный опыт, выступает как... социализации

а) объект; б) субъект; в) жертва.

3. Жертва неблагоприятных условий социализации – это

а) самостоятельная позиция человека в процессе социализации, наряду с другими;

б) крайнее проявление основных позиций (объекта / субъекта) человека в процессе социализации;

в) предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

 

4. Соответствие возрастных задач их сущности

А) естественно-культурные, Б) социально-культурные, В) социально-психологические   1) приобщение к общественной культуре, приобретение определенных знаний, умений, навыков; формирование системы ценностей; 2) усвоение индивидом социального опыта через вхождение в социальную среду; 3) достижение определенного уровня физического и сексуального развития; 4) Становление самосознания личности, ее самоопределение и самоутверждение в процессе социализации

 

5. Процесс социализации протекает в трех сферах (Г.М. Андреева):

а) общении, познании, игре;

б) деятельности, общении и самосознании;

в) образовании, здравоохранении, социальной защите.

 

6. По отношению к трудовой деятельности выделяют стадии социализации:

а) дотрудовая, б) маргинальная, в) трудовая, г) юность, д) старость, е) послетрудовая.

7. По степени включенности в общество выделяют стадии социализации:

а) первичная; б) стадия адаптации; в) стадия индивидуализации; г) трудовая; д) стадия интеграции;

8. По отношению к детям и подросткам агентами социализации выступают

а) родители, б) семья; в) сверстники, г) коллеги по работе, д) педагоги.

9. Элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие на человека –

а) механизмы социализации; б) средства социализации; в) способы социализации.

10. Способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта -...

а) механизмы социализации; б) средства социализации; в) способы социализации.

 

11. К социально-педагогическим механизмам социализации относят:

а) внушение, б) традиционный, в) подражание, г) институциональный, д) стилизованный,

е) межличностный, ж) групповые ожидания, з) рефлексивный.

 

12. Социализированность личности как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, трактуется в рамках

а) субъект-субъектного подхода; б) субъект-объектного подхода;в) критической концепции социализации.

 

13. К основным характеристикам социализированности относят

1) владение ролевыми ожиданиями и представлениями в различных сферах жизнедеятельности;

2) наличие умения разумно тратить деньги и выполнять какую-либо домашнюю работу;

3) наличие сформированных реалистических жизненных целей и представлений о приемлемых путях их достижения;

4) наличие умение оформить деловые бумаги;

5) необходимый на данном возрастном этапе уровень образования;

6) самоирония;

7) наличие собственных взглядов и умение изменять и отстаивать их;

8) избирательность эмоциональных привязанностей;

9) владение компьютером и пользование Интернетом;

10) готовность и способность самостоятельно решать собственные проблемы.

Тема 6. «Факторы социализации»

1. Соответствие факторов классификационным группам

А) мегафакторы, Б) макрофакторы, В) мезофакторы, Г) микрофакторы;

1) космос, 2) государство, 3) система образования, 4) воспитательная организация, 5) мир,

6) общество, 7) тип поселения, 8) соседство, 9) страна, 10) субкультура, 11) семья, 12) группа сверстников, 13) этнос.

 

2. Фактор социализации, представляющий собой совокупное человеческое сообщество, существующее на планете, - это

а) социальный институт; б) социум; в) мир.

3. К особенностям городского поселения, влияющим на социализацию населения, относят:

1) стабильность населения,

2) наличие сильного социального контроля за поведением человека;

3) анонимность, кратковременность, поверхностный характер контактов между жителями;

4) открытое общение между жителями, тесное и охватывающее все стороны жизни;

5) повышенная социальная мобильность населения;

6) неустойчивость социального статуса жителей.

 

4. Субкультура как фактор социализации способствует

1) стабилизации общества и личности;

2) созданию новых социальных норм поведения;

3) дезорганизации общества и личности;

4) стратификации общества.

 

5. Семья как важнейший фактор социализации определяет

1) физическое, эмоциональное и умственное развитие человека;

2) наличие педагогической культуры родителей;

3) формирование психологического пола человека;

4) овладение социальными нормами;

5) авторитет родителей;

6) формирование ценностных ориентаций в сфере социальных отношений;

7) формирование самооценки человека.

 

6. Для группы сверстников как фактора социализации характерно:

1) свобода выбора своей группы;

2) принудительное включение в группу;

3) наличие у каждого чувства принадлежности к группе;

4) постоянная конфронтация в группе;

5) групповая идентификация;

6) наличие чувства защищенности по причине психологической общности с группой.

7. Для микросоциума как фактора социализации характерно:

1) разновозрастной состав,

2) объединение сверстников;

3) широкие социальные связи,

4) неформальный характер общения,

5) формальный, деловой характер общения;

6) добровольность выбора целей, форм и видов деятельности;

7) обязательность включения в тот или иной вид деятельности.

8. Средства массовой коммуникации влияют на социализацию населения, поскольку

1) определяют проведение досуга людей;

2) являются недоступными для большинства населения;

3) влияют на усвоение людьми определенных социальных норм;

4) распространяют недостоверную информацию;

5) осуществляют неформальное образование населения.

9. Фактор социализации, представляющий собойспециально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, - это

1) воспитательные системы; 2) воспитательные организации; 3) учебно-воспитательные учреждения.

 

10. Основные функции воспитательной организации в процессе социализации:

1) приобщение человека к культуре общества;

2) создание условий для индивидуального развития;

3) формирование системы общеучебных знаний, умений, навыков;

4) автономизация от взрослых;

5) дифференциация членов воспитательной организации в соответствии с их личностными возможностями;

6) организация нравственно-полового воспитания.

Тема 7. «Социальное развитие несовершеннолетних

и система социально-педагогического сопровождения»

1. Соотношение понятий и определений

А) жизнедеятельность. Б) социальное развитие 1) объективный процесс социального взросления, обусловленный физическим и психическим развитием ребенка и требованиями общества; 2) социальный способ существования человека, реализации им своей активности в индивидуальном, групповом, социальном бытии

 

2. Содержание жизнедеятельности в воспитательной организации включает сферы (по А.В. Мудрику):

1) общение; 2) познание; 3) деятельность; 4) образование; 5) игра; 6) здравоохранение; 7) спорт.

3. Характер и направленность активности человека в различных сферах жизнедеятельности

1) общение, 2) познание, 3)предметно-практическая деятельность, 4) духовно-практическая деятельность, 5) игра, 6) спорт а) реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях; б) реализация функционально-органической активности; в) активность направлена на взаимодействие с людьми; г) активность направлена на создание и использование духовных и социальных ценностей; д) активность направлена на познание окружающего мира; е) активность направлена на освоение и преобразование предметной среды

 

4. Задачи социально-педагогического сопровождения социального развития несовершеннолетних:

а) естественно-культурные; б) воспитательные; в) социально-культурные; г) социально-психологические; д) образовательные.

5. Социально-педагогическое сопровождение реализуется

1) путем непосредственного взаимодействия педагога и ребенка;

2) в процессе формального обучения;

3) через включение детей и подростков в различные виды деятельности;

4) через привлечение детей и подростков к разработке и реализации социально значимых проектов и программ;

5) в процессе автономизации от взрослых.

Раздел III. Теория социального воспитания и обучения

Тема 8. «Сущность социального воспитания и обучения»

1. Соотношение понятий «социальное воспитание» с концептуальными подходами к его толкованию:

А) СВ как составная часть социализации; Б) СВ как составная часть социальной педагогики; В) СВ как практическая деятельность   1) СВ как область педагогического знания, изучающего и решающего комплексные проблемы человека в среде с учетом всех воздействий на индивида на всех этапах становления и развития личности; 2) СВ как целенаправленная воспитательная деятельность, связанная с жизнедеятельностью людей в обществе; 3) СВ как планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации

2. Субъектами социального воспитания на республиканском, региональном, муниципальном уровнях являются

1) воспитательные организации;

2) органы управления социальным воспитанием;

3) коллективы;

4) личность руководителя.

3. Основные характеристики коллектива как группового субъекта социального воспитания:

1) разработка стратегии социального воспитания на республиканском, региональном, муниципальном уровнях;

2) открытость окружающей действительности;

3) относительная автономность, организационная оформленность;

4) осуществление мониторинга состояния системы социального воспитания;

5) наличие собственной системы ценностей;

6) наличие системы социальных ролей.

4. Индивидуальными субъектами социального воспитания являются

1) личность воспитателя и / или личность самого воспитанника;

2) личность воспитателя и руководителя воспитательной организации;

3) личность воспитанника и руководителя детского самоуправления.

5. Понятие «социальное обучение» означает

1) целенаправленный, специально организованный процесс передачи систематизированных социальных знаний и формирования социальных умений и навыков;

2) формирование социально значимых качеств личности;

3) формирование в процессе жизнедеятельности человека социальных навыков в соответствии с создавшейся ситуацией.

6. Соответствие принципов социального воспитания их сущностным характеристикам

1) природосообразности, 2) гуманистической направленности воспитания, 3) коллективности А) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; Б) осуществление социального воспитания в соответствии с законами развития природы и человека; В) использование способов влияния на человека различных институтов общества, возможности природных и социальных факторов развития человека; Г) осуществление социального воспитания в коллективах различного типа как условие для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.