Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аспекты преемственности в системе «ДОУ – начальная школа»




Информационно-просветительский аспект - взаимное знакомство учителей и воспитателей с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте; - изучение содержания образовательных программ; - изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп. Формы сотрудничества: совместные педагогические советы, семинары-практикумы, лекции по вопросам развития детей, трудностей адаптации к школе и т.п.
Методический аспект - взаимное ознакомление с формами и методами образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе; - установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным предметам. Формы сотрудничества: взаимопосещение, анализ занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, семинары-практикумы по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, взаимное консультирование, методические совещания.
Практический аспект - предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в ДОУ; - курирование воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе. Форма сотрудничества – взаимопосещения.

 

Условия эффективности взаимосвязи ДОУ со школой: постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами;долгосрочность сотрудничества; н аличие плановости и системы в работе;реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОУ и школы.

Варианты решения проблемы преемственности в современных условиях.

1. Комплекс «Детский сад – начальная школа» (одновременное воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Достоинства Недостатки
1) Экономическая выгодность, т.е. рациональное использование зданий детского сада и школы. 2) Безболезненное прохождение социальной адаптации детей за счет непрерывного посещения одного и того же учреждения в течение дошкольного и младшего школьного возраста. 3) Возможность разновозрастных контактов между детьми, что ставит старших в позицию взрослых, ответственных за младших, у малышей формируется содержательный образ школьника. 1) Возможен вариант формального сосуществования детского сада и школы под одной крышей. 2) Отсутствие или несовершенство программ для таких комплексов. 3) Нехватка помещений для проведения перемен, физкультурных занятий, организации питания.

 

2. Раннее предметное обучение дошкольников (школы раннего развития, прогимназии, группы подготовки к школе на базе ДОУ, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования).

Черты организации раннего предметного обучения:

1- Увеличение количества занятий с разными специалистами, функциональный характер отношений с ними.

2- Уплотненность режима дня, сокращение времени на свободную деятельность.

3- Изменение характера общения со сверстниками, отчуждение детей друг от друга, ревностно-отрицательные отношения между детьми.

4- Изменение отношений с родителями: утрата эмоционального контакта, ориентированность на успеваемость ребенка.

5- Изменение системы требований к ребенку, предъявление требований успеваемости, тогда как дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к себе и другим.

6- Изменение внутренней позиции ребенка, отождествление своей личности с результатами своей учебы («Я плохой, я плохо учусь»).

Условия эффективности раннего предметного обучения:

ü Обучение дошкольников на основе игры и других видов детской деятельности, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности.

ü Обеспечение постепенного перехода детей от свободных форм деятельности к регламентированным.

ü Подготовка ребенка к овладению деловым стилем отношений со взрослым и сотрудничеством со сверстниками.

ü Разработка и улучшение программного обеспечения (программы должны быть нацелены на личностный рост ребенка).

ü Интеграция предметных областей знаний (ИЗО и речь, ИЗО и музыка, математика и конструирование, экология и социализация и др.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2005.

3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М., 2005.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2011.

5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М., 2005.

б) дополнительная литература

1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М., 2009.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.

3. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5.

4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.

5. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10.

6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жиличкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – Единое пространство детского развития. – М., 2001.

8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, Ч. 2.

9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.

10. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

11. Калина И. О проекте методических рекомендаций по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9.

12. Ковалева Г., Литвин Л. «Не навреди!» или придет ли предметная система в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 1.

13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9.

14. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.

15. Кудрявцев В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3-4.

16. Мухаметзянов Р. Детский сад – начальная школа: о некоторых аспектах преемственности // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6.

17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

18. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997.- № 3.

19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. – М., 1995.

20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

21. Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.

22. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.

23. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

24. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. – М., 2004.

25. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984.

26. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981.

27. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.

28. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1.

29. Чепель Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в новых условиях // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9.

30. Чумичева Р.М. Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6.

 

в) комплексные образовательные программы для ДОУ

1. Детство: Программа развития и воспитания дошкольников. – СПб., 2011.

2. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М., 2003.

3. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001.

4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М., 2001.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2004.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.

7. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. – М., 2003.

 

Учебное издание

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.