Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методический комплекс 2 страница




7. Соответствие принципов социального воспитания их сущностным характеристикам

1) природосообразности, 2) дополнительности; 3) коллективности А) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; Б) осуществление социального воспитания в соответствии с законами развития природы и человека; В) использование способов влияния на человека различных институтов общества, возможности природных и социальных факторов развития человека; Г) осуществление социального воспитания в коллективах различного типа как условие для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе

Тема 9. «Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Социальные отклонения от нормы»

1. Соотношение теории социальных отклонений ее сущости

А) медицинская модель социальных отклонений, Б) теория «социальных выпадений», В) психолого-педагогическая теория социальных отклонений причина социальных отклонений - 1) нарушение взаимосвязи между человеком и социумом; 2) патология здоровья; 3) дефекты школьного и семейного воспитания

2. Соответствие отклонений от нормы типологическим группам:

1) болезнь; 2) девиантное поведение; 3) одаренность; 4) сиротство; 5) умственная отсталость;

6) нарушения эмоционально-волевой сферы; 7) нарушения зрения, слуха; 8) отклонения в получении образования.

А) физические; Б) психические; В) педагогические; Г) социальные.

 

3. Негативное отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам, -

а) нравственный облик; б) девиантное поведение; в) конформность.

 

4. Коррекционное воспитание осуществляется по отношению

а) ко всем несовершеннолетним,

б) к детям и подросткам, имеющим отклонения в поведении и развитии,

в) к детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей.

 

Тема 10. «Социально-педагогическая виктимология»

1. Отрасль знания, в которой разрабатываются принципы, цели, содержание, формы, методы профилактики и коррекции неблагоприятных условий социализации, в результате которых человек становится жертвой, - это

1) коррекционная педагогика; 2) социально-педагогическая виктимология; 3) социальная работа.

 

2. Соответствие понятий определениям

А) виктимогенность; Б) виктимизация; В) виктимность; 1) наличие в объективных обстоятельствах социализации определенных характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств; 2) расположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств процесс и результат превращения человека или группы людей в определенный тип жертвы неблагоприятных условий социализации; 3) процесс и результат превращения человека или группы людей в определенный тип жертвы неблагоприятных условий социализации; 4) состояние, характеризующее затруднение человека в адаптации к факторам среды жизнедеятельности и к внутренним факторам

 

3. Соответствие вида жертвы неблагоприятных условий социализации ее сути

А) реальные, Б) потенциальные, В) латентные 1) люди с акцентуациями характера, мигранты, дети из семей «группы риска»; 2) инвалиды, сироты, имеющие проблемы с адаптацией и самореализаций в обществе; 3) лица, чьи потенциальные возможности не были выявлены и реализованы

 

Раздел IV. Методика социального воспитания и обучения

Тема 11. «Общие основания построения методики социального воспитания и обучения»

 

1. Совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства, - это

а) государственная система воспитания;

б) муниципальная система воспитания;

в) государственная политика в сфере воспитания.

2. Основные характеристики муниципальной системы воспитания:

а) открытость; б) доступность; в) диалогичность; г) многообразность; д) отсутствие виктимогенных факторов.

3. Признаки локальной воспитательной системы:

1) организация всей воспитательной работы на основе единой педагогической концепции;

2) опора на самоуправление в коллективе;

3) наличие первичных коллективов;

4) реализация принципа дифференциации образования;

5) высокая эмоциональная насыщенность жизни коллектива;

6) опора на финансовую помощь спонсоров;

7) наличие системообразующий воспитывающей деятельности

 

4. Совокупность социальных знаний, умений, навыков и качества личности, необходимых для самореализации в социуме, - это

а) социализированность; б) воспитанность; в) социальная компетентность.

5. Социальная компетентность

а) обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации;

б) позволяет самостоятельно решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях людей;

в) способствует удовлетворению всех возникающих потребностей.

 

6. Соответствие уровня организации социального воспитания его содержанию

1) массовый; 2) групповой; 3) индивидуальный. Уровень организации социального воспитания, который характеризуется: А) наличием у воспитанников показателей успешной социализации и реализуется через традиционные для данной воспитательной системы методы и формы; Б) наличием у воспитанников различного рода отклонений, что требует использования специфических форм социального воспитания; В) созданием условий индивидуального обучения, педагогической поддержки для детей и подростков, выпавших в силу различных причин из образовательного пространства учреждения

 

7. Соответствие процессов, составляющих социальное воспитание, их содержанию:

а) образование; б) организация социального опыта; в) индивидуальная помощь 1) организация жизнедеятельности коллективов, взаимодействия членов организации, стимулирование самодеятельности; 2) обучение, просвещение, стимулирование самообразования; 3) организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющая осуществлять общую деятельность; 4) содействие человеку в решении проблем, создание ситуаций успеха, стимулирование саморазвития;

8. Человек становится субъектом различных сфер жизнедеятельности, если в воспитательной организации удовлетворяются его потребности

 

Сферы Потребности
1) общение, 2) познание, 3) деятельность, 4) игра, 5) спорт а) в информации, поисковой активности; б) в сотрудничестве, в достижении; в) в эмоциональном контакте, в фантазировании; г) в функционально-органической активности и соревновательности; д) в эмоциональном контакте

 

9. Соответствие подхода, реализуемого в социальном воспитании его сущности

А) дифференцированный, Б) индивидуальный, В) личностный, Г) возрастной, Д) гендерный 1) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к самоценной личности, самостоятельно и ответственно определяющей свою позицию в сфере социальных отношений; 2) учет и использование в социальном воспитании закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом; 3) учет индивидуальных особенностей воспитанников на индивидном и личностном уровне; 4) решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей воспитанников во взаимодействии с реальными или номинальными группами детей; 5) учет половой принадлежности воспитанников и развитие индивидуальных качеств и потенциальных возможностей детей обоего пола  

 

10. Социальное обучение в воспитательной организации выступает как процесс

а) формирования структурированных социальных навыков;

б) специально организованный и методически обеспеченный;

в) реализуемый по специально разработанным программам;

г) содействия человеку в решении проблем.

11. Основное направление индивидуальной помощи в воспитательных организациях:

а) содействие в решении возрастных задач;

б) содействие в разрешении конфликтов между педагогами и обучающимися;

в) содействие в организации взаимодействия с семьей.

12. Обучение взаимодействию в процессе социального воспитания в воспитательных организациях осуществляется

а) в ходе специально создаваемых ситуаций;

б) в процессе профессиональной подготовки педагогов;

в) в специально организуемых ролевых играх;

г) при организации взаимодействия в повседневной жизнедеятельности

13. Разновидность образовательной деятельности, основной задачей которой является распространение знаний и иных достижений культуры, пропаганда тех или иных идей и внедрение их в сознание аудитории, - это

а) передача социокультурного опыта;

б) просвещение;

в) стимулирование самообразования.

 

14. Социальный опыт ребенка является

а) результатом социализации и воспитания;

б) результатом воздействия общества и собственного творческого развития индивида;

в) результатом прямого или опосредованного педагогического воздействия;

г) результатом семейного воспитания.

 

Тема 12. «Методика организации социального воспитания

в различных воспитательных организациях системы образования»

 

1. Среди условий, обеспечивающих эффективность социального воспитания в учреждениях дополнительного образования, выделяют

1) добровольность участия ребенка в жизнедеятельности;

2) реализация принципа соборности в жизнедеятельности учреждения;

3) творческий характер деятельности;

4) реализация личностно ориентированного и индивидуального подходов к воспитанникам;

5) отсутствие обязательной балльной оценки результатов деятельности;

6) автономизация учреждений дополнительного образования.

2. Коллективное творческое дело как основная форма организации жизнедеятельности в детском лагере обладает следующими воспитательными возможностями:

1) через организацию субъектной позиции для каждого ребенка предоставление ему возможность внести личный вклад в общую работу;

2) активная реализация и обогащение личного и коллективного опыта детей;

3) организация общественно значимой деятельности;

4) развитие и укрепление коллектива, внутри коллективных связей и отношений;

5) развитие эмоциональной сферы ребенка через эмоциональную привлекательность дела;

6) осуществление самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов.

 

3. Социальное воспитание в современной школе строится в соответствии с концептуальными положениями:

1) воспитательная система строится на основе демократического централизма, приоритет отдается групповым целям;

2) воспитательная система строится как сотрудничество единомышленников, ориентирована на личность, взаимодействие со средой;

3) реализация амбивалентного подхода в воспитании: сочетание коллективных и индивидуальных качеств;

4) воспитание коллективистских качеств с помощью коллектива;

5) относительная замкнутость воспитательного пространства школы;

6) реализация средового подхода, предполагающего открытость школы в социум.

 

4. Организационные формы социального воспитания в условиях школы

1) используются традиционные, основная форма – классный час;

2) разрабатываются новые в условиях воспитательной системы;

3) используются как традиционные, так и альтернативные.

 

5. Специфической формой организации деятельности в детском общественном объединении является

1) сбор-собрание,2) коллективное творческое дело, 3) игра, 4) тренинг.

6. Социальное воспитание в учреждениях интернатного типа направлено

1) на формирование самостоятельной зрелой личности;

2) на помощь в освоении ролевой позиции сироты;

3) на установление социального статуса воспитанника.

 

7. Клубные объединения как форма организации социального воспитания в детском доме способствуют

1) формированию положительных отношений между детьми разных возрастов;

2) реабилитации кровной семьи;

3) расширению сфер жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром;

4) удовлетворению соответствующих потребностей и интересов воспитанников;

5) повышению успеваемости воспитанников.

8. Социальное воспитание несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра направлено

1) на формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия;

2) на формирование, коррекцию или восстановление социально значимых качеств личности дезадаптированных детей и подростков;

3) на применение санкций по отношению к несовершеннолетним правонарушителям;

4) на получение необходимого уровня образования;

5) на возвращение в семью.

Тема 13. «Социальные службы для несовершеннолетних»

1. Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей- это...

Социальные службы для детей

 

2. Основные задачи социальных служб для несовершеннолетних

а) профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

б) формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия;

в) удовлетворение социальных потребностей несовершеннолетних;

г) выполнение попечительских функций по отношению к несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей и без средств к существованию;

д) преодоление школьной неуспеваемости;

е) психолого-педагогическая поддержка личности.

 

3. В соответствии с решаемыми задачами социальные службы для несовершеннолетних делятся

а) на службы социального обслуживания, социальной адаптации и социальной реабилитации;

б) на типовые, дифференцированные, индивидуальные,

в) на службы для детей с отклонениями в развитии, для детей с девиантным поведением, для детей, оставшихся без попечения родителей.

 

4. К службам социальной адаптации для несовершеннолетних не относятся

а) школа; б) детский дом; в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; г) клуб по месту жительства; д) органы опеки и попечительства

 

Тема 14. «Модели социально-педагогической деятельности

в образовательных учреждениях»

1. Модель социально-педагогической деятельности включает в себя компоненты:

а) целевой; б) личностный; в) уровневый; г) содержательный; д) организационно-деятельностный; е) оценочно-результативный.

 

2. Модель социально-педагогической деятельности создается на основе

а) квалификационной характеристики, массового и передового опыта;

б) распоряжения вышестоящих организаций;

в) интересов сотрудников учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность.

3. Основные задачи социально-педагогической деятельности в школе:

а) социальная защита прав детей;

б) обеспечение координации деятельности вех служб и учреждений по трудоустройству и жилоустройству выпускников

в) создание благоприятных условий для развития ребенка;

г) установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением;

д) организация медико-социального патронажа семей и детей, находящихся под наблюдением.

Ответы на задания для самоконтроля

Раздел I. Методологические основы социальной педагогики

Тема 1. «Социальная педагогика как область научного знания, практическая деятельность и учебный предмет»

1) В; 2) А; 3) А; 4) А; 5) 1А, 2В, 3Б, 4Д; 6) Б; 7) Б; 8) Б; 9) А- 2,6; Б – 1,5; В- 3,4.

Тема 2. «Развитие человека в социуме»

1) Развитие; 2) 1А; 2Б; 3) А.

Тема 3. «Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы»

1) Социально-педагогический процесс; 2) А,Б; 3) А, Б,Г; 4) Б,Г, Д, Е.

Раздел II. Теоретические основы социальной педагогики

Тема 4. «Социализация как социально-педагогическая проблема»

1) 3А, 2В, 1Б; 2) 1Б, 2В, 3Г; 3) 1 В, 2 А, 3Б; 4) Б; 5) А; 6) А, В, Г; 7) А,В.

Тема 5. «Сущность процесса социализации»

1) А; 2) Б; 3) Б; 4) 1Б, 3А, 4В; 5) Б; 6) А, В. Е; 7) Б, В, Д; 8) А, В, Д; 9) Б; 10) А; 11) Б, Г, Д, Е, З; 12) Б; 13) 1, 3, 5, 7, 8, 10.

Тема 6. «Факторы социализации»

1) А-1,5; Б- 2,6,9, 13; В- 3,7, 10; Г- 4,8, 11, 12; 2) В; 3) 3,5,6; 4) 1,3; 5) 1, 3, 4, 6, 7; 6) 1,3,5,6; 7) 1,3,4,6; 8) 1,3,5; 9) 2; 10) 1,2,4,5.

Тема 7. «Социальное развитие несовершеннолетних

и система социально-педагогического сопровождения»

1) 2А; 1Б; 2) 1,2,3, 5,7; 3) А5, Б6, В1, Г4, Д2, Е3; 4) А, В, Г; 5) 1, 3, 4.

 

Раздел III. Теория социального воспитания и обучения

Тема 8. «Сущность социального воспитания и обучения»

1) 1Б; 2В; 3А; 2) 2; 3) 2, 3, 5,6; 4) 1; 5) 1; 6) 2А, 1Б, 3Г; 7) 1Б, 2В, 3Г.

Тема 9. «Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике.

Социальные отклонения от нормы»

1) 1Б, 2А; 3 В; 2) А- 1.7; Б- 3,5,6; В- 8; Г- 2,4; 3) Б; 4) Б.

Тема 10. «Социально-педагогическая виктимология»

1) 2; 2) 1А, 2В, 3Б; 3) 1Б; 2А; 3В.

Раздел IV. Методика социального воспитания и обучения

Тема 11. «Общие основания построения методики социального воспитания и обучения»

1) А; 2) А, Б, Г; 3) 1,2,4,7; 4) В; 5) А, Б; 6) 1А; 2Б; 3В; 7) А2, Б1, В3; 8) 2А, 3Б, 4В, 5Г, 6Д;

9) 1В; 2Г; 3Б; 4А; 5Д; 10) А,Б, В; 11) А; 12) А, В, Г; 13) Б; 14) А, Б.

Тема 12. «Методика организации социального воспитания

в различных воспитательных организациях системы образования»

1) 1.3, 4; 2) 1,2,4,5; 3) 2.3,6; 4) 3; 5) 1; 6) 1; 7) 1,3,4; 8) 1, 2.

Тема 13. «Социальные службы для несовершеннолетних»

1) Социальные службы для детей; 2) А, Б, Г, Е; 3) А; 4) Б, В, Д.

 

Тема 14. «Модели социально-педагогической деятельности

в образовательных учреждениях»

1) А, Г, Д, Е; 2) А; 3) А, В, Г.

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Формы аттестации по дисциплине – экзамен.

вопросы к экзамену по курсу «Социальная педагогика»

1.Социальная педагогика как отрасль научного знания. Место социальной педагогики в структуре педагогического знания. Связь социальной педагогики с другими науками.

2. Характеристика понятий и категорий, используемых социальной педагогикой.

3. Социальная педагогика как отрасль практической деятельности. Причины ее возникновения, различные подходы к определению содержания, задачи.

4. Различные подходы к определению предмета, объекта, функций социальной педагогики. Структура, содержание и основные задачи социальной педагогики.

5.Социально-педагогическое исследование: сущность, этапы, методы.

6. Развитие ребенка в социуме. Понятие о развитии, биологические и социальные факторы. Влияние среды на развитие ребенка.

7. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы.

8. Социализация как объект исследования в системе наук о человеке и обществе. Современные теории исследования человека в качестве объекта и субъекта социализации.

9. Социализация как социально-педагогическое явление. Агенты, средства, механизмы социализации.

10. Проблемы социализации личности: философский, психологический, педагогический аспекты. Стадии социализации. Социализированность личности, ее возрастная обусловленность.

11. Характеристика мега- и макрофакторов социализации молодежи. Государство, страна, общество как субъекты социального воспитания.

12. Характеристика мезофакторов социализации подрастающего поколения. Тип поселения, регион, субкультура как источники социального опыта.

13.Характеристика микрофакторов социализации. Семья как субъект социального воспитания детей и подростков. Характеристика современной семьи. Типология современного неблагополучия.

14. Церковь как институт социализации личности в условиях религиозной общины.

15. Система образования как институт социализации. Социализация детей и подростков в условиях школы, ученического коллектива.

16. Детские общественные организации и объединения как фактор социализации и воспитательные организации.

17. Социальное развитие несовершеннолетних и задачи социально-педагогического сопровождения. Характеристика социально-педагогических проектов и психолого-педагогических программ педагогической поддержки и коррекции социального развития детей и подростков.

18. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации.

19. Социальное воспитание: понятие, сущность, принципы. Субъекты и объекты социального воспитания. Различные подходы к толкованию сущности социального воспитания.

20. Социальное научение и социальное обучение: понятие, сущность, условия эффективности. Различные подходы к толкованию сущности социального обучения.

21. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Девиации как социально-педагогическая проблема. Характеристика видов отклоняющегося поведения.

22. Взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации личности. Социально-педагогическая виктимология; “жертвы” социализации.

23. Общие основания методики социального воспитания и социального обучения. Социальное воспитание и социальное обучение как создание условий для удовлетворения ведущих социальных потребностей и формирования социальной компетентности личности.

24. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.

25. Социальное обучение как целенаправленное формирование социальных навыков конструктивного взаимодействия. Программы обучения структурированным социальным навыкам.

26. Современные подходы в социальном воспитании (личностный, дифференцированный, индивидуальный, возрастной, гендерный).

27. Особенности социального воспитания в учреждениях образования и социальной защиты (в школе, детском доме, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних).

28. Характеристика социальных служб для несовершеннолетних, их классификация по задачам, категориям клиентов и формам социальной поддержки.

29. Модели социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.