Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие № 3




Основные функции образования

1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

2) развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной, или деятельностной).

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколе­нию; воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, уме­ний, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, эко­номических и т. д.). Посредством теоретической образовательной модели определяется и формируется сознание личности с конкретным типом мировоззрения, ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, определенными знаниями, умениями и навыками. Ярким примером такой модели образова­ния является советская школа, которая была ориентирована на формирование у учащихся единого марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических идеалов и ценностей. Такая теоретическая модель образования соответствует обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная, или предметно-ориентированная.

Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях.

Деятельностный подход в образовании – это совокупность принципов организации образовательного процесса, направленных на использование активных форм и методов обучения, личносто-ориентированных (развиающих), а также компьютерных технологий. Деятельностный подход противостоит вербальным методам обучения, догматическим формам передачи «завершённой» системы знаний, умений и навыков, монологичным и обезличенным способом взаимодействия педагоги и ученика.

(из кн.: Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: Активные методы обучения. – Мн.: Ин-т повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994. – С. 5-18.)

 

 

Тема: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Цель: Проанализировать мировые образовательные тенденции, сформировать представление о системе образования, о многоуровневой национальной системе образования, о типах учебных заведений РБ, о мировых тенденциях развития высшего образования.

 

Основные понятия темы: система образования, национальная система образования, типы учебных заведений, гуманизация, демократизация.

Задания для самоподготовки

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
1. Позитивные и негативные тенденции развития системы образования 1. Проанализируйте позитивные и негативные тенденции развития системы образования. 2. Определите основные цели функционирования системы образования в современной школе. 3. Что способствует и что мешает развитию образования в мировой практике? 4. В чем заключается важнейшая задача современного образования в свете новой образовательной парадигмы? 5. Какие глобальные тенденции мировой системы образования в большей степени относятся к нашей национальной системе?
2. Национальная система образования в РБ 1. Составьте тезисы на тему: «Система образования в Республике Беларусь» отразив в них следующие аспекты. а) принципы современной образовательной политики; б) национальная система образования; в) уровни основного образования;

 

    г) структура общеобразовательной средней школы. 2. Раскройте сущность понятий: «гуманизация», «демократизация», «гуманитаризация», «деидеологизация», «развивающий характер образования». 3. Охарактеризуйте новые типы учебных заведений: лицей, гимназия, колледж, высшее профессиональное училище. 4. Мини-дискуссия: Почему позиция педагога в образовательном процессе как носителя абсолютной истины в современных условиях выступает тормозящим фактором в развитии личности? 5. Напишите аннотацию на книгу У. Глассера «Школа без неудачников». 6. В чем причины того, что многие учителя не реализовывают свое право на творчество?
3. Система высшего образования в РБ: проблемы и перспективы 1. Подумайте над вопросами: а) Почему необходима реформа высшего образования? б) Каковы основные направления развития высшей школы? 2. Подготовьте сообщение на тему «Изменение роли вузовской науки и практики». 3. Раскройте суть содержания высшего образования по уровням подготовки: а) бакалавр; б) специалист; г) магистр.
4. Подумайте над вопросом: Чем отличаются процессы профессиональной подготовки и сферы трудовой деятельности бакалавра, специалиста, магистра? 5. Проанализируйте содержание высшего образования по уровням подготовки (табл. № 1): на что направлено реформирование системы высшего образования исходя из его содержания?
4. Мировые тенденции развития высшего образования 1. Охарактеризуйте основные мировые тенденции развития высшего образования. 2. Раскройте суть понятия «диверсификация образования». 3. Почему в современных условиях актуальным выступает процесс формирования у студентов аутодидактических умений?

Темы рефератов:

1. Образование для XXI века: цели, тенденции и концепции.

2. Концепции образования для XXI века в ведущих странах мира.

 

Задания для самопроверки

1. Допишите основные направления развития современной системы образования.

– Направленность на ценности национальной и мировой культуры;

–;

–;

–.

2. Допишите позитивные тенденции и особенности развития национальной системы образования.

– значительное обновление и разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

– разработка и внедрение в вузы и школы систем обеспечения и управления качеством образования;

– использование школами и вузами дополнительных источников финансирования;

–;

–;

–;

–.

3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания.

Целевыми установками новой парадигмы образования выступают:

– разработка и реализация __________ содержания обучения, способствующего не только усвоению обучающи­мися «готовых» знаний, но и __________ и __________, формированию у них готовности к постоянному __________;

– создание и внедрение __________ технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в __________ деятельности.

4. Дайте определение образованию в соответствии с Законом об образовании Республики Беларусь.

Под образованием понимается процесс __________ и __________ в интересах __________, __________, __________, направленный на сохранение, приумножение и передачу зна­ний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в __________, __________, __________, __________ развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

5. Вставьте пропущенные слова и словосочетания.

Образование подразделяется на __________ и __________. Основное образование имеет следующие уровни:

– дошкольное образование;

– общее базовое образование (... кл.);

-;

-;

-;

-;

-;

– послевузовское образование.

6. В чем заключаются основные отличия перспективной структуры образования от действующей?

7. Из нижеприведенного ряда понятий выберите основные принципы реформирования системы среднего образования в современных условиях.

Дифференциация, интеграция, развивающий характер обучения, единство национальных и общечеловеческих ценностей, демократизация, авторитаризм, гуманизация, унификация, фундаментальность, культурологический, деидеологизация, гуманитаризация, предметоцентризм, диверсификация.

 

8. Какой принцип модернизации общеобразовательной сред­ней школы предполагает:

а) «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса, признание личности и ученика, и педагога высшей жизненной ценностью;

б) изменение учебных планов и программ, форм и технологий обучения в соответствии с потребностями, интересами, возможностями ученика?

 

9. Дополните основные признаки (особенности) деятельности учебных заведений нового типа.

– Профилизация образовательного процесса;

– утверждение и развитие собственных традиций учебно­го заведения;

-;

-;

-.

 

10. Допишите недостающее.

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования выступают:

– повышение __________высшего образования;

– формирование профессиональной ______________ специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям жизнеде­ятельности;

– воспитание __________личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

11. Вставьте пропущенные слова, используя приведенные ниже.

Совершенствование структуры и содержания высшего образования предполагает:

– переход к __________ системе профессиональной подготовки специалистов, включающей ______________ и __________;

– ______________ типов высших учебных заведений: высший колледж, институт, академия, университет;

– ___________ среднего специального и высшего образования (в виде ССУЗ – вуз, лицей – вуз и др.).

(Дифференциация, гуманитаризация, магистратура, двухступенчатая, диверсификация, интеграция, бака­лавриат, интернационализация образования.)

Результативность занятия

Изучив данную тему вы должны:

Þ Знать и понимать цели функционирования системы образования Республики Беларусь и особенности развития образовательной сферы в современных условиях.

Þ Знать основные мировые тенденции в развитии образования и уметь анализировать систему образования страны, региона, выделять в ней общее и отличное от систем образования других стран, регионов.

Þ Понимать и уметь обосновывать сущность позитивных и кризисных явлений в образовании, знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности.

Þ Понимать сущность модернизации образования как перманентного состояния образовательной системы; знать основные положения новой образовательной парадигмы и принципы образовательной политики в стране.

Þ Знать компоненты многоуровневой национальной системы образования, сущность его непрерывности и вариативности; уметь использовать эти знания в собственной профессиональной деятельности.

Þ Знать типы учреждений образования в дошкольном, среднем и профессиональном образовании и уметь осуществлять их выбор с целью оптимального развития собственного ребенка или лично себя.

Þ Знать структуру общеобразовательной средней школы, понимать принципы ее реформирования и быть готовым к участию в общественно-государственном управлении системой образования.

Þ Знать и понимать основные мировые тенденции развития высшего образования, сущность двухступенчатой профессиональной подготовки специалистов в стране и использовать эти знания для профессионального самоопределения.

Þ Уметь определить для себя возможности системы образования Республики Беларусь, обеспечивающие самореализацию как семьянина, гражданина, профессионала.

 

Литература:

1. Березовин Н.А., Козулин А.В., Сманцер А.П., Жук О.Л. Основы педагогики. Учебно-методическое пособие. Мн., БГУ, 1996. – С. 140-149.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. – Гл. 1, 2, 4.

3. Закон Республики Беларусь «Об образовании». В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

4. Козулин А.В. Учебные задания нового типа в национальной системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. специальностей БГУ. – Мн.: БГУ, 1999. – Гл. I, II.

5. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. – 2-е изд.,доп. – МН.: НИО, 2000. – Гл. II, III.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.