КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аспекты преемственности в системе «ДОУ – начальная школа»
Условия эффективности взаимосвязи ДОУ со школой: постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами;долгосрочность сотрудничества; н аличие плановости и системы в работе;реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОУ и школы. Варианты решения проблемы преемственности в современных условиях. 1. Комплекс «Детский сад – начальная школа» (одновременное воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста).
2. Раннее предметное обучение дошкольников (школы раннего развития, прогимназии, группы подготовки к школе на базе ДОУ, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования). Черты организации раннего предметного обучения: 1- Увеличение количества занятий с разными специалистами, функциональный характер отношений с ними. 2- Уплотненность режима дня, сокращение времени на свободную деятельность. 3- Изменение характера общения со сверстниками, отчуждение детей друг от друга, ревностно-отрицательные отношения между детьми. 4- Изменение отношений с родителями: утрата эмоционального контакта, ориентированность на успеваемость ребенка. 5- Изменение системы требований к ребенку, предъявление требований успеваемости, тогда как дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к себе и другим. 6- Изменение внутренней позиции ребенка, отождествление своей личности с результатами своей учебы («Я плохой, я плохо учусь»). Условия эффективности раннего предметного обучения: ü Обучение дошкольников на основе игры и других видов детской деятельности, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности. ü Обеспечение постепенного перехода детей от свободных форм деятельности к регламентированным. ü Подготовка ребенка к овладению деловым стилем отношений со взрослым и сотрудничеством со сверстниками. ü Разработка и улучшение программного обеспечения (программы должны быть нацелены на личностный рост ребенка). ü Интеграция предметных областей знаний (ИЗО и речь, ИЗО и музыка, математика и конструирование, экология и социализация и др.). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: а) основная литература 1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007. 2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2005. 3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М., 2005. 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2011. 5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М., 2005. б) дополнительная литература 1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М., 2009. 2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010. 3. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5. 4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005. 5. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10. 6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002. 7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жиличкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – Единое пространство детского развития. – М., 2001. 8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, Ч. 2. 9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009. 10. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. 11. Калина И. О проекте методических рекомендаций по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. 12. Ковалева Г., Литвин Л. «Не навреди!» или придет ли предметная система в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 1. 13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9. 14. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6. 15. Кудрявцев В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3-4. 16. Мухаметзянов Р. Детский сад – начальная школа: о некоторых аспектах преемственности // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6. 17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001. 18. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997.- № 3. 19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. – М., 1995. 20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993. 21. Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5. 22. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. 23. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999. 24. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. – М., 2004. 25. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984. 26. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981. 27. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. 28. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1. 29. Чепель Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в новых условиях // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. 30. Чумичева Р.М. Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6.
в) комплексные образовательные программы для ДОУ 1. Детство: Программа развития и воспитания дошкольников. – СПб., 2011. 2. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М., 2003. 3. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001. 4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М., 2001. 5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2004. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009. 7. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. – М., 2003.
Учебное издание
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |