Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы социализации




Фактор физиологический. Мужчины и женщины отличаются по целому ряду морфологических характеристик. Физиологически женщины и мужчины рождены идти рядом под ритм совершенно разных гормональных циклов, обуславливающих различие установок и стиля общения. И у мальчиков, и у девочек есть основные половые гормоны — тестостерон и эстроген, но у мальчиков больше тестостерона, а у девочек более высок уровень эстрогена. Различие в их соотношении и стратегическом расписании выброса и обусловливает уникально женский или уникально мужской тип развития. Разум, ответственный за процесс развития, действует на уровне генетического кодирования.

Физиологическое развитие, идущее по различным путям, способствует разным способам сбора и обработки информации, что само по себе закладывает основу различного понимания окружающего мира и формирование различных установок. «Одна и та же задача могла решаться мозгом различно. Исследования показали, сколь существенно могут разниться мозговые системы, конечный результат деятельности которых один и тот же, исходное руководство к действию — идентично».

2. Антропологический фактор — влияние внешней среды на эволюцию организма человека. Набор признаков организма, сформировавшихся с учетом воздействия внешней среды, называется фенотипом. Каждое живое существо на протяжении своей жизни подвергается влиянию той внешней среды, тех условий, в которых оно находится, и под их воздействием тоже в какой-то мере изменяется. Питание, наличие стрессов, необходимость вести подвижный или малоподвижный образ жизни — все это влияет на развитие человека. Говорят, что совершенную красоту можно встретить только в странах с умеренным климатом. Природа дала женщинам более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий. У мальчиков влияние внешней среды значительно меньше, так как генотипы (комлексы врожденных признаков) у мужчин разнообразнее. Поэтому при резком изменении условий жизни, к которым генетически они не приспособлены, женщины могут приспособиться за счет фенотипической изменчивости, сохраняя весь набор наследственной информации — генотипов. Например, в зимние периоды женщины может измениться за счет увеличения подкожного жира. Организм защищается от холода. Мужской организм так быстро приспосабливаться не может, поэтому возможность получить простудное заболевание у них выше. При различных изменениях внешней среды, как природных, так и социальных, страдают в большей степени мужчины. Период 90-х годов в Украине характеризуется высокой смертностью мужчин — это период экономической перестройки государства: переход к рыночной экономике. Но у мужчин есть возможность найти другой выход из создавшейся ситуации, этим обстоятельством и объясняется их расположенность к поисковому поведению. Мозг мужчин крупнее, более развит, чем женский, но и более раним. Поисковым поведением определяется тяга к освоению новых пространств, большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к принятию нетрадиционных решений и рискованных предприятий. Ни один признак не может развиваться, если такая возможность не заложена и генотипе; если развитие протекает в разных условиях среды, то проявление генотипа будет варьировать соответственно меняющимся условиям среды.

Генотип определяет не фиксированный набор признаков, а норму реакции, то есть репертуар возможных ответов индивида на действие среды. Наследственность — это, скорее всего, множество возможностей человека. Какая их часть будет реализована, определяется факторами среды и биографией индивида. Всем людям важно создать более благоприятные условия для их самовыражения. Сложность проблемы возрастает, если принять во внимание генетическое разнообразие человека. Самая лучшая среда будет прекрасна для одних, приемлема для других и непригодна для третьих. Подгонка каждого под одно и то же «прокрустово ложе» приведет к тому, что многие люди будут ограничены в своих возможностях развить имеющиеся у них нестандартные дарования.

Насколько велико влияние климата, питания и образа жизни на те измене­ния, которым человек вообще подвержен, было особенно подробно исследовано Waitz'oM. Многочисленные культурные стадии, которые человек проходит в своем развитии, позволяют преодолевать воздействие антропогенного фактора путем применения различных приемов. Человек способен сам воздействовать и изменять свою внешность.

Этнографический фактор. Этнография как наука позволяет понять, как привычки, традиции и установки, укоренившиеся в обществе, влияют на развитие личности. Экономика, культура, религия, традиции стали основой в формировании устоявшихся стереотипов по отношению к женщинам и мужчинам, создании определенного мнения о месте и роли их в обществе, играют существенную роль в определении индивидуальных особенностей личности, формирующих так называемый гендерный дисплей. Национальная модель гендера — это тема отдельного разговора с тем, чтобы ответить на вопрос: «Чем украинская модель гендера отличается от остальных моделей?» Стереотипы в отношении женщин и мужчин, создаваемые обществом в различные исторические периоды, усваиваются ребенком при взаимодействии с окружающим миром, влияют в дальнейшем на его мотивацию, систему ценностей, уровень тревожности, уверенность в себе, а в конечном итоге и на выбор карьеры.

Факторы гендерной социализации: референтная группа (группа сверстников), СМИ (литературные источники, телевидение, реклама).

Референтная группа. Мы в большой степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Другими словами, иногда мы подчиняемся не просто из-за того, что боимся осуждения общества, а потому, что без направляющего воздействия других мы действительно не знаем, что думать, чувствовать и делать. При этом мы обращаемся за подсказкой к окружающим и следуем их примеру. Чалдини (Cialdini, 1993) отметил следующую особенность: чтобы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что считают правильным другие, а свое поведение мы считаем правильным только до тех пор, пока наблюдаем его у окружающих (он назвал это социальной проверкой). Социальная проверка — это когда человек оценивает свое поведение как правильное, пока наблюдает такое же поведение у членов референтной группы. Социального неодобрения часто бывает достаточно, чтобы заставить ребенка изменить свое поведение так, чтобы оно удовлетворяло социальным ожиданиям для его пола.

И.С. Кон утверждает, что общество сверстников как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации. В среде сверстников ребенок демонстрирует себя в качестве представителя определенного пола, опробует полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении. Тем самым они подтверждают, укрепляют или ставят под вопрос половую идентичность. Ориентация на мнение сверстников в определенном возрасте становится решающей для выбора стиля жизни и профессионального пути и влияет на процесс гендерной идентичности.

Влияние СМИ Часто именно влиянию информации мы обязаны тем, что принимаем социальные нормы и модели поведения, не поддающиеся трансформации из-за того, что человек в них безоговорочно верит. А. Козырева, исследователь Санкт-Петербургского государственного технологического университета, проанализировала образы мужчин и женщин, которые мы видим на обложках журналов и экранах телевизоров.

«Настоящий мужчина» в СМИ:

Профессионал на работе и профан в домашних делах.

Независим и одинок.

Лучший вид времяпровождения — принятие слабоалкогольных напитков в мужской компании.

Старше женщин.

Во внешности часто присутствуют седина, грубость кожи, шрамы и пр.

Неэмоционален.

Женские образы, которые представляют современные СМИ, отличаются следующим:

Изображаются исключительно молодыми и красивыми.

Фигура непропорциональна (очень высокий рост, большая грудь, худое тело и пр.), далека от реальной.

Основные роли: домохозяйка, мать, фотомодель.

Существует для мужчин и нуждается в защите.

Эти образы ведут женщин в кабинеты косметологов, пластических хирургов, спортивные клубы, а девочек-подростков заставляют пробовать различные диеты и переживать несоответствие «идеалам». Девочки черпают идеи о своей роли в обществе из средств массовой информации и чувствуют себя неадекватными, когда сравнивают себя с изображением идеальных женщин в СМИ. Они чувствуют неудовлетворенность собственным телом, волосами, зубами, им не нравится их рост, размер груди. Когда у девочек-подростков в период полового созревания происходят нормальные физиологические изменения, например перераспределение веса, то они воспринимают это как ожирение и приходят к мысли, что нужно «сесть на диету».

Информационное давление вызвано тем, что расширяются наши знания о себе и мире, а мы стремимся понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах. Информационное давление в сочетании с нормативным принуждением частично объясняет силу влияния гендерных норм на наше поведение.

Аронсон (Aronson, 1992) предположил, что подчинение нормативному давлению вызвано нашим желанием нравиться окружающим, а подчинение информационному давлению — желанием быть правыми.

Теория нормативного и информационного давления частично объясняет, каким образом мы учимся этим нормам и что заставляет нас придерживаться их.

Литературные источники. Стереотипы поведения складывались веками и подкрепляются литературными источниками: книги, школьные учебники, устное народное творчество (пословицы, поговорки и выражения). Великий собиратель народного творчества В. Даль в предисловии к сборнику «Пословицы русского народа» писал: «...мы должны согласиться, что она (пословица) не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик, как возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье». Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнообразии. Они рождались в процессе осмысления народного опыта, с исключительной полнотой отражали мышление человека. Исследованию изречений русского народа посвящен научный труд В.И. Зимина и А.С. Спирина, в котором отдельная глава посвящена женщинам. Даже названия разделов этой главы достаточно красноречиво характеризуют отношение к женскому вопросу, например: женский ум, женские хитрости, конь-баба, сила женских чар, бабьи слезы, возраст женщины, баба, баба-яга, две бабы, девушка, старая дева, вдова. Пословицы — это отражение стереотипов.

Самая мощная иллюстрация отношения к женщине закрепилась в нашей культуре в виде бранных, а точнее, «матерных» выражений. То, что сниженная лексика основывается на словах, определяющих мужские и женские гениталии, — распространенное явление, можно сказать — норма. Такие бранные слова существуют во всех европейских языках. Но, пожалуй, ни в одном языке бранные выражения не формируются через отношения к матери. Даже обобщающее слово — мат имеет «материнский» корень. Мы часто слышим эти слова и даже не отдаем себе отчета в их разрушительном значении.

Большинство книг, посвященных вопросам человеческих отношений, написано женщинами. Они же составляют и подавляющее большинство покупателей подобной литературы.

Большую роль в воспитании ребенка играет детская литература.

Сказки. Их придумывают взрослые и чаще всего в основе сюжета лежат полоролевые стереотипы. Какими сказки учат быть девочек? А мальчиков? Девочки — это воплощение «традиционной женственности», объект спасения («Морозко»). Безропотность девушки восхваляется («Золушка»), девушка обязательно должна быть рукодельницей, награда за терпение — хороший жених, «ленивицы» в сказках обычно наказываются. Для юношей-героев девушки в сказках являются невестами с богатством и признанием.

Глянец — это не только глянцевые журналы. Это и сегодняшнее телевидение — многочисленные ток-шоу, реклама, телесериалы. Глянец — это явление сегодняшнего дня, это новая культура России. Глянец диктует ценности, убеждения, стиль жизни, образ мыслей. Современному человеку предлагают готовые клише на все случаи жизни: куда пойти, где отдыхать, что одевать, предлагаются мысли по поводу... В результате человек начинает жить мыслями, навязанными ему извне. Глянец — это стандарт жизни.

Глянцевые журналы. Хорошую характеристику им дала Евгения Белякова, семейный психотерапевт: «В них не принято писать о том, что может по-настоящему встревожить, ранить, взволновать. Нет сложностей многомерного мира человеческих взаимоотношений, нет одиночества, страхов и тревог, страданий, болезней, старости и смерти. Все просто: "путь к сердцу мужчины лежит через его желудок"; "дети — цветы жизни". Старости нет. Смерти нет. Дети есть, но это скорее из раздела аксессуаров. Там, где сумочки, шляпки, украшения. Поэтому советы по воспитанию детей похожи на рекомендации по уходу за бижутерией».

Телевидение. Нещадно эксплуатируется тема различий мужчин и женщин, проводя множество телешоу на эту тему. По мнению ученых, подростки, которые в среднем смотрят телевизор до 25 часов в неделю, то есть подолгу, имеют более стереотипные установки по поводу гендерных и, чем те, которые проводят меньше времени у телевизора. Количество мужчин персонажей превосходит количество женских в отношении 3:1 (во взрослых передачах) и 5:1 (в детских) и роли телевизионных персонажей в большей степени типизированы. Персонажи-мужчины более предприимчивы, агрессивны, склонны к причинению страданий, занимают доминирующее положение по сравнению женскими персонажами. Женщины более нежны, заботливы и боязливы, часто выполняют роли сексуального характера. Успех женщины во многом зависит от умения приспосабливать свое поведение к желаниям и ожиданиям мужчины. Американский психолог Ш. Берн использует новый термин «фейсизм» — как неравное изображение полов на телеэкране: у мужчин чаще изображено лицо, а у женщин — фигура. Следовательно, мужчины воспринимаются как интеллектуальные персонажи, а женщины — как сексуальные. Чаще всего женщины и «отражаются» зависимыми от мужчин, а в телевизионных сериалах, как правило, без определенных занятий и профессии или средств существования.

Реклама. На телевидении реклама изображает девочек и женщин в роли «помощниц», когда они обслуживают других, живут ради других и не распоряжаются собственной жизнью. Женщин обычно изображают дома (например, когда они рекламируют продукцию для мытья посуды). Этот взгляд укрепляет традиционные представления о женщинах в обществе. Аморальное содержание СМИ приходит в школу через детей, которым дозволяется получать из Интернета несоответствующую информацию, смотреть по телевизору то, что им хочется. СМИ пытаются изменить социальную роль мужчины не в лучшую сторону. Телевизионные передачи и рекламные ролики начали представлять мужчину глупым, некомпетентным существом, полностью теряющимся перед лицом умной, интеллигентной, во всем его превосходящей женщины. Вот пример того, что можно найти в электронной почте: «Вы когда-нибудь замечали, что все женские проблемы начинаются с мужчин (имеются в виду английские слова, связанные мужчинами — "мен", "гай")? Менопауза. Менструальные боли. Ментальные болезни. Гинеколог».

Если рассмотреть влияние гендерных стереотипов в течение всей жизни человека, то можно расставить акценты следующим образом.

На возрастном периоде с рождения до 12 лет максимальное влияние на гендерную социализацию оказывают стереотипы семьи, в период с 12 до 26 лет — гендерная культура общества (образовательные учреждения, сверстники, СМИ), с 26 лет и до глубокой старости на гендерную социализацию человека влияют гендерные конфликты (выполнение различных социальных ролей в различных ситуациях).

Различия между полами поддерживаются существующими социальными нормами и установками. Социальная жизнь, ее нормы, правила поведения подавляют врожденные инстинкты, биоритмы и заставляют жить и работать по принятым в обществе стереотипам. Понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин. Гендерный подход в педагогике делает акцент на изучении социальных аспектов пола и ролевой дифференциации по половому признаку, имеющей место в различных социокультурных общественных системах. Педагогика, основанная на психологии обыденного сознания, подгоняет личность под готовую схему, объявляя ее эталоном. Гендерная педагогика, напротив, эту схему «расшатывает», стараясь максимально приблизить ее к конкретной личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.