Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология и методы научно-педагогического исследования




Понятие «методология» используется в нескольких смыслах: а) как учение о научных методах познания; б) как совокупность методов исследования, применяемых в науке; в) как учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология педагогики – это учение о принципах, методах, формах познания и преобразования педагогической действительности.

Метод – путь познания, способ построения и обоснования научного знания.

Научное педагогическое исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, один из видов познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

В педагогике различают три уровня исследований: экспериментальный, теоретический и методологический. На первом уровне устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснять ранее открытые факты, а также предсказывать и предвидеть будущие события и факты. На третьем уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений. Наиболее распространенными в педагогике являются эмпирическое и теоретическое исследование.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый педагогический объект (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

К методам эмпирического уровня исследования относятся: наблюдения, анкеты, собеседования, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение передового педагогического опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент, социометрия, метод независимых характеристик. Эти методы используются при накоплении фактического материала по исследуемой проблеме.

К методам теоретического исследования относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, классификация, моделирование, логические методы сходства и различия. Эти методы предполагают глубокий анализ фактов, выявление процесса «в чистом виде», раскрытие его сущности.

Традиционно-педагогическими методами считают наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение’ продуктов ученического творчества, беседы.

Методы исследования, заимствованные из других отраслей знания, – это эксперимент, тестирование, анкетирование, социометрический метод, ранжирование, шкалирование, моделирование.

Наблюдение – наиболее доступный метод изучения педагогической практики. Под ним понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение бывает научным и обыденным (житейским).

Признаки научного наблюдения: целенаправленность, систематичность, комплексность, аналитический характер.

Наблюдение может быть непрерывное и дискретное; широкое и узкоспециальное.

Достоинства метода:

– возможность изучать предмет в естественных условиях;

– возможность изменить ситуацию или намеренно создать новую.

Недостатки метода:

– трудоёмкость и продолжительность;

– влияние субъективных факторов.

Изучение опыта – метод педагогического исследования, который означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычисление общего в учебно-воспитательных системах. Он тесно смыкается с методом изучения первоисточников, при котором тщательному анализу подвергаются памятники письменности, законодательные акты, проекты, отчёты, доклады и т.д.

Разновидности педагогического опыта:

a). по качеству – передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный;

b). по масштабу – единичный, типичный, индивидуальный, групповой, коллективный, массовый;

c). по новизне – новаторский, творческий, репродуктивный.

Анализ школьной документации, отражающий учебно-воспитательный процесс, обязательно сочетается с другими методами. Он помогает установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Источниками информации служат классные журналы, календарные и поурочные планы учителей, расписания уроков и т.д.

Метод изучения продуктов ученического творчества предполагает исследование домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчётов, поделок и т.д. Он требует тщательного планирования и умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

Беседа – это устный опрос лиц по тем вопросам, которые интересуют исследователя. Как метод изучения испытуемых, она сложна по своему использованию, требует тщательной подготовки - определения цели, программы, объекта, предмета разговора, отдельных вопросов, места и времени проведения.

Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной.

К новым методам педагогических исследований относят педагогический эксперимент, тестирование и др.

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Экспериментальные исследования могут быть как длительными, так и краткосрочными.

В зависимости от цели различают:

– констатирующий;

– проверочный;

– формирующий эксперимент.

По месту проведения выделяют естественный и лабораторный эксперимент.

Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания и развития учащихся. Этот метод отличается простотой, доступностью, точностью, возможностью автоматизации. Для его проведения используются различные тесты диагностирования обученности и развития школьников.

(Из кн.: «Педагогика: краткий курс». – Мозырь, 2002. – С. 14-16.)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.