КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинарское занятие № 3
Основные функции образования 1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей); 2) развития (общества, личности). Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной, или деятельностной). Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т. д.). Посредством теоретической образовательной модели определяется и формируется сознание личности с конкретным типом мировоззрения, ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, определенными знаниями, умениями и навыками. Ярким примером такой модели образования является советская школа, которая была ориентирована на формирование у учащихся единого марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических идеалов и ценностей. Такая теоретическая модель образования соответствует обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная, или предметно-ориентированная. Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях. Деятельностный подход в образовании – это совокупность принципов организации образовательного процесса, направленных на использование активных форм и методов обучения, личносто-ориентированных (развиающих), а также компьютерных технологий. Деятельностный подход противостоит вербальным методам обучения, догматическим формам передачи «завершённой» системы знаний, умений и навыков, монологичным и обезличенным способом взаимодействия педагоги и ученика. (из кн.: Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: Активные методы обучения. – Мн.: Ин-т повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994. – С. 5-18.)
Тема: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Цель: Проанализировать мировые образовательные тенденции, сформировать представление о системе образования, о многоуровневой национальной системе образования, о типах учебных заведений РБ, о мировых тенденциях развития высшего образования.
Основные понятия темы: система образования, национальная система образования, типы учебных заведений, гуманизация, демократизация. Задания для самоподготовки
Темы рефератов: 1. Образование для XXI века: цели, тенденции и концепции. 2. Концепции образования для XXI века в ведущих странах мира.
Задания для самопроверки 1. Допишите основные направления развития современной системы образования. – Направленность на ценности национальной и мировой культуры; –; –; –. 2. Допишите позитивные тенденции и особенности развития национальной системы образования. – значительное обновление и разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам; – разработка и внедрение в вузы и школы систем обеспечения и управления качеством образования; – использование школами и вузами дополнительных источников финансирования; –; –; –; –. 3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания. Целевыми установками новой парадигмы образования выступают: – разработка и реализация __________ содержания обучения, способствующего не только усвоению обучающимися «готовых» знаний, но и __________ и __________, формированию у них готовности к постоянному __________; – создание и внедрение __________ технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в __________ деятельности. 4. Дайте определение образованию в соответствии с Законом об образовании Республики Беларусь. Под образованием понимается процесс __________ и __________ в интересах __________, __________, __________, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в __________, __________, __________, __________ развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. 5. Вставьте пропущенные слова и словосочетания. Образование подразделяется на __________ и __________. Основное образование имеет следующие уровни: – дошкольное образование; – общее базовое образование (... кл.); -; -; -; -; -; – послевузовское образование. 6. В чем заключаются основные отличия перспективной структуры образования от действующей? 7. Из нижеприведенного ряда понятий выберите основные принципы реформирования системы среднего образования в современных условиях. Дифференциация, интеграция, развивающий характер обучения, единство национальных и общечеловеческих ценностей, демократизация, авторитаризм, гуманизация, унификация, фундаментальность, культурологический, деидеологизация, гуманитаризация, предметоцентризм, диверсификация.
8. Какой принцип модернизации общеобразовательной средней школы предполагает: а) «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса, признание личности и ученика, и педагога высшей жизненной ценностью; б) изменение учебных планов и программ, форм и технологий обучения в соответствии с потребностями, интересами, возможностями ученика?
9. Дополните основные признаки (особенности) деятельности учебных заведений нового типа. – Профилизация образовательного процесса; – утверждение и развитие собственных традиций учебного заведения; -; -; -.
10. Допишите недостающее. Стратегическими целями реформирования системы высшего образования выступают: – повышение __________высшего образования; – формирование профессиональной ______________ специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности; – воспитание __________личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества. – 11. Вставьте пропущенные слова, используя приведенные ниже. Совершенствование структуры и содержания высшего образования предполагает: – переход к __________ системе профессиональной подготовки специалистов, включающей ______________ и __________; – ______________ типов высших учебных заведений: высший колледж, институт, академия, университет; – ___________ среднего специального и высшего образования (в виде ССУЗ – вуз, лицей – вуз и др.). (Дифференциация, гуманитаризация, магистратура, двухступенчатая, диверсификация, интеграция, бакалавриат, интернационализация образования.) Результативность занятия Изучив данную тему вы должны: Þ Знать и понимать цели функционирования системы образования Республики Беларусь и особенности развития образовательной сферы в современных условиях. Þ Знать основные мировые тенденции в развитии образования и уметь анализировать систему образования страны, региона, выделять в ней общее и отличное от систем образования других стран, регионов. Þ Понимать и уметь обосновывать сущность позитивных и кризисных явлений в образовании, знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности. Þ Понимать сущность модернизации образования как перманентного состояния образовательной системы; знать основные положения новой образовательной парадигмы и принципы образовательной политики в стране. Þ Знать компоненты многоуровневой национальной системы образования, сущность его непрерывности и вариативности; уметь использовать эти знания в собственной профессиональной деятельности. Þ Знать типы учреждений образования в дошкольном, среднем и профессиональном образовании и уметь осуществлять их выбор с целью оптимального развития собственного ребенка или лично себя. Þ Знать структуру общеобразовательной средней школы, понимать принципы ее реформирования и быть готовым к участию в общественно-государственном управлении системой образования. Þ Знать и понимать основные мировые тенденции развития высшего образования, сущность двухступенчатой профессиональной подготовки специалистов в стране и использовать эти знания для профессионального самоопределения. Þ Уметь определить для себя возможности системы образования Республики Беларусь, обеспечивающие самореализацию как семьянина, гражданина, профессионала.
Литература: 1. Березовин Н.А., Козулин А.В., Сманцер А.П., Жук О.Л. Основы педагогики. Учебно-методическое пособие. Мн., БГУ, 1996. – С. 140-149. 2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. – Гл. 1, 2, 4. 3. Закон Республики Беларусь «Об образовании». В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844). 4. Козулин А.В. Учебные задания нового типа в национальной системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. специальностей БГУ. – Мн.: БГУ, 1999. – Гл. I, II. 5. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. – 2-е изд.,доп. – МН.: НИО, 2000. – Гл. II, III.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |