КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материалы к теме №1
Результативность занятия Изучив данную тему вы должны: Þ Знать и уметь раскрывать сущность педагогики как науки, педагогической практики и учебной дисциплины. Þ Знать объект и предмет педагогики, уметь их формулировать. Þ Знать предпосылки возникновения педагогической теории и уметь обосновывать ее роль в развитии общества. Þ Уметь выделять существенные признаки основных категорий педагогики (образования, воспитания, обучения, развития), общее и особенное при их сравнении и сопоставлении. Þ Знать отрасли педагогической науки и уметь объяснить объективную необходимость ее дифференциации. Þ Знать и уметь обосновывать правомерность реализации в педагогической практике различных парадигм образования знаниевой и гуманистической; технократической и культурологической; социетарной и человекоориентированной; педоцентристской и детоцентристской). Þ Знать основные методологические подходы, используемые учеными для разработки научно-практических проблем образования (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный или диалогический, аксиологический, культурологический, антропологический, этнопедагогический), уметь объяснить их существенные особенности. Þ Знать методы педагогических исследований и уметь их применять при анализе реальной действительности с педагогических позиций. Þ Осознавать зависимость эффективности своего труда от собственной педагогической культуры.
Литература: 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – Гл. 1, 2. 2. Вульфов Б.З., иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – Темы 1, 2.
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – С. 5-33. 4. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котов и др. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С. 5-38. 5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общ-во России, 2002. – Гл. 1.1-1.4.
Институты воспитания и обучения на Руси. «Кормильство» – своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками. Институт «кумовства» – трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью. Позже появились институт «мастеров грамоты» – одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и великой затраты сил, чтобы научить немногому – читать и писать.
Значение термина педагогика. 1. Выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе. 2. Подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством. 3. Педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке. 4. Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания. 5. Значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека. (Из кн. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2000. – С. 12, 14.)
Педагогика как наука, предмет и объект ее исследования. Наука о воспитании человека называется педагогикой. Пройдя длительный путь развития, современная педагогика стала наукой, изучающей сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человек на протяжении всей его жизни. Предметом педагогики является специально организованный педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Главной задачей педагогики является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Она познает законы воспитания, обучения и образования моделей и на этой основе указывает педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Педагогика исследует также такие проблемы,как: - изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; - разработка содержания воспитания; - исследование и разработка методов воспитания. Источники развития педагогики: - многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; - философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; - текущая мировая и отечественная практика воспитания; - данные специально организованных педагогических исследований; - опыт педагогов-новаторов; Педагогику нужно знать всем, кто имеет дело с человеком: врачам, юристам, руководителям производства, родителям, а прежде всего – педагогам, учителям, воспитателям. Категории педагогики – это педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями, как развитие и формирование. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим; это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Понятие «воспитание» употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова воспитаниеопределяется по-разному:
a). как процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (И.П. Подласый); b). как целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активной деятельности личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями (И.Ф. Харламов); c). как социально направленное (в отличие от ненаправленного) воздействие с целью формирования внутренних условий морального поведения (С.Л. Рубинштейн). Воспитание в широком смысле слова – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. Воспитание гуманистическое личностно-ориентированное – это педагогический управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребёнка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей (Е.В. Бондаревская). Воспитание личностно-ориентированное – развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей с учётом индивидуальных особенностей. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями (И.П. Подласый). Обучение – это целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, практическими умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и морально-эстетической культуры (И.Ф. Харламов). Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. (И.Л. Подласый). Понятие «формирование» более широкое, чем «воспитание». Воспитание является важнейшим условием формирования личности. Система педагогических наук. Педагогика – обширная наука, представляющая собой разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании. Фундаментом педагогики является философия воспитания – область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Она указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию принято считать методологической основой педагогики. Систему педагогических наук составляют: 1. Преддошкольная и дошкольная педагогика - наука о воспитании и обучении детей дошкольного возраста (от рождения до 6-7 лет) 2. Педагогика школы - наука о воспитании и образовании детей школьного возраста (от 6-7 лет до 17-18 лет) 3. Специальная педагогика - совокупность научных дисциплин (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии: a). логопедия – наука о воспитании и обучении детей с недостатками речи; b). сурдопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с недостатками слуха (глухих и слабослышащих); c). тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении слепых и слабовидящих детей; d). олигофренопедагогика – наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. 4. Военная педагогика – разрабатывает принципы, формы и методы образования и воспитания военнослужащих. 5. Педагогика высшей школы – наука о воспитании и обучении студенческой молодежи. 6. Педагогика взрослых – наука о воспитании и обучении взрослых людей. 7. Семейная педагогика – изучает проблемы воспитания и обучения детей в условиях семьи. 8. Сравнительная педагогика – изучает зарубежные системы воспитания и образования, различные педагогические теории, преимущественно в сравнительном плане. 9. Социальная педагогика – изучает влияние среды на развитие и формирование личности. 10. История педагогики – изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях человеческого общества. 11. Этнопедагогика – изучает специфику и закономерности народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклоре опыт воспитания. 12. Исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений) – изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей. 13. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. 14. Андрогогика – наука о работе с пожилыми людьми. 15. Школоведение – изучает вопросы управления школой. 16. Педагогика детских и юношеских организаций. (Из кн.: «Педагогика: краткий курс». – Мозырь, 2002. – С. 4-9.)
Парадигмы образования. Парадигма – это совокупность научно-теоритических, методологических и других установок, принятых научными, педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца. В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. К ним относятся «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования. В европейской культуре «знаниевая» парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становящимся практическим и теоретическим опытом человека. «Культурологическая» парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. В связи с развитием культуры и общества спектр элементов постоянно расширяется, в него добавляются и овладение основами физической и эстетической культуры, экологии и экономики и др. Сущность «технократической» парадигмы проявляется в своеобразном мировоззрении, основными чертами которого являются приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями. Альтернативной технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. «Гуманистическая» парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество. «Педоцентристская» парадигма понимается как альтернатива «детоцентристской». «Педоцентристская» парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно. «Детоцентристская» парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов. В качестве эталона «социетарной» парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Последние определяют характер и цели воспитания и образования. В рамках «человеко-ориентированной» (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребенка и родителей ученика,так и педагога. (Из кн. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб., 2000. – С. 30-31.)
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |