Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие № 1




 

Тема: ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ.

Цель: Раскрыть сущность педагогики как науки, сформировать представление об объекте и предмете педагогики, основных категориях педагогики, отраслях педагогической науки, образовательных парадигмах, основных методологических подходах и методах педагогических исследований.

 

Основные понятия темы: педагогика, предмет, объект, категории педагогики, система педагогических наук, образовательные парадигмы, методология, методы педагогических исследований, педагогическая и психологическая культура.

Задания для самоподготовки

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
1. Педагогика – наука о человеке 1. Проанализируйте и дайте оценку институтам воспитания и обучения на Руси (материалы к теме №1). 2. В чем суть: а) бытового и практического значения педагогики. (материалы к теме №1); б) педагогики как науки; в) педагогики как учебной дисциплины; г) педагогики как отрасли гуманитарного знания. 3. Раскройте суть понятия «абстрактный гуманизм педагогики». 4. Определите предмет и объект педагогики. 5. Проанализируйте «Кодекс учителя России» (автор А. Адамский (материалы к теме № 1)) и ответьте на вопрос: Что является, по мнению автора, главным в педагогическом процессе? 6. Обоснуйте необходимость формирования психолого-педагогической культуры личности для выпускника высшей школы.  
2. Основные категории педагогики 1. Определите сущность понятия: «развитие»; 2. Раскройте сущность воспитания, его смысл в широком и узком понимании. 3. Подумайте над вопросом: развитие каких личностных качеств должно осуществляться в процессе воспитания человека?

 

    4. Определите сущность понятий «обучение», «образование». 5. Сравните понятия «образование и образованность», «обучение и обученность», «воспитание и воспитанность», «развитие и развитость».
3. Отрасли педагогических знаний 1. Проанализируйте: с какими отраслями педагогических знаний связана ваша будущая профессия? 2. Докажите взаимосвязь педагогики с научной областью, соответствующей получаемой Вами специальности.
4. Образовательные парадигмы мировой педагогической практики 1. Изучите материалы к теме №1 и изложите суть: а) знаниевой; б) технократической; в) культурологической; г) человекоориентированной; д) гуманистической; е) педоцентристской; ж) детоцентристской; з) социетарной парадигм. 2. Объясните правомерность реализации в педагогической практике различных парадигм образования.
5. Основные методологические подходы в педагогике 1. Раскройте сущность понятия «методология». 2. Раскройте функции методологии педагогики. 3. В чем сущность: а) системного; б) деятельностного; в) личностного; г) диалогического; д) ценностного; е) культурологического; ж) антропологического; з) этнопедагогического подходов в педагогике. 4. Какой методологический подход вы будите использовать при решении педагогической ситуации из книги Рыдановой Н.И. «Педагогический конфликт» (по выбору). 5. Проанализируйте методы а) по уровню исследования; б) этапам проведения научного исследования.

Темы рефератов:

1. Цели воспитания в различные исторические эпохи.

2. Народная педагогика белорусов.

 

Задания для самопроверки

1. Педагогика как наука возникла в результате:

а) научно-технического прогресса;

б) родительской заботы о детях;

в) потребности общества в подготовке молодежи к жизни и труду;

г) взаимодействия школы и семьи.

2. Что является предметом педагогики:

а) обучение;

б) воспитание;

в) педагогическая действительность;

г) педагогический процесс.

3. Что является объектом педагогики:

а) воспитательная деятельность

б) воспитание как сознательно и целенаправлено осуществляемый процесс

в) воспитание человека человеком.

4. Из перечисленных понятий выберите основные категории педагогики

1) знание

2) педагогический процесс

3) навык

4) формирование

5) умение

6) развитие

7) воспитание

8) обучение

9) образование.

5. К каким видам педагогической науки относятся:

а) история педагогики, педагогика, теория воспитания, дидактика, школоведение – ….

б) методика воспитания, методика обучения – ….

в) сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, пенитенциарная педагогика – ….

г) коррекционная, социальная, профессиональная, семейная – ….

 

(Методическая, фундаментальная, специальная, практико-ориентировочная).

6. Установите соответствие понятий:

__________ - это непрерывный процесс интеграции личности в социальную систему путем адаптации и творческой самореализации Воспитание

 

__________ - это специально-организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение знаний и способов деятельности, развитие познавательных и других способностей, формирование мировоззрения Образование
__________ - это процесс и результат становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов Социализация
__________ - это процесс и результат развития личности как субъекта познания, деятельности и отношений Развитие
__________ - это процесс и результат количественных и качественных изменений различных сторон личности, ее взросление Формирование
__________ - это целенаправленный процесс формирования и развития отношений личности с миром и с самим собой в специально организованных условиях – в школе, семье, внешкольных организациях Обучение

 

7. Вставьте пропущенные слова

Методология педагогики – это учение о ________, ________, _______, ________ познания и преобразования педагогической действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.